к началу

2. Три доши. Агни. 3. Диначарья.Ритучарья. 4. Диета.

5.Таблица пищевых продуктов 6.Диагностика и лечение


Диагностика и МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
 

    

     В аюрведе приводятся три главные причины болезней:

  • чрезмерное, недостаточное или неправильное использование способностей;
  • ошибочные суждения;
  • влияние сезонных изменений.

     Согласно этой индийской системе медицины все человеческие болезни могут быть разделены на семь обширных категорий, таких как:

     1. Генетические болезни (адибалаправритта)

     В эту категорию входят такие болезни, как трудноизлечимые болезни кожи, геморрой, диабет, туберкулёз и астма, которые возникают прежде всего из-за дефектов в сперме (щукра) отца (тогда это называется питриджа) или яйцеклетке (сонита) матери (тогда это называется матриджа).

     Непереваренная пища, ненормальное поведение, вредные привычки любого рода и стрессовые ситуации наносят ущерб репродуктивной системе как мужчин, так и женщин, что приводит к дефективному потомству.

     2. Врождённые болезни (джанмабалаправритта)

     Эти болезни в основном обусловлены пищевыми расстройствами (расакрита) и неисполненными сильными желаниями матери, имевшими место во время беременности (гарбхам).

     Если диета и поведение матери усиливает и тем самым отягчает вату, то у плода может развиться то или иное уродство, такое как кифоз (горбатая спина), слепота или карликовость; увеличенная питта может вызвать облысение и желтоватую пигментацию кожи; а увеличенная капха может привести к альбинизму (отсутствию нормальной пигментации).

     3. Конституциональные болезни (дошабалаправритта)

     Эти болезни проистекают из различных волнений и расстройств питания или поведения, вызванных дисбалансом любой из трёх жизненных физических энергий (трёх дош) или трёх жизненных умственных энергий (трёх гун).

     Таким образом, конституциональные расстройства бывают двух типов: телесные (шаририка) и психические (манасика).

     4. Травматические болезни (сангхатабалаправритта)

     Любые приводящие к внешнему или внутреннему травмированию события ведут к этому типу болезней.     Внешняя травма вызывается повреждениями, причинёнными внешними механическими воздействиями на тело или укусами животных или ядовитых насекомых.

     Стресс и перенапряжение ведут к внутренней травме.

     5. Сезонные болезни (клабалаправритта)

     Болезни этого типа вызываются сезонными изменениями климата.

     Иногда тело оказывается не в состоянии приспособиться к внезапным и ненормальным климатическим изменениям. В таких случаях экстремальный холод может привести к обморожению и ревматизму, в то время как чрезвычайно высокая температура может вызвать солнечный удар или лихорадку.

     6. Инфекционные и имеющие тонкую причину болезни (дайвабалаправритта)

     Болезни, имеющие тонкую причину, вызываются либо природными воздействиями и бедствиями, такими как молнии, землетрясения и наводнения, либо невидимыми пагубными силами природы, такими как радиация, воздействие с тонких планов и т.д.

     Инфекционные болезни также передаются через сексуальную и физическую близость или общую пищу, посуду, кровати, одежду, полотенца и косметику, которыми также пользуются друзья и родственники, заражённые той или иной инфекционной болезнью.

     Также эти болезни – результат явной ревности и зависти.

     7. Естественные болезни (свабхавбалаправритта)

     Даже самые здоровые из людей страдают от голода, жажды, стремления к сну, дряхлости и смерти.

     Эти болезни вызываются функциональными, органическими и естественными изменениями в теле.

     В аюрведе врачи стараются оценить как симптомы этих болезней, так и их природу и коренную причину (нидану). Это чрезвычайно важно при осуществлении правильного выбора лечебных и профилактических мер для лечения болезни. Ибо, в противном случае, даже после прохождения курса лечения пациент может не получить желаемого результата и, кроме того, всегда остаётся вероятность рецидива.

     Ранние признаки и симптомы (пурварупа) обеспечивают полезные предупреждения и возможность предпринять необходимые действия до того, как болезнь примет опасные размеры. Основные признаки и симптомы (рупа) отражают истинную природу и интенсивность болезни. Другой часто используемый диагностический метод – исследовательская терапия (упасая), которая проверяет и использует диету, лекарства и распорядок дня, чтобы обнаружить такие болезни, которые было бы трудно обнаружить другим способом. Такая терапия направлена либо на устранение причины болезни, либо на устранение самой болезни, либо на облегчение её протекания. Например, опухоль или припухлость, которая уменьшается в результате массажа с применением тёплого масла, несомненно вызвана дисбалансом ваты в сторону её чрезмерного увеличе

Диагностический процесс

     Дисбаланс дош и последующий процесс возникновения болезни называется сампрапти, или патогенез. Поскольку при своём развитии болезни проходят через несколько отличительных стадий, хорошее знание этих стадий помогает при раннем диагностировании болезней. Таким образом, в аюрведе разработана методика диагностического процесса, состоящего из шести стадий и называемого крийя (действие) кала (время), или поэтапные проявления болезни во времени. Первые четыре стадии, которые имеются только в аюрведе, позволяют распознавать и устранять болезнь прежде, чем она примет характерные клинические симптомы.

     Только тот, кому известны различные стадии накопления патогенеза (санчаи), раздражения или ухудшения (пракопы), распространения или перетекания (прасары), выделения или нарастания (стхана самшаи), проявления (вьякти) и разграничения (бхеды), имеет право называться врачом.

     Первая стадия: накопление (санчая)

  • это состояние вызывается слабой пищеварительной силой и дисбалансом дош;
  • на этой стадии токсины (ама), порождаемые ненадлежащим пищеварением, накапливаются в желудочно-кишечном тракте;
  • токсины, появляющиеся из-за дисбаланса капхи, накапливаются в желудке, появляющиеся из-за дисбаланса питты – в тонком кишечнике, а появляющиеся из-за неправильного функционирования ваты – в толстой кишке;
  • из-за присутствия одного из этих токсинов могут проявляться слабые и недостаточно определённые симптомы;
  • необходимо распознать и устранить причину, а не игнорировать или подавлять её;
  • вызывает отвращение к подобным вещам и привлекательность к противоположным.

     Вторая стадия: ухудшение (пракопа)

  • накопившиеся застойные доши теперь "раздражаются" такими факторами, как ахара (пища), вихара (отдых) и сезонные изменения;
  • токсины накапливают в таком количестве, что вызывают раздражение прямо в месте их порождения в желудочно-кишечном тракте.

     Третья стадия: распространение (прасара)

  • на этой стадии чрезмерно накопившиеся в желудочно-кишечном тракте токсины начинают распространяться по телу;
  • обычно вплоть до этой стадии наносимый организму ущерб полностью обратим, и надлежащими мерами может быть достигнуто восстановление баланса дош. Также может произойти самопроизвольная прашама (ремиссия, ослабление болезни), обусловленная сезонными изменениями.

     Четвёртая стадия: нарастание (стхана самшая)

  • распространение чрезмерно накопившихся токсинов, их локализованное вхождение в слабые или ненормальные ткани (дхату) и скопление токсинов в этих местах, что, таким образом, ведёт к неправильному функционированию тканей и структурному повреждению;
  • только теперь появляется та или иная конкретная болезнь с ухудшением свойств органов и тканей и уязвимость к серьёзным инфекциям.

     Пятая стадия: симптоматические проявления (вьякти)

  • отличительные симптомы вначале появляются в поражённых уязвимых местах;
  • проявляющиеся симптомы используются современной медициной для классификации и диагноза болезни.

     Шестая стадия: определённый диагноз и осложнения (бхеда)

  • болезнь, которая накапливалась годы или даже десятилетия, чтобы достичь этой заключительной стадии, становится хронической;
  • эта стадия предлагает детальное понимание группы симптомов, таким образом делая ясной природу болезни;
  • на этой шестой стадии болезнь может действовать как предрасполагающий фактор для распространения других болезней.

Процесс обследования

     Чтобы подтвердить наличие болезни, оценить её размеры и вылечить пациента, врачам требуется провести его клиническое обследование. При проведении этого обследования все три компонента – книжное знание (аптопадеша), непосредственное восприятие (пратьякша) и вывод (анумана) – играют очень важную роль. Обследование пациента может быть выполнено следующими способами:

     Трёхгранное (три-бидха) обследование (парикша)

     Охватывает общее обследование пациента. Включает в себя:

  • Визуальное обследование и осмотр (даршан);
  • Осязательное восприятие (спаршан);
  • Опрос (прашна).

 

Процесс обследования

     Восьмигранное (ашта-бидха) обследование (парикша)

     Восьмигранное обследование обеспечивает ясную картину природы болезни и общего состояния пациента.

     Оно включает в себя проверку пульса, языка, голоса, кожи, глаз, общего вида, мочи и стула.

     1. Проверка пульса (нади парикша):

     Проверка пульса, будучи выдающимся клиническим искусством в аюрведической диагностике, может обеспечить глубокое понимание истории болезни пациента. Идеальное время для проверки пульса - раннее утро; диагностику лучше проводить на пустой желудок; в критической ситуации она может проводиться в любое время дня или ночи. Опытный аюрведический врач может оценить природу вашего тела (пракрити), патологическое состояние (викрути), тип дисбаланса тела (дошу), сделать очень тонкие наблюдения и даже предсказать будущую болезнь с помощью пульса.

     2. Проверка языка (дживха парикша):

     Оцениваемый через состояние его доши, язык с преобладающей дошей ваты суховатый, грубый и надтреснутый, с преобладающей дошей питты - красный с ощущением жжения, а с преобладающей дошей капхи - влажный и покрытый слоем слизи.

     3. Проверка голоса (шабда парикша):

     Здоровый и нормальный при сбалансированных дошах голос становится низким и медлительным под воздействием преобладающей доши капхи, надтреснутым и резким под влиянием питты и хриплым и грубым при доминировании ваты.

     4. Проверка кожи (спарша парикша):

     Также используемая для оценки состояния органов и тканей, пальпация (прощупывание) - важный клинический метод проверки кожи. При её проверке необходимо обратить внимание на влияние преобладающей доши: преобладание ваты делает кожу сухой и грубой с низкой средней температурой, преобладание питты приводит к повышенной температуре кожи, а преобладание капхи - к прохладной и влажной коже.

     5. Проверка глаз (дришау парикша):

     Доминирование ваты делает глаза запавшими, сухими и красновато-коричневыми. При доминировании питты они становятся красными или жёлтыми и пациент страдает от фотофобии (светобоязни) и ощущения жжения. Преобладающая капха делает глаза влажными и водянистыми с ощущением тяжести в веках.

     6. Проверка общего вида (акрити парикша):

     Отражающиеся на лице пациента влияния дош позволяют врачу оценить общую конституцию больного и природу болезни.

     7. Проверка мочи (мутра парикша):

     Для оценки влияния дош во время этой проверки важно провести как анализ мочи, так и опросить пациента. Разновидность такой проверки - тест (парикша) с каплей (бинду) масла (тайла), в котором результат влияния капли масла на урину сообщает об излечимости болезни.

     8. Проверка стула (мала парикша):

     Если пищеварение и усвоение пищи происходят плохо, то стул очень скверно пахнет и тонет в воде. При доминировании ваты стул твёрдый, сухой и имеет серый цвет. Избыток питты делает его цвет зелёным или жёлтым и жидким по консистенции. Преобладающая капха делает его слизистым.

Процесс обследования

     Десятигранное (даша-бидха) обследование (парикша)

     Десятигранная проверка охватывает проверку таких параметров, как конституция тела, патологическое состояние, жизнеспособность тканей, физическое телосложение, размеры тела, адаптируемость, психическая конституция, способности к перевариванию пищи и выполнению упражнений и возраст.

     1. Конституция тела (пракрити):

     Определяемая относительным доминированием дош в период развития эмбриона, пракрити может быть следующих типов: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха или самадоша.

     2. Патологическое состояние (викрути):

     Относящееся к биологической истории болезней во всей её полноте, патологическое состояние позволяет врачам учитывать признаки и симптомы болезни для оценки её силы, причин, дош, поражённых элементов тела, конституции тела, периода болезни и силы индивидуума.

     3. Жизнеспособность тканей (сара):

     Существует семь жизненно важных тканей: лимфа (раса), кровь (ракта), мускульная ткань (мамса), жировая ткань (меда), кость (астхи), костный мозг (маджджа) и репродуктивная ткань (щукра).

  • Лимфа в коже оценивается по состоянию кожи - гладкости, мягкости, чистоте, тонкости, а также с учётом того, покрыта ли кожа короткими, глубоко укоренившимися и тонкими волосами.
  • Количество крови в теле оценивается по состоянию глаз, рта, языка, губ, ногтей и подошв ступней.
  • Когда мускулы находятся в отличном состоянии, тогда виски, лоб, задняя часть шеи, плечи, живот, руки, грудь, суставы, челюсти и щёки плотно прикрыты кожей.
  • У людей со здоровой жировой тканью масляная кожа и здоровые волосы, ногти, голос и зубы.
  • Здоровье костей определяется гибкими и пластичными и при этом крепкими предплечьями, подбородком, ногтями, зубами, лодыжками, коленами и другими суставами тела.
  • Здоровый костный мозг ведёт к хорошему цвету лица и крепким, длинным, округлым и устойчивым суставам.
  • Люди со здоровой репродуктивной тканью (семенем) являются крепкими и весёлыми.

     4. Физическое телосложение (самханана):

     Проверка тела осуществляется посредством осмотра - здоровое тело должно быть хорошо сложено, обладать симметричными костями в левой и правой половине тела, сильными и устойчивыми связками и достаточным количеством плоти и крови.

     5. Размеры тела (прамана):

     В аюрведе размеры тела указываются в терминах толщины пальца, и любой человек, очень близко приближающийся к идеальным размерам, считается в этом отношении нормальным и здоровым.

     6. Адаптируемость (сатмья):

     При указании внутренних субстанций тела людей разделяют на два типа. Представители первого типа являются сильными, легко приспосабливаются к трудностям и имеют превосходные пищеварительные способности, а представители второго типа обычно слабые, плохо переносят перемены и имеют небольшой выбор приемлемой для них пищи.

     7. Психическая конституция (саттва):

     Психическая конституция относится к уму, который управляет телом, находясь в контакте с душой (Атманом). В зависимости от степени умственной силы она может быть высокой, умеренной или низкой.

     8. Способности к перевариванию пищи (ахара шакти):

     Это должно оцениваться с учётом способности индивидуума к употреблению и перевариванию различной пищи.

     9. Способности к выполнению упражнений (вьяяма шакти):

     Оцениваются по способностям к выполнению тяжёлой физической работы и бывают низкими, умеренными или высокими.

     10. Возраст (вайя):

     Подразделяемый на такие широкие категории, как детство, средний возраст и старость, возраст обеспечивает жизненно важные указания для постановки диагноза и лечения, являясь пунктом, который обязательно следует учитывать при клинических обследованиях.

Диагностика пульса

     С незапамятных времён аюрведические врачи правильно диагностировали и лечили болезни, не используя никаких тестов, кроме проверки пульса. Для исследования пульса обычно выбирается участок на запястье левой руки, где проходит лучевая артерия; пальцы правой руки врача располагаются так, как показано на рисунке. Такое обследование раскрывает характеристики дисбалансов, природу болезни и позволяет сделать предсказание дальнейшего течения болезни.

     Характеристики пульса

     Имеются различные отчётливые движения пульса (гати) для каждого типа доши:

Пульс

Вата-пульс

Питта-пульс

Капха-пульс

Характеристики

Быстрый, слабый, узкий, холодный, лёгкий, тонкий, нерегулярный, исчезает при надавливании

Заметный, сильный, скачущий, возбуждённый, с высокой амплитудой, горячий, мощный, умеренный, приподнимает пальпирующие пальцы

Глубокий, сильный, стабильный, медленный, идущий широкой волной, плотный, мягкий, прохладный, тёплый, регулярный

Место-расположение

Лучше всего чувствуется под указательным пальцем

Лучше всего чувствуется под средним пальцем

Лучше всего чувствуется под безымянным пальцем

Гати

Движется подобно кобре – быстрый и скользкий

Движется подобно лягушке – активный и скачущий

Движется подобно плывущему лебедю – медленный и плавный

Обычная частота

80-100 ударов в минуту

70-80 ударов в минуту

60-70 ударов в минуту


Проверка движения пульса (гати) и соответствующее ему состояние

Аналог движения

Соответствующее состояние

кобра

нормальный пульс ваты

лягушка

нормальный пульс питты

лебедь

нормальный пульс капхи

пиявка

артрит, подагра

червь

паразиты, глисты

муравей

смертельная болезнь

павлин

артериальная гипертония, высокий уровень холестерина

куропатка

желудочная язва, энтерит (воспаление тонких кишок)

перепёлка

простатит (воспаление предстательной железы), цистит (воспаление мочевого пузыря)

ворона

обратный ток крови в аорте

голубь

бронхиальная астма

часы

диабет, альбуминурия (белок в моче)

верблюд

сужение аорты, ревматизм клапанов сердца

слон

лимфатическая непроходимость, твёрдые отёки (водянка), лимфосаркома, элефантиаз (слоновая болезнь)

гора

блокада сердца, блокировка основных сосудов

нерегулярный

предсердечная фибрилляция (свёртывание крови)

резонирующий барабан

фатальная болезнь, отказ почек, шок

лотос

совершенное здоровье, просветлённость сознания

     Хотя раннее утро – идеальное время для проверки пульса, особенно на пустой желудок, необходимо помнить, что в случае критической ситуации для постановки диагноза пульс может исследоваться в любое время дня и ночи.

     В аюрведе лечение проводится в четырёх основных формах: лекарственная терапия, панча (пять) карма (действий или систем), регулировка режима питания и регулирование образа жизни. В аюрведе имеются два основополагающих метода здравоохранения – лечение болезни и её предупреждение.

     Профилактический аспект лечения подразделяется на три части:

  • свастха варта (личная гигиена), состоящая из диначарьи (правильного распорядка дня), ритучарьи (учёта сезонных изменений) и садачарьи (правильного поведения);
  • расаяна и ваджикарана (омоложение и вирилизация);
  • йога.

     Лечебный аспект состоит из трёх частей:

  • антати-паримайджана (внутренние лекарства), состоящая из самшоданы (внутреннее очищение посредством панчакармы) и самшаманы (лечебного воздействия);
  • внешняя терапия, такая как массаж, использование паст и порошков;
  • хирургическое лечение.

     Панчакарма – это имеющийся только в аюрведе глубокий очистительный процесс, который позволяет телу освободиться от избытка дош и токсинов на клеточном уровне и вывести их из тела. Хотя человеческое тело считается замечательной разумной естественной заживляющей системой, способной к самовосстановлению и омолаживанию, чрезмерно быстрое попадание токсинов в тело и образование их новых соединений внутри тела уменьшает эту естественную способность. Именно тогда панчакарма играет ключевую роль в коррекции наполненного токсинами организма.

     Панчакарма состоит из вызываемой медикаментами рвоты (вамана) с целью устранения избытка капхи, терапевтического очищения кишечника (виречана), чтобы убрать избыток питты, клизмы с использованием медикаментов (васти), чтобы устранить избыток ваты, каплей для носа или лекарства для вдыхания через нос (насья) для лечения болезней головы и шеи и кровопускания (ракта-мокша) при наличии расстройств крови. Таковы пять очистительных процедур, предназначенных для удаления накапливающихся токсинов и других отходов жизнедеятельности из тела. Поскольку темпераменты (доши) и ткани тесно связаны друг с другом, эта очистительная процедура воздействует на ткани косвенным образом через целенаправленное выведение и устранение связанного с ней темперамента. Например, ярко выраженное устранение капхи вызывающей рвоту травой оказывает влияние на запас жидкости в питательной ткани, содержащей воду и растворы солей, плазму, жиры. В то же время высвобождение большого количества питты выборочным очищением кишечника подобным образом оказывает косвенное влияние на общее количество красящих веществ в крови и в теле в целом. Васти несколько отличается от этих методов, поскольку эта процедура предназначена для ликвидации избытка ваты, и в ней используется тёплый раствор олеатов (масел). Во время своего длительного контакта с мембраной толстой кишки он отделяет прилипшие слои фекалий от стенок толстой кишки и, таким образом, улучшает впитывание, что важно для последующего питания всех тканей. Насья, в свою очередь, очищает синус (пазуху) и, таким образом, улучшает деятельность органов чувств.

     Физические и ментальные болезни происходят из-за порчи соматических (телесных) дош ваты, питты и капхи и ментальных дош раджаса и тамаса. Сознательные проступки, влияние времени и чувств – таковы три первоочередные причины, ответственные за порчу биологических и ментальных дош. Пища, напитки и факторы окружающей среды с соответствующими свойствами дош искажают эти доши и вызывают болезни. Очистительные терапии панчакармы приводят три доши в состояние равновесия, действуя в качестве как лечебных, так и профилактических мер.

 Терапия насыщения и пропитывания тела маслом (снехана)

     Терапия насыщения и пропитывания тела маслом состоит из насыщения тела травяными и лекарственными маслами посредством внешнего и внутреннего пропитывания тела маслом, чтобы сделать его мягким и вывести доши. Для получения требуемого эффекта необходимо от трёх до семи дней.

     Используемый материал бывает четырёх типов: растительные масла (для внешнего пропитывания), животные жиры и костный жир (для внутреннего пропитывания) и топлёное масло (для внутреннего пропитывания).

     Широдхара

     Это наиболее часто используемая предварительная процедура, название которой означает "стекание масла тонкой струёй (дхара) на голову (широ)". Она заключается в том, что тёплое масло стекает стабильной струйкой на лоб, особенно на брови и в область между глазами. Эта процедура часто добавляется к программе панчакармы, потому что она успокаивает вату и умиротворяет центральную нервную систему. Она чистит как ум, так и чувства, что позволяет естественным механизмам оздоровления тела устранить стресс нервной системы. Это, в свою очередь, улучшает ясность ума и способность к пониманию и постижению.

     Широдхара длится обычно в течение двадцати минут и проводится три-четыре раза в течение семидневного курса лечения. В ней используется смесь из масел, сделанных из специальных трав (масла "Маханараян", "Махамаш" и т.д.), которые успокаивают и подпитывают нервную систему. Помощник врача регулирует поток масла таким образом, чтобы оно текло тонкой струйкой из медного или глиняного сосуда, подвешенного на 15-20 см выше лба пациента.

     Шировасти

     Процедура шировасти проводится на голове пациента с помощью специализированного кожаного контейнера, похожего на цилиндр (шляпу). Этот тип васти улучшает сенсорные функции. Он также стимулирует капхагенные секреции в околоносовой зоне пазухи, которые уменьшают сосудистую конгестию (прилив крови, застой) в мозге. Процедура шировасти чрезвычайно полезна при обусловленных изменениями в сосудах головных болях, шизофрении, навязчивых неврозах, потере памяти, дезориентации, глаукоме и головных болях в области пазухи.

     Терапия потения (сведана)

     Терапия потения (сведана) обязательно следует за терапией насыщения и пропитывания тела маслом (снеханой). Вызываемый высокой температурой различных источников тепла пот выступает на коже через потовые железы, открывая поры кожи. Из-за потения увеличивается агни, и жировая ткань приходит в движение и превращается в жидкость. В то время как из тела через кожу выводятся отходы жизнедеятельности в форме амы (токсинов), эта процедура также помогает превратить в жидкость увеличенные доши и расширить все каналы тела для очищения.

     Эта процедура подразделяется на два главных типа – агни сведа, при которой тепло применяется непосредственно в виде пара, и анагни сведа, при которой нет необходимости во внешнем источнике тепла – оно образуется внутри организма пациента при выполнении им физических упражнений, ходьбе, подъёме тяжестей, пребывании под солнечными лучами или в комнатах с центральным отоплением, укутывании пациента в плотные одеяла и т.д.

     Чарака описал около тринадцати типов принудительного потения, некоторые из них сейчас используются на практике:

  • упанаха сведа – потение с помощью припарок;
  • ушма сведа – потение с помощью пара;
  • нади сведа – потение с помощью местного применения пара (пар или испарения лечебного отвара листьев);
  • авагах сведа – потение при пребывании в ванне в тёплом отваре лечебного раствора.

     После этой процедуры пациентам рекомендуется отдыхать, избегать холода, принимать тёплые ванны и дышать свежим воздухом. Носовая терапия, клизма и кровопускание могут проводиться сразу же после процедуры потения. Очищение кишечника должно выполняться только через два дня после терапии потения. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы не была пропущена ни одна из терапий, поскольку в противном случае это не только уменьшит эффективность панчакармы, но и может даже принести вред.

     Прохождение курса панчакармы должно происходить только под наблюдением квалифицированного доктора после того, как тело подготовлено правильным и соответствующим образом.

     Основная стадия – прадхана карма

     Рвотная терапия (вамана)

     Рвотная терапия очень эффективна при носовых болезнях, туберкулёзе, бронхите, астме, диабете, плохом пищеварении, анорексии (патологическом отвращении к пище), диспепсии (расстройстве пищеварения), воспалении лимфатических желёз, эпилепсии, умопомешательстве, водянке, тучности и сердечных болезнях.

     Поскольку капха сосредоточена в верхней части тела, её устранение из организма самым коротким путём приемлемо и желательно с учётом того, что если та или иная доша устранена из своего главного местопребывания, то шансы на её возвращение будут очень низкими. Мёд и каменная соль – обычные средства вызова рвоты.

     Правильная рвотная терапия вызывает ощущение чистоты в груди и желудке, лёгкости тела и гарантирует своевременное прохождение мочи и стула. Но необходимо позаботиться о том, чтобы избежать чрезмерности при проведении этой процедуры, поскольку это может привести к потере сознания, кровохарканью во время рвоты, внезапному снижению давления крови и боли в груди. В то же время недостаточность проведения рвотной процедуры не позволит достичь желаемого эффекта.

     Терапия очищения кишечника (виречана)

     Цель терапии очищения кишечника – устранить те доши, которые не могут быть удалены посредством рвоты или через другие каналы, такие как почки, лёгкие и потовые железы. Эта процедура очень эффективна при лихорадке и нервном возбуждении, болезнях кожи, кровотечении из рта и носа, геморрое, глистах, подагре, влагалищных болезнях, анальных проблемах, фистулах (свищах), анемии (малокровии), опухании желёз и потере аппетита.

     Целенаправленная терапия по устранению питты и питты-капхи выполняется через анус с использованием различных слабительных средств – как слабых, так и сильных. Она должна проводиться только после пурва-кармы. Однако она не пригодна для детей, старых или немощных людей и беременных женщин. Терапия очищения кишечника строго противопоказана при наличии кровотечения низших отделов кишечника, слабости или диарее.

     Клизменная терапия (васти)

     Клизменная терапия считается лучшим способом лечения расстроенной (т.е. доминирующей) ваты. Она очищает и омолаживает толстую кишку, которая после этого полноценно питает всё тело и помогает совладать с болезнетворными процессами до того, как они перейдут в блуждающую стадию. Подразделяемая на масляную клизму, клизму с лечебными отварами и терапевтические клизмы, она выполняется через анальный проход (за исключением случаев терапевтического спринцевания влагалища).

     Поскольку вата – это сила задержания и устранения, её дисбаланс – коренная причина болезней, связанных с тканями и органами тела. Таким образом, клизма оказывается эффективной для почти всех типов болезней, обсуждаемых в аюрведе. Эта терапия помогает омолаживанию тела и наделяет силой и долголетием.

     Васти бывает преимущественно двух типов: нируха, которая выводит токсины из тканей (дхату) и удаляет накопившиеся естественным образом малы (отходы тела) из толстого кишечника, и анувасана ("последующее влияние"), при которой клизменная жидкость удерживается внутри кишечника в течение большего периода времени для произведения требуемого эффекта.

     Васти не может применяться в случае специфических болезней кожи, тучности, проблем желудочно-кишечного тракта, потери аппетита, увеличения размеров печени и селезёнки, обезвоживания, диспноэ (одышки), водянки (отёков) и в состоянии горя и шока.

     Носовая терапия (насья)

     При носовой терапии используются медикаментозные масла, принимаемые через ноздри. Она используется для содействия рвотной терапии в вытеснении токсинов и избытка капхи из горла, носа, синуса (пазухи) и других органов. Носовая терапия эффективна при болезнях головы, ушей, носа, горла и зубов; она улучшает связи между чувствами и соответствующими органами. Она не применима для пациентов, страдающих от расстройства желудка, обезвоживания, голода, горя, а также во время беременности. Чрезмерное проведение этой процедуры может вести к излишним выделениям из носа и глаз, ощущению тяжести в теле и неправильному функционированию органов чувств.

     Кровопускание (ракта-мокша)

     Токсины, попавшие в кровоток через желудочно-кишечный тракт, циркулируют по всему телу, собираясь под кожей или в околосуставном пространстве, и создают предпосылки для болезней. В случае их значительного скопления возникает необходимость в их устранении и очистке крови. Таким образом, эта терапия очень полезна в случае различных нарушений состава крови и расстройств питты, таких как не поддающиеся лечению болезни кожи, опухоли, подагра, чрезмерная сонливость, облысение, галлюцинации и увеличенный размер печени и селезёнки.

     Обычно в этой процедуре с помощью острого скальпеля с чрезвычайной осторожностью делаются неглубокие параллельные или вертикальные надрезы после применения на участке надреза успокаивающей и антисептической пасты. Количество выпускаемой крови не должно быть больше 350 миллилитров. Если же предполагаемое количество выпускаемой крови должно быть больше, то необходимо использовать медицинскую иглу, чтобы проколоть вену. Кровопускание не должно использоваться для людей, страдающих от общей опухлости конечностей, слабости, серьёзной анемии (малокровия), геморроя, лихорадки, обезвоживания и алкоголизма.

     Истинная цель панчакармы заключается в устранении причин болезней, поскольку отсутствие тех или иных болезненных симптомов само по себе не всегда указывает на полное излечение или совершенное здоровье. Зачастую симптомы могут устраняться быстро, в то время как для излечения обычно требуется большее время. Поскольку в каждом конкретном случае всё зависит от личной конституции пациента, очевидно, что в случае очень запущенных хронических болезней может потребоваться большее количество сеансов или курсов лечения, чтобы вывести токсины из тела.

    Неоспоримой истиной жизни является тот факт, что наиболее драгоценное имеющееся у каждого владение – это его собственная духовная сущность, стоящая над всеми аспектами (эмоции, мысли и пр.) проявлений человека и способная – из-за своей запредельной утончённости – проявляться в виде любых аспектов и форм. Поскольку – в отличие от святых – осознание человека не сосредоточено целиком и всё время на его духовном аспекте, а рассеяно по всем его планам сознания – от сознания физического тела до духовного сознания, у нас имеется тенденция уходить от этой подлинной высшей части нас самих, в результате чего мы попадаем в ловушку негативных энергий, которые являются коренной причиной болезней. Духовные терапии перенаправляют ваши энергии с заблудшего пути назад на правильный путь, позволяя вам проникнуть глубоко внутрь вас самих, вашей души.

     Будучи детьми Бога, все индивидуумы содержат в себе божественный аспект. Призывая силу этой божественности через обуздание ума и контроль над мыслями, каждый может сформировать свою жизнь по своему желанию и сделать её очень значимой и плодотворной. Следовательно, очень важно пытаться искоренить из ума все негативные мысли и сосредоточиваться только на позитивном.

     Вызывающие болезни негативные мысли – это гнев, критика, негодование и чувство вины. При наличии таких болезнетворных и разрушительных мыслей совершенно невозможно поддерживать тело здоровым. Например, постоянная критика в течение долгого периода времени часто приводит к такой болезни, как артрит. Гнев приводит к закипанию внутренней энергетики и жжению и, в конечном счёте, поражает тело, вызывая болезни сердца. Негодование буквально съедает организм и, в конечном счёте, приводит к возникновению опухолей и рака. Чувство вины всегда ищет наказания и вызывает ту или иную боль.

     Волнение и беспокойство – почти что самая плохая форма саморазрушительной умственной деятельности, в то время как ненависть – это её наиболее страшная форма. Ненависть отравляет тело и ум, и её последствия очень долговременные. Подобным образом, если у вас нет желания жить, то вряд ли вы будете жить долго. С другой стороны, если вы намереваетесь жить с позитивным мышлением, то, несомненно, вы будете жить долгой и здоровой жизнью. Другими словами, человек, который выполняет упражнения, медитирует и позитивно мыслит, тем самым сообщает своему телу, что он хочет оставаться здоровым в течение всей своей жизни.

     Размышляйте о тех вещах в жизни, которые вы хотели бы выполнить, и вы заметите, что ваши мысли начинают превращаться в реальность. Это явление называется метафизической причинной обусловленностью. Она – содержащаяся в словах и мыслях сила, порождающая дела и переживания. Эта метафизическая причинная обусловленность образует связь между мыслями и вашим физическим телом. Например, жёсткая и напряжённая шея – частый признак негибкости в человеке, которая не позволяет ему прислушиваться к противоположным аргументам и доводам.

Иглоукалывание

     Современное название этого направления в медицине образовано из латинских слов "акус" (игла) и "пунктура" (пронизывание). Оно является древним китайским искусством исцеления, в котором иглами прокалывается кожа пациента или даже мускулы, чтобы исправить в теле несоответствия инь (женского начала) и ян (мужского начала).

     Классический труд жёлтого императора по терапии, один из старейших медицинских текстов в мире, содержит специальный раздел, называемый "Волшебные ворота", который посвящен этой терапевтической методике.

     Хотя в современных диаграммах по иглоукалыванию содержится более 2000 точек в теле (расположенных вдоль каналов невидимой энергии, называемых "меридианами", – по 12 каналов в каждой половине тела и два главных канала (рен и ду) вдоль средней линии), традиционно этих точек было только 365.

     Западное объяснение эффективности иглоукалывания заключается в следующем: игла, вставленная в определённые акупунктурные точки тела, высвобождает некоторые химические вещества, активизирующие нейропередатчики, которые затем передают нервные импульсы мозгу для получения желаемых результатов. Иглоукалывание должно осуществляться только квалифицированными врачами.

     Фундаментальное различие между точечным массажем и иглоукалыванием заключается в следующем:

Иглоукалывание

Точечный массаж

  • Форма хирургии, в которой иглы вводятся в определённые точки тела.
  • Устраняет хронические боли и излечивает недомогания.
  • Форма физиотерапии, в которой массируются и стимулируются определённые точки тела.
  • Ослабляет различные боли и недомогания и приносит облегчение при напряжённости, истощении и болезни
  • Ароматерапия

         В древней Индии придавали огромное значение влиянию природных ароматов на здоровье и их практическому использованию в повседневной жизни. В древних ведических гимнах натуральный аромат цветов описывается как несущий здоровье, устраняющий тревоги и печали.

         Современные учёные считают, что здоровье зависит от приятного запаха. По мнению учёных, влияние загрязнённой окружающей среды может быть нейтрализовано ароматами цветочных растений. Большинство цветочных растений приятно пахнут, но, к сожалению, в наше полное беспокойства время цветок не всегда и не везде можно найти.

         В соответствии с аюрведой аромат цветов может сочетаться c сандаловым маслом. Это чистое натуральное масло является основным компонентом для изготовления ароматических палочек – благовоний.

         Согласно аюрведе, различные ароматы соответствуют вкусам и действуют на организм подобно вкусу.

    1. Сладкий – успокаивает, охлаждает (сандал, роза, корица)
    2. Кислый – согревает, успокаивает (полынь лимонная, кевда, мотхья)
    3. Солёный – согревает, улучшает аппетит (запах моря, водорослей)
    4. Острый – согревает, возбуждает (запах кардамона, красного и чёрного перца)
    5. Горький – охлаждает, успокаивает (запах аира, миндаля)
    6. Вяжущий – охлаждает, ободряет (запах грецкого ореха, айвы, зелёных яблок)

         Ароматические масла и благовония – это не просто приятно пахнущие вещества, а активные соединения с широким спектром действия на организм человека.

         Роза – умиротворяет ум, успокаивает нервную систему, снимает головные боли и переутомление, повышает активность жизнедеятельности и сопративляемость болезням, нормализует пульс, применяется при лечении туберкулёза. Розовое масло при применении внутрь действует как противовоспалительное, антисептическое, ранозаживляющее и мягчительное средство (при болезнях желудка, печени и т.д.)

         Сандал – успокаивает ум, обостряет интеллект, создает ощущение наслаждения, улучшает настроение, способствует творческому вдохновению, благоприятно для медитации, охлаждает в жару, повышает иммунитет и сопротивляемость организма, антисептик мочеполовой и дыхательной системы.

         Жасмин – гармонизирует нервную систему, ободряет, является эротизирующим средством для женщин, предотвращает женские болезни, улучшает состояние кожи, применяется при лечении туберкулёза и простуды с потерей голоса.

         Мускус – создает атмосферу духовности, отгоняет негативные мысли, помогает при медитации, используется для лечения начальных стадий рака.

         Корица – снимает депрессивное состояние, поднимает настроение, снимает тошноту, головокружение, противообморочное средство, эротизирующее средство.

         Миндаль – тонизирует, укрепляет нервную систему, улучшает кровообращение. Масло при массаже даёт согревающий и расслабляющий эффект.

         Анис – обладает отхаркивающим и смягчающим действием, успокаивает, снимает мигрени и головокружение, устраняет тахикардию.

         Лимон – имеет бактерицидное действие, тонизирует вегетативную нервную систему, снимает головную боль, тошноту, головокружение при спазме сосудов головного мозга. Стимулирует иммунитет, особенно при эпидемиях гриппа. Настраивает на философское восприятие трудностей и потерь, способствует медитации.

         Ладан – устраняет депрессию и бессонницу, обладает противовоспалительным действием на организм, благоприятствует медитации.

         Шалфей – для лечения бронхиальной астмы, кашля, ангины, воспаления среднего уха, при воспалении мочевыделительной системы, печени и жёлчного пузыря, туберкулёзе легких, болеутоляющее средство. Употребляется при неврозах, неврастении.

         Лаванда – при депрессии, мигрени, бессоннице, повышает внимание, снижает утомляемость.

         Мятаприменяется при простуде, гриппе, бронхите, насморке, стимулирует при умственных утомлениях, улучшает кровообращение, пищеварение, лечит морскую болезнь. Антисептическое средство для помещений.

         Эвкалипт – антисептическое, отхаркивающее действие.

         Полынь лимонная – освежающий эффект при ароматизации помещений, тонизирует.

         Mедитация (дхьяна) – это непрерывный поток познания объекта, на котором сосредотачивается медитирующий. Медитация следует за сосредоточением ума.

         Благотворные воздействия медитации:

    • если вы медитируете в течение получаса ежедневно, то сумеете выдержать битву жизни спокойно и с духовной стойкостью;
    • медитация устраняет боль, страдание и горе;
    • медитация – это самое могущественное успокоительное средство для психики и нервной системы;
    • во время медитации божественная энергия естественным образом стягивается к медитирующему и оказывает мягкое успокоительное влияние на ум, нервы, органы чувств и тело;
    • медитация – это мистическая лестница, по которой изучающий йогу поднимается с "земли" на "небо разума";
    • медитация – это ключ, раскрывающий многие тайны жизни;
    • медитация распахивает дверь интуитивного знания и царства вечного блаженства;
    • во время медитации сознание становится спокойным, ясным и устойчивым;
    • нельзя за один день, за одну неделю или за месяц войти в состояние глубокой медитации; в течение долгого времени вам придётся стараться изо всех сил; будьте терпеливы; будьте настойчивы; будьте наблюдательны; будьте усердны;
    • во время медитации ум постепенно очищается от сомнений.

         Как медитировать?

    • регулярно медитируйте на рассвете, между четырьмя и шестью часами утра; в это время у вас свежая и спокойная голова;
    • у вас должна быть отдельная комната для медитаций; если такой нет, превратите один из углов комнаты в место для медитации, воспользовавшись ширмой;
    • если во время медитации вы ощущаете напряжение, сократите в последующие несколько дней продолжительность каждого сеанса медитации; выполняйте облегчённую медитацию;
    • на пути духовной практики не теряйте благоразумия; не впадайте в крайности; придерживайтесь золотой середины, или серединного пути.

    Проявите готовность и желание изменить свои слова и мысли и затем наблюдайте, как прямо на глазах меняется ваша жизнь. Способ управлять своей жизнью состоит в том, чтобы управлять своим выбором слов и мыслей, поскольку никто не может делать это за вас и проникнуть в вас настолько глубоко, как вы сами. Хотя это легче сказать, чем сделать, этот контроль над собой может быть достигнут лучше, если практиковать искусство расслабления и сосредоточения, для чего, в свою очередь, можно обратиться к помощи музыки и мантр.

    К другим страницам общепринятой концепции Аюрведы - 1, 2, 3, 4, 5


    К содержанию

     

     

    Hosted by uCoz