ЧАРАКА САМХИТА

Шарирастхана

1 глава

(Перевод Б. Мартынова)


 

1. Теперь сообщим то, на сколько частей (подразделяется) тело Человека.

2. Так, поистине, было сказано благодетельным Атреей.

3. Из скольких частей Человек, о мудрый, (согласно) делению на составные (дхату}? Откуда причина Человека? Каков Человека источник?

4. Кто (он) — незнающий или знающий? Вечный или невечный? Незримой природы, бездеятельный ли? И каков Человека признак?

5. Бестелесный и самостоятельный, владычный, всепроникающий, всесущий, говорят о Самом, что он — Самознатец, Полезнатец и Очевидец также.

6. Бездеятельного его что, о благостный, заставляет быть в действии? Самостоятельный, почему, (как) зависимый слуга, (он) рождается в лонах?

7. Если Владычный (он), почему одолевается силой несчастных существовании? Всё и всепроникающий, как не сознает он все страдания (этого)?

8. Вездесущий, отчего не видит созданных скал и стен? Полезнатец или же Поле, что первее — (вот в чем) сомненье.

9. Без того, что известно (как) Поле, Полезнатец (не может быть) первым, ибо (он) не соединяется (ни с чем вторым). Если же идет Поле первым, Полезнатец должен быть преходящим.

10. Кого (тогда) очевидец и бытие он? (Ведь) иного (творящего) деятеля не бывает. И как может быть неизменным предмет, (сам себе) создающий страданье?

11. Затем, о блаженный, какие из трех недугов правильно лечит сведущий (врач) — прошлые, настоящие, будущие?

12. Будущий (недуг) — недостижим, прошлый — (уже) прошел, настоящий же мгновенен, (поэтому) сомнение правомочно.

13. Какова причина недугов? Что местопребыванием (их) называют? И куда все недуги идут, исчезнув без остатка (после выздоровления)?

14. Всезнающий, от всего отрекшийся, от всех касаний свободный, единый, успокоенный. Воплощенное Существо, какими (при)знаками воспринимается?

15. Сказанное Агнивешей выслушай лучше, речь рассудительную, все, что надлежащим образом провозгласил мирный духом Пунарвасу.

16. Первосущий, как известно, включает сознание и шесть составных (дхату)-

Одно лишь сознание, как известно, слагает Первосущего.

17. И еще известно подразделение на двадцать четыре (сущности): ум, десять чувств чувственных целей и Природа из восьми составляющих.

18. Признак ума — отсутствие постижения и также присутствие. Когда Сам и предметы чувства не существуют в связи —

19. то есть без деятельности ума, — (никакого) не может быть постижения. Крошечность и единичность известны как два свойства ума.

20. Требующее постижения и кроме того внимания, представления и решения, также старания — все то, что может быть узнано умом, известно как его предметы.

21. Действие собственного ума — чувств смешение,определение, предположение и обдумывание. Потом высшим развертывается (возникает) разум.

22. Предметы чувств воспринимаются чувствами вместе с умом. Но вначале (это) будет делать ум; доброта или вред в вещи

23. порождается здесь. Обладающим решением разумом устанавливается таким образом — говорить или действовать соответственно.

24. А из чувств (великих стихий) — эфира и прочих с одним преобладающим происходят пять действий, среди них развертывается разум.

25. Руки, ноги, задний проход, уд и также речевой чувственный (орган), чувств действия — пять также. Ноги — для действия передвижения,

26. анус и уд — для извергания, руки — для хватания и удержания, язык — речевой орган чувства и речь, правдивая — свет, и темень — неистинная.

27. Великие стихии — пространство, воздух, огонь, вода и также земля. Звук, касание, облик, вкус и запах — их свойства.

28. Из них первая (стихия имеет лишь) одно свойство. (Число) свойств возрастает в последующих. Свойства первой (присоединяются) к свойствам последующей также по порядку.

29. Плотность, текучесть, подвижность, теплота — соответственно у земли, воды, воздуха, жара. У пространства — непрерывность — воспринимаемый признак.

30. Все эти признаки — в поле действия чувства касания. Ибо (все) узнаваемое чувством касания с его противоположностью (узнается) касанием.

31. Свойства и также особенности (стихий) в теле изложены. Затем следует познать предметы областей чувств — звук и прочие свойства.

32. В зависимости от чувств развертывается разум живых существ, таким же образом идет определение — от (соприкасания) ума и того, что возникло в уме.

33. От различия в действии и целях чувств — многоразлична (способность) познания,

как известно. Сам, чувства, ум, цели (чувств) один за одним порождены сближением.

34. Как порождается указательным и большим пальцем руки и вины музыки появление и восприятие звука, — так и восприятие разумом (порождается) соприкасанием.

35. Разума, ума, чувств (и их) предметов высший согласователь — Непроявленное. Собрание двадцати четырех (составляющих) известно как Человек.

36. (Его) конечность (порождается) соприкасанием с раджасом и тамасом, но от этих препятствий избавляются возрастанием саттвы.

37. Тогда обоснованы дело, плод дела и знание, заблуждение, радость, страдание, жизнь, смерть, чувство собственности.

38. Тот, кто действительно знает это, тот знает растворение и возникновение, преемство (тела) и лечение и то, что следует узнать сверх того.

39. Не может быть света, темени, правды и лжи. Веды, доброго и недоброго действия, ни деятеля, ни познавателя, если Первосущий не существует.

40. Не может быть ни опоры, ни счастья, ни скорби, ни движения, ни недвижимости, ни речи, ни писаний, ни рода, ни рождения и ни смерти,

41. ни связанности, ни освобождения, если Первосущий не существует. Поэтому Первосущий (признается) причиной сведущими в причине.

42. (Если) Сам не признается причиной, (вышеизложенное тогда будет) без основания. Не может быть (чего-либо) порожденного природой, покоя, побуждения.

43. Может ли быть сделан без деятеля кувшин посредством глины, оси, колеса и дом сделан из земли, соломы и балок без домостроителя?

44. Тот, кто говорит, что тело объединено действующими причинами без (самого) деятеля, — (говорит это) от скудоумия и отвергания писания.

45. Всеми источниками (познания) причиной Первосущий признается (и среди) всех — от писаний, от которых цель познания узнается.

46. (Отрицатели) говорят: нет никакой Той Сути — (лишь) последовательные возникновения, они же по подобию образуются снова и снова,

47. неуправляемое море их появлений известно как (живое) существо. Не Дух (а они) — деятели и вкушатели (плодов дел) — говорят кое-кем поддерживаемые.

48. По тем, кто не признает Самого, (выходит, что) другими существами мог бы одинаково вкушаться новый плод, обретенный (действием) другого.

49. Телесные органы живого существа могут быть различны, но Дух, деятель действий, один и тот же.

50. Явления разрушаются в мгновение ока, быстропреходящее конечно, и жертвы, выполненные одним, не испивает другой.

51. Видящие сущность поэтому считают, что та причина действия и вкушатель действия — вечное Существо, известное как Предсущий (Пуруша).

52. Обособление, наслаждение плодами действия, перевоплощение и память в живых существах рассматривается как действие отличной от тела (души).

53. Так как Высший Сам безначален, порождение не приписывается ему. Человек же, будучи сочетанием, порождается действием помрачения, влечения и отвращения.

54. Сам — знающий. Но знание его проявляется, когда связано со средствами (восприятия).

При отсутствии, закрытости или несоприкасании средств (оно) не появляется.

55. Как нет соответствующего образа в зеркале запыленном или в воде замутненной — так же, коль сознание поражено.

56. Действующие средства — ум, разум, познавательные и действующие органы чувств. (Их) связь с создающим (Духом) порождает действие, ощущение и понимание.

57. Сущность существ одна (без средств) не проявляет действия, не вкушает (его) плода. От сочетания (этих явлений) является все и нет без него ничего.

58. Поистине, (Дух) один не производит появления, не производит даже побуждения — ведь быстрота происходящего от природы отсутствия не нуждается (в обосновании).

59. Безначальный Предсущий вечен. Противоположный же, рожденный причиной, зрящий иной — рожденный причиной, он невечен, (как всякий) плод действия.

60. Непостижимо существование Того, поскольку Вечное ниоткуда. То непроявленное невоспринимаемо, проявленное же — иное.

61. Сам — Непроявленный, Полезнатец, Непознаваемый, Всесущий, Неколебимый, поэтому проявленный — иной. Будет сказано и о высшем и о втором.

62. Если же (Он) проявляется чувственной способностью, то постигается чувствами. Производный отличен от до-проявленного, наличие (коего) постигается (лишь) сверхчувством. 63. Эфир и прочие, а также разум, непроявленное, обособление — восемь источников существования природы. Шестнадцать преобразований (таковы):

64. пять познавательных чувств и пять деятельных с умом и пятью (великими стихиями)

известны как преобразования.

65. Все рассматриваемое (вместе), кроме непроявленного, зовут Полем. Непроявленное, поведано мудрыми, (есть) Полезнатец.

66. Порождается разум непроявленным, разумом мнится “я”, от обособления последовательно происходят эфир как высшее и прочие (стихии).

67. Так Целый, проявляющийся всеми частями, зовется производным. Первосущий при растворении вновь отъединяется от движений. От непроявленного происходит проявленное, от проявленного — снова непроявленное.

68. Ражем и теменью пронизана, (вселенная) как круговорот проявляется. Те, у которых высшее — в двойственности и у которых обособление является высшим, —

69. те (подвержены) возникновению и растворению, а не те, у коих иначе.

70. Вдыхание и выдыхание, мигание, жизнь, ума движение,

перемена чувственного (органа при восприятии), подвижность и устойчивость,

71. перемещение в иную страну во сне, также предчувствие смерти, узнавание виденного правым глазом — также левым,

72. влечение, ненависть, радость, страдание, усилие, сознание, разум, память, обособление — признаки Высшего Самого.

73. (А также) поскольку признаки живого не соответствуют признакам мертвого — так сказано великими мудрецами.

74. Тело же при этом уходе пребывает пустым, бессознательным. Переход в состояние пяти стихий называется смертью.

75. Ум деятелен, (но) бессознателен. Сознающим будет Высший Всесущий. Лишь соединением Его с умом кажется деятельным.

76. Оттого, что Сам Сознательный, поэтому деятелем не является. Несознательный ум — словно деятель, но не является (таковым).

77. Будто сами собой все существа во всех лонах привязываются к жизни. Нет никакого иного привязывающего.

78. Тот владыка, делающий действие, действуя, плод (дела) вкушает, Владыка по завершении мышления разрывает все (связи), (как) владыка.

79. Сам, хотя и всепроникающий, (но) особенно с телом своим сцеплен чувствами. Поэтому Самому не могут быть ведомы все (чувства) всех обитателей.

80. Поистине Сам всемогущ, поскольку всепроникающий и великий и из совершенства ума видит через созданное.

81. Вечный, несвязанный умом, телом, следствием действия, хоть проникает во все лона, но из-за (ограниченности) знания пребывает в одном лоне.

82. Сам не имеет начала, и потому безначально Поле в последовательности (изменений). Что из них прежде и что потом — из-за безначальности не установимо.

83. Знающий Сам — кто поистине может лишь считаться очевидцем. Явления же во вселенной, именуемые всеми существами, Самому очевидны (а не им).

84. Само Существо — одно и никогда признаками не обладает. Он невоспринимаем. У одного его не может быть различения (на признаки).

85. Сцепление первосущего с восемью различными (составными мира) создает ощущения, затем ощущения — органы чувств, тогда создается это различение (на признаки).

86. Врач лечит болезни все трех времен (прошлого, настоящего, будущего), сказано. Скажут: посредством какого средства при одном (лечении) это происходит?

87. Повторяющаяся головная боль, лихорадка, повторяющиеся кашель и рвота —

это возвращение (болезни).

88. Этими правилами доказывается мнение о возвращении прошлого (недуга). Время возвращения прошлых из болезней трех (времен) повторяется.

89. Что касается лечения, употребляемого для этой (из болезней) трех времен, то это успокоение прошлых недугов, так сказано.

90. Как препятствие прибывающим водам, губившим в прошлом зерно, перед жилищем строится насыпь —

91. так, воспринимая предвещающие признаки появления болезней, применяют те средства, коими и (покуда) непришедшие болезни уничтожают.

92. (Тогда) последовательное повторение страданий не возвращается,

создается основа счастья, и счастье появляется,

93. приходит равновесие и порядок, не нарушаемый неуравновешенностью

соответствующих телесных составляющих от всегда возникающих причин.

94. Искусный врач эти будущие из трех времен недуги уничтожает, так сказано. Но окончательное излечение — то, которое устраняет обманчивость,

95. ведь обманчивость — высшая причина несчастий. От укоренившегося несчастья избавление и всякого несчастья устранение — удаление всех обманчивостей.

96. Как шелковичный червь нить из себя производит, приносящую ему мучение, так невежественный жаждущий (мирских) целей из себя постоянно хворь производит.

97. Знающий, познавший пусть их, как огня ненужного, отвращается;

от не-начинания, не-соприкасания это страдание прекращается.

98. Ухудшение мысли, терпения и памяти из-за действия времени и неверного целеполагания, следует знать, (является) причиной несчастий.

99. Если цепляются за ложное, (видя) в невечном вечное, а во вредном полезное — это следует знать как ухудшение разума. Ибо разум видит то, что есть.

100. Ум, погруженный в вещи из-за ухудшения терпения, не удерживается от вредного. Лишь терпение может удержать ум от вредных предметов.

101. Если память ухудшилась из-за подверженности человека ражу и помрачению, это известно как ухудшение памяти. Ведь память содержит все, что помнится.

102. У кого ухудшается мысль, терпение и память из-за дурного действия, подвергается ущербности мышления. Это усугубляет все нарушения {доши).

103. Усиленное возбуждение животных потребностей и возникающих подавление, наслаждение силами, чрезмерное наслаждение с женщинами,

104. неверное начинание действий, (когда) прошло время действия, отсутствие скромности и хорошего поведения,

105. недостаток почитания знающих, самовольное наслаждение вредными предметами и наслаждение совсем безрассудными доказательствами.

106. Не вовремя и не к месту движение, дружба (с теми, чьи) действия плохи, следование за устремлением чувств и уклонение от указанного хорошего поведения.

107. Пренебрежение, злоба, тщеславие, страх, гнев, алчность, помрачение,опьянение и смятение или дурное и вредное телу действие, рожденное

108. от любого из подобных действий, происходящих от раджаса и помрачения, различающие считают ущербностью мышления, причиной недугов.

109. Мысленные ложные понятия и неверное поведение представляют ущербность мышления. Это находится в поле действия ума.

110. Недуги, происходящие от времени, уже указаны в Изложении недугов — как питта и другие (доши) (приходят) в волнение, в рост, уменьшение (от изменений времен года).

111-112. Болезни, коих причины — неверное, чрезмерное и неполное проявление признаков:

— по временам года;

— в начале пищеварения, при вкушении и после пищеварения;

— в разное время дня — утром, в полдень и после полудня и во время трех сроков ночи: перед полуночью, в полночь и после полуночи — проявляющиеся в эти определенные сроки, известны как болезни, порожденные временем.

113. Болезни, подобные ежедневной лихорадке, возвращающейся ежедневной лихорадке, малярии и перемежающейся лихорадке, проявляются по времени, поскольку они усиливаются в определенное время.

114. Врач, знакомый с силой времени появления болезни, должен лечить ее и другие подобные до их прихода.

115. Болезни от времени, вызывающие в конце концов старость и смерть, рассматриваются как природные, природа (же) неизлечима.

116. Действие, (произведенное) в прошлом теле, называемое судьбой, также признается основанием проявления со временем болезней.

117. Нет, поистине, важного дела, которое бы не порождало своего плода. Болезни, порожденные действием кармы, не поддаются успокоению (и) проходят (лишь) после (ее) истощения.

118. От слушания слишком сильного или слабого звука или же лишения слышания звуков вовсе бывают ухудшения слуха.

119. Слушание звуков ужаса, хулы, неприятного, несчастья, ябедничества неверным соединением Духа со слухом зовется.

120. Вкратце говоря, излишнее касание или же лишение касания того, что подлежит касанию, (есть) ущербность чувства касания.

121. Несвоевременное соединение с ядовитыми существами и ветрами,

с масляным, холодным, горячим неверным соитием называют.

122. От излишнего смотрения на яркие и слишком мелкие предметы

или (неиспользования) зрения вовсе — падение зрения.

123. (Видение) ненавидимых, ужасающих, отвратительных, далеких, слишком близких и неосвещенных предметов зовется неверным соединением (с чувством зрения).

124. Излишнее поглощение вкусов, отсутствие поглощения, крайне малое поглощение, поглощение яда для своего удовольствия — это порча (вкуса).

125. Наслаждение от употребления слишком нежных и слишком острых запахов и неупотребление (обоняния) вовсе (приводит) к ухудшению чувства запаха.

126. Запахи (бывают) от вонючих существ, ядовитые, отвратительные и также несвоевременные. Соединение обоняния с такими запахами неверным соединением называют.

127. Вот три вида неистинного соединения

(чувственных способностей) с предметами, усугубляющими расстройство.

128. Болезни, причиняемые неверным, чрезмерным применением и неприменением слуха и прочих (чувств), известны как болезни от повреждения чувств.

129. Есть, как известно, явления, ответственные за причину несчастья. Уравновешенное применение (чувств) трудно достижимо, но одно это приносит счастье.

130. Ни чувства, ни их цели не являются причиной счастья-несчастья.

Но причиной будет указанное четверичное соединение.

131. (Даже если) есть чувства и есть их цели, но нет (их) соединения — нет ни болезни, ни счастья. Поэтому действующая причина — именно четверичное соединение.

132. Без Самого, чувств, ума, разума, их поля или действия (кармы) (не бывает) счастья-несчастья. Поэтому далее говорится о том, что следует знать.

133. Соприкасание (посредством) чувства касания и умственное соприкасание — два вида, (которые) порождают счастье-несчастье и недуги.

134. Влечение и отвращение от счастья-несчастья порождает вожделение, и вновь вожделение (становится) причиной счастья-несчастья, так сказано.

135. Именно оно, являющееся сборищем явлений, известно как обиталище скорби. Пока при незатронутости (этого) не касаются — нет соприкасания и не явится никакая скорбь.

136. Вместилищем скорбей (является) ум и тело вместе с чувствами, кроме волос, волосков (на теле), ногтей, пищи, кала, текучей влаги.

137. В йоге и освобождении всех скорбей прекращение.

В освобождении — прекращение без остатка. Йога — осуществление освобождения.

138. От соединения Самого, ума, чувств и (их) предметов происходит счастье-несчастье. Обе эти вещи исчезают, когда ум собирается и удерживается на Самом

139. и достигаются (сверхъестественные) силы тела. Это известно как йога йогинам-мудрецам.

140. Вхождение в другое тело, чтение мыслей, сотворение вещей по собственной воле, (ясно)виде-ние, (ясно)слышание, (совершенная) память, необыкновенное сияние и также невидимость по желанию.

141. Эти восемь достижений достигаются упражнением в йоге. Все (это) достигается очищением саттвы.

142. Освобождение (происходит) от отсутствия рад-жаса и тамаса и уничтожения усилием (прошлых) действий, (это) состояние отъединения от всяческого соединения снова. Поклонение соединенным (с Высшим) душам, избегание (людей противоположных), соблюдение обрядов и постов, различных обязанностей, стойкость в уставах писаний, (их) знание, радость в уединении, избавление от владычества чувств, твердая решимость (в стремлении) к Высшему, отказ (от мирских дел), не самомнение, страх от видения сцепления (Духа, ума и тела), сосредоточение ума и разума, лицезрение священных предметов — все это происходит от постоянного припоминания Сути.

148. Вышеизложенное, начиная с почитания достойного и кончая твердостью, служит для памяти. Помня истинную природу явлений, избавляются от несчастий.

149. Теперь будет сказано о восьми действиях, приносящих хорошую память:

знание причины; знание облика;

знание подобия; знание противоположности; сосредоточение ума; повторение;

обобщение знания; последующее обучение. Вспоминание воспринятого, услышанного или пережитого ранее зовется памятью.

150. Как сказано видящими суть силы памяти — она одна представляет путь (освобождения), следующие которым не приходят обратно (к перевоплощению).

151. Это, опять же сказано, путь достижения йогинами Единения.

(Это) путь Освобождения йогинов, добродетельных, расчетливых и освобожденных.

152. Все, что имеет причину, (несет) несчастье, не самостоятельно и не вечно. Оно Самим не произведено, и здесь возникает эта мысль о подвластности (человека),

153. пока не возникает истина, что “этот разум не я”. “Это не Сам” узнав, знающий избавляется от всех (несчастий).

154. Как только достигнуто отречение, все ощущения с корнями, само сознание, знание и умения без остатка идут к прекращению.

155. Отождествившееся с Высшей Благой сущностью существо впредь не затрагивается, дробность всех явлений для него не существует. Это знание сведущих в Благе. Невозможно для непознавшего знать это.

В этой главе “о различных частях” (Первосуще-го) соответственно пониманию тела на двадцать три важных вопроса отвечено просветленным мудрецом.

Это конец первой главы о частях Первосущего и прочем соответственно пониманию тела раздела о теле труда Агнивеши, редактированного Чаракой.

(Перевод Б. Мартынова)

   

К статьям


К содержанию

© Юлия Сорокина. 2004.
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru


Страница на фейсбуке "Школа Аюрведы доктора Ветрова"

Hosted by uCoz