Бунтарь Бхавамишра

Ю.В. Сорокина

 

Среди классических текстов Аюрведы, которые почитаются и изучаются на протяжении многих поколений, существует признанное разделение на две триады – большую, или «Брихат трайю», и малую или «Лагху трайю». Это разделение напоминает два пьедестала почета без четкого разделения на золотые или серебряные медали. На первом пьедестале стоят три равновеликих мастера – Чарака, Сушрута и Вагбхата с их «Чарака самхитой», «Сушрута самхитой» и «Аштанга хридайя самхитой». А на втором пьедестале, подобно победителям альтернативной Олимпиады, расположились Мадхавакара, Шарнгадхара и Бхавамишра, авторы трудов, вошедших в «Лагху трайю». С виду никто из них не соперничает в борьбе за негласное золото или серебро, потому что каждый занимает свою нишу. Однако для того чтобы прорваться на пьедестал «Лагху трайи» среди множества других признанных мастеров, нужно было обладать необыкновенными талантами. И не только талантами, но и тем, что мы бы сейчас назвали «нужными связями».
XVI век – время, когда была создана «Бхавапракаша самхита» - было периодом начинающегося упадка Аюрведы. Канонические тексты и их компиляции уже были не только сложены, но и подверглись немалым искажениям со стороны «редакторов». Традиционное безусловное почитание врача Аюрведы давало трещины. Войти в устоявшийся мир с чем-то заметным непросто. Хотя среди авторов аюрведических трудов не было принято возвеличивать себя, хотя большинство именовало себя скромными редакторами и составителями, они отнюдь не были лишены амбиций, как не были лишены материальных запросов. Достигнув определенного уровня мастерства или претендуя на достижение этого уровня, врачи старались найти себе покровителя среди многочисленных царей и князей. Это давало постоянную практику, доход и «продвижение» своих работ. Придворные мудрецы всегда имели преимущества среди своих менее удачливых собратьев.
На этом фоне Шри Бхавамишра, автор «Бхавапракаша самхиты», выглядит ярким и неожиданным метеором среди неторопливо плывущего неба. Метеором тем более неожиданным, что ни о каком почитании власть имущих с его стороны не было даже речи. Напротив – судя по немногочисленным сведениям о его жизни, он демонстративно избегал любых покровителей, позволял нелицеприятные высказывания в адрес богачей, много раз переезжал из города в город. Возможно, это было связано с темпераментом, а возможно – и с некоторыми конфликтами с властями городов. Современники называли его «блистающим солнцем знаний» «самым ярким бриллиантом в короне Аюрведы». Но только ни в одну земную корону этот бриллиант встраиваться не хотел. Потомки, уже имевшие возможность сравнить восточную и западную медицинскую традиции, назвали Бхавамишру «индийским Парацельсом». И в самом деле – можно уловить между ними некоторое сходство.
Бхавамишра происходил из ортодоксальной брахманской семьи и вырос в Магадхе (в южном Бихаре). Знание Аюрведы получил от своего отца Латакана Мишры. Бхавамишра оказался чрезвычайно талантливым учеником. Он обладал исключительной интуицией и стремился увидеть новые грани привычных вещей и понятий. Еще в молодости он написал собственный глоссарий лекарственных трав «Гуна ратна-мала», подробно описав их свойства и дополнив очень точными деталями, которых не было в работах других авторов. Судя по всему, от отца перенял не только почтительное, но и живое восприятие энергии различных божеств. Он явственно видит связь различных растений с разными аспектами иерархии вселенной. Он видит исток Аюрведы как живую ткань жизни, в которую вплетено изначальное знание. Именно Бхавамишре принадлежит великолепный поэтический образ Чараки как воплощения змея Ананта Шеши, несущего спящего Вишну по водам Мирового океана. («В то время, когда Хари воплотился в виде рыбы, Шеша был наделен знанием Аюрведы, и его знание было совершенным. Однажды взглянув на землю, Шеша был поражен страданиями людей, которых терзали болезни. Побуждаемый состраданием, он явился как сын мудреца Вишуддхи и странствовал по земле, исцеляя людей и обучая их, как быть здоровыми. Его стали называть «Чаракой» - странствующим целителем»). Чарака остается для Бхавамишры идеалом во всем. Быть странником на Земле. Ни к чему не привязываться. Никому не прислуживать. Лечить и обучать. Возможно, в свое виденье Бхавамишра вкладывал собственные взгляды, которым Чарака вовсе не был привержен. Чарака стремился изложить изначальный труд Агнивеши. А Бхавамишра идет дальше. Он бунтарь и провидец. В своем изложении мироустройства он, хотя и пытается следовать принятой концепции, высказывает свое понимание – так, как чувствует сам. Он приводит гимны и мантры, которые нужно читать при приеме и приготовлении лекарств, но не те, что цитируют его коллеги, а те, которые являются ему самому. Описывая растения, не стремиться унифицировать описание по какой-то схеме – например, сначала энергетика, потом вкус, потом действие. Краткие и емкие стихи описывают растение так, как «подсказывает» само растение и поэтический слог автора. Блестящий диагност, Бхавамишра мог ставить диагноз по голосу, - так говорили его современники, коллеги по «цеху», среди которых было немало завистников и недоброжелателей.
Учитывая все это, трудно не предположить, что труд Бхавамишры взлетел на малый пьедестал почета Аюрведы скорее вопреки всем внешним обстоятельствам, чем благодаря им. Тем более удивительно, что это произошло с текстом, в значительной степени выходящим из рамок уже устоявшихся традиций, почти революционным.
Чем же знаменит основной труд Бхавамишры? В основном своей первой частью, представляющей словарь лекарственных растений, так называемый «нигханту».
Сам термин «нигханту» зафиксировался в традиции очень давно и означает он буквально «совокупность названий» (нама-самграха). Письменная традиция в качестве первого нигханту рассматривает творение ученого Яски, который в 800-е годы до н.э. составил словарь «Нирукта» из пяти разделов. В трех первых разделах перечислялись имена божеств (вместе с синонимами), а в последних двух – анатомия человека и лекарственные растения, количество которых не превышало 100 наименований. Этот словарь положил начало традиции медицинских глоссариев – нигханту, и обычаю начинать разговор о том или ином веществе с перечисления его синонимов. Во избежание разночтений уместно заметить, что вошедший позже в употребление аюрведический термин «Дравья гуна» («дравья» – буквально «вещество») является синонимом и «Нигханту», и «Материи Медики» - европейского латинизированного названия лекарственных словарей.
Врач, не владеющий в совершенстве своим главным оружием – арсеналом лекарственных средств, не мог быть признан специалистом в среде своих коллег. «Врача, не владеющего нигханту, следует осмеять так же, как ученого без грамматики и стрелка, не умеющего держать лук», - утверждал Чарака. И потому традиция составления лекарственных словарей стала одной из важнейших в аюрведической теории. Каждый из восьми главнейших разделов Аюрведы был оснащен собственным арсеналом лекарственных словарей, но сама их важность была такова, что аюрведическую Материю Медику нередко считают самостоятельным разделом.
Древнейшими «нигханту» были труды, относящиеся к 7-8 веку до н.э., и один из них, согласно некоторым исследованиям, вошел в качестве лекарственного словаря в «Сушрута самхиту».
Прославленных мастеров Аюрведы – Чараку (1-2 века до н.э.) и Сушруту (1-2 века н.э.) – следует также считать «законодателями» в области составления лекарственных словарей. Разделы нигханту существуют и в известном труде Вагбхаты «Аштанга Хридайя самхита», будучи, как и в работах Чараки и Сушруты, несколько разнесены по разным главам.
По своей сути «Бхавапракаша самхита» является классическим трудом по кайя-чикитсе (терапевтической традиции). Но раздел нигханту в нем главенствует и занимает половину всего трактата. Отдавая дань великим учителям прошлого, Бхавамишра включил в трактат немало старинных рецептов из лучших трудов древних авторов, описал много не упоминавшихся прежде растительных средств, использовал опыт врачей традиции юнани и внес в свою работу много собственных разработок и революционных идей. Он дополнил и переработал многие рецептуры и впервые описал способы лечения занесенного в Индию португальцами сифилиса. Он описал несколько не выделенных раньше заболеваний женской половой сферы и несколько кожных заболеваний (одну из них он назвал «болезнью богини Ситалы») и разработал схемы их лечения. Его описания свойств веществ нередко отличаются от описаний предыдущих авторов, поскольку растения могут менять свои качества в зависимости от климата и условий, а Бхавамишра во многом полагался на собственный опыт.
Датируемый 1558 годом, трактат «Бхавапракаша самхита» имеет приблизительно 10268 стихов различной метрической длины, распределенных по трем разделам, семи частям (бхагам) и 80 главам (пракаранам). Он посвящен всем медицинским вопросам, базирующимся на «причине-симптомах-лечении» (хету-линга-аушадха). В первый раздел «Пурва кханда» включены несколько обширных глав с описанием разделенных на 24 группы пищевых и лекарственных средств, которыми может пользоваться врач. В «Пурва кханду» входят также тексты о происхождении Аюрведы, теория махабхута и описание зарождения и «построения» человека (зародыша), предписания правильного образа жизни в течение дня и во время смены сезонов. В «Мадхья кханда» 71 глава; они посвящены нидана (этиоглогии), лакшана (симптоматологии), сампрапти (патогенезу), садхасадхьята (прогностике) и чикитса (терапии болезней, с акцентом на кайя-чикитсе). Здесь же приводятся кастха-аушадха (формулы растительных средств) и раса-аушадха (формулы средств из ртути и минеральных веществ). «Уттара кханда», как и во многих других традиционных работах, является завершающей частью и описывает вайджикарана и расаяна чикитсу - терапии поддержания плодовитости и омоложения.
Необычность труда Бхавамишры, кроме научных идей, состоит в форме подачи классического нигханту, органично встроенного в текст учебника по кайя-чикитсе. Если все остальные словари существовали как обособленные справочники по продуктам и лекарственным средствам, не включая теоретических частей, то «Бхавапракаша» совмещала в себе справочник с прекрасным учебным пособием. В то же время и сам раздел нигханту мог быть выделен в отдельное издание, что неоднократно и производилось впоследствии.
Кроме своего самого известного труда, Бхавамишра оставил еще три работы. Две из них - «Гунаратна мала» и «Мадхава надана типпани» сохранились, а «Вайдья нигханту» была утрачена. Можно только предполагать, сколько опыта и авторских разработок Бхавамишры пропало вместе с «Вайдья нигханту», потому что она считается более поздней работой, суммировавшей весь его опыт.

Фрагмент альманаха "Аюрведа - Искусство жизни" под редакцией И.И. Ветрова и Ю.В. Сорокиной. - "Дханвантари", 2010

К публикациям


К содержанию

© Ю. В.Сорокина
© Альманах"Аюрведа - Искусство Жизни" под редакцией И.И. Ветрова и Ю.В. Сорокиной, 2010 год.
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru


 

Страница на фейсбуке "Школа Аюрведы доктора Ветрова"

Группа ВКонтакте "Школа Аюрведы доктора Ветрова"

Если вам интересен сайт и у вас возникает желание выразить ему теплые чувства, можете сделать это с помощью небольшой материальной поддержки автору сайта. Теплые чувства будут взаимны.
Яндекс 41001337794609

Hosted by uCoz