оглавление следующая глава

 
АШТАНГА ХРИДАЯ САМХИТА
Шримад Вагбхата
 
 
 

Глава 6. Дравьякалпа (природа медицинских рецептов)

Теперь мы изложим главу дравья калпа – природа медицинских рецептов,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1-2. Идеальные лекарственные вещества (травы) для приготовления лекарств – те, что выросли в пустынной местности, в регионах с умеренным климатом, на ровных местах, выросшие в хорошей почве, чистые, выросшие вдали от мест захоронений, у буддийских монастырей (или близ большого дерева), у дорог, в ущельях, близ муравейников, в мягкой глине, поблизости от источника воды, который расположен справа, в местности, покрытой травой куша и рохиша, на невспаханной земле и не в тени больших деревьев.

Идеальны для приготовления лекарств те травы, что наделены хорошим цветом, вкусом и другими свойствами, те травы, что не потревожены насекомыми, не опалены лесным пожаром, не осквернены никаким другим способом и не подвержены никаким патологиям. Благоприятны травы, которые в должное время года были насыщены всеми бхута (пятью основными элементами), тенью, солнечным светом, водой и т.п., широко разросшиеся, с корнями, устремленными в северном направлении.

5-7 . (Мудрому врачу следует собирать все эти травы, произнося следующий гимн: “Вы, благотворные травы, своею мощью и великолепием умерьте страдания Махендры, Рамы, Кришны, брахманов и коров и даруйте им благополучие”).

Затем, совершив благоприятные обряды, исполнив свои ум и сердце преданностью, будучи чистым (одеждой, разумом и т.п.), воздержавшись (предыдущим вечером) от принятия пищи, врачу следует, в надлежащий сезон, собрать наполненные соком (свежие, в зеленом состоянии) травы, растущие в благоприятных местах. Если это невозможно, следует собирать такие травы, возраст которых не превышает года, за исключением гуда (пальмового сахара), гхрита (гхи), кшаудра (мёда), дханья (кустумбуру), кришна (пиппали) и виданга. Коровье молоко, навоз и мочу следует собирать только от молодой и здоровой коровы; ткани (кровь, мышцы, жир и т.п.), перья, копыта, рога и т.п. следует собирать только у тех животных и птиц, которые молоды и полны сил.

8. За исключением соли, источником кашайя (рецепта) являются (лекарственные вещества) пяти вкусов. Раса (свежий сок), калка (паста), шрита (лекарственный отвар), шита (холодный раствор), пханта (горячий раствор) – таковы пять разновидностей кашайя (рецептов, лекарственных составов), каждый из которых в превосходящем порядке сильнее предыдущего.

9-10. Сок, извлеченный из свежего (зеленого) растения, хорошо протертый и отжатый через ткань, называется свараса (свежим или натуральным соком). Калка (паста) это вещество, приготовленное с какой-либо жидкостью, чурна (порошок) – вещество, приготавливаемое без какой-либо жидкости, шрита (или куатха) - это лекарственный отвар (прокипяченный с какой-либо жидкостью), шита (холодный раствор) – вещество, вымоченное или настоянное в какой-либо жидкости в течение ночи (и затем процеженное), пханта (горячий раствор) – это лекарственное средство, растворенное в какой-либо теплой жидкости, размешанное, процеженное сквозь ткань и использованное сразу же после приготовления.

11-12. Дозу этих (составов или лекарственных форм) определяют в соответствии со (свойственной) болезни силой и т.п. По словам муни (Чараки): “Ни для отдельного средства, ни для состава не существует определенной или устойчивой дозы; они зависят от болезни, природы пищеварительного тракта пациента, его силы и возраста, от (характера) местности и времени года (сезона)”.

13-14. Средней предписанной дозой свараса (свежего сока) считают количество в четыре пала; средней дозой песья (пасты) считается один карша, вымоченный в трех пала жидкости. Куатха готовят в одном пала лекарственного средства, кипятят в половине прастха жидкости и доводят отвар до четверти первоначального объема; шита готовят с одним пала лекарственного средства, вымоченного в шести пала жидкости. Следующий из них (пханта) готовят с одним пала лекарственного средства и четырьмя пала жидкости.

15. Если для снеха пака (рецепта лекарственного гхи или растительного масла) особо не упомянуто количество (каждого компонента), количество составляющих его калка (пасты), снеха ( гхи, растительного масла и т.д.) и драва (жидкостей - отваров) должно последовательно увеличиваться в четыре раза по отношению к предыдущему.

Комментарий: В рецептуре гхи или растительного масла количество калка (пасты), снеха (жира) и драва (отвара) должно соответственно составлять одну, четыре и восемь частей.

16. Шаунака говорит: если при приготовлении лекарственного жира необходимо использовать чистую воду, отвар или свежий сок и пасту из лекарственных средств, их количество должно составлять соответственно одну, четыре, шесть и восемь частей.

Комментарий: Количество пасты должно составлять одну часть, чистой воды должно быть четыре части, количество отвара должно составлять шесть частей, и свежий сок должен составлять восемь частей .

Если (при приготовлении лекарственного жира) нужно использовать более пяти жидкостей, их количество должно быть равным количеству жира.

17-18. Правильно приготовленная паста не должна прилипать к пальцам. Правильно приготовленный жир, при выливании на огонь, не издает никакого треска и придает огню хороший цвет и т.п. При проявлении таких признаков его (лекарственный жир) следует быстро удалить (из очага). (В стадии надлежащего приготовления) пузыри в лекарственном гхи исчезают; в случае приготовления лекарственного растительного масла пузыри начинают появляться.

Комментарий: Описанные выше способы проверки фаз приготовления лекарственных жиров можно объяснить следующим образом. Небольшое количество пасты из лекарственных средств извлекают из кипящей жидкости и скатывают между большим и указательным пальцами; если она не прилипает к пальцам, она приготовлена правильно. Когда лекарственный жир выливают на огонь, он ярко горит, не издавая никакого шума. Когда на кипящем гхи пузыри исчезают, а на кипящем растительном масле появляются в большом количестве, они считаются правильно приготовленными, и их следует удалить с очага.

Признаки правильного приготовления леха (конфитюра, джема) таковы: он принимает нитевидную форму, тонет в воде и становится либо подвижным, либо неподвижным.

Комментарий: Нитевидная форма и свойство тонуть в воде – это признаки всех конфитюров; некоторые конфитюры сохраняют свойство быть подвижными (тянуться подобно гелю), а некоторые теряют эту способность (становясь твердыми).

19-21. Пака (обработка или приготовление) бывает трех родов или степеней: манда (слабое, мягкое), чиккана (приготовленное вполовину силы, среднее) и кхарачиккана (очень сильное). При манда вещество по своим (признакам) подобно пасте; при чиккана оно становится похожим на мадана (пчелиный воск); при кхарачиккана оно становится тусклым, черным и не принимает нитевидной формы. После этих трех стадий приготовления наступает дагдха (чрезмерное приготовление, пережигание, обугливание); использование такого вещества не приведет к желаемой цели. Если лекарственный жир приготовлен неправильно, он приводит к ослаблению пищеварительного огня. Мридупака (слабую обработку) следует использовать для введения лекарства через нос, кхара пака (сильную обработку) – для умащения или массажа тела, а чиккана пака (умеренное приготовление) – для питья и терапии методом клизмы.

22. Шана, панитала, мушти, кудава, прастха, адхака, дрона и ваха – эти меры превосходят каждую предшествующую в четыре раза, в последовательном порядке.

Влажные лекарственные средства (травы в свежем, зеленом состоянии) следует класть в состав во вдвое большем количестве, чем в сухом состоянии. Это же относится и к жидкостям, начиная с кудава и т.п. (их следует использовать во вдвое большем количестве, чем это упомянуто в рецепте).

23-24. Если в рецепте лекарственного жира особо не указана используемая жидкость, для вымачивания и смешивания лекарственных средств следует использовать воду. Там, где особо не указывается количество составляющих лекарство ингредиентов, их следует класть в равном количестве. В тех рецептах, где особо не упоминается форма лекарственного средства, это средство следует готовить в виде пасты. Там, где особо не упоминается часть используемого растения, следует использовать корни; подобным же образом поступают в тех случаях, когда необходимо использовать не слишком распространенное лекарственное средство (используют только корни трав).

25-28. Шесть вамси составляют один маричи, шесть маричи составляют один саршапа, восемь саршапа составляют один тандула; два (тандула) составляют один дханьямаша или ява; четыре (дханьямаша) составляют один андика, машака или шана.

Два шана составляют один ватака, кола, бадара или дранкшана; два ватака составляют один акша, пичу, панитала, суварна, кавала, граха, карша, бадала падака, тиндука, паниманика, шукти, аштамика или пичу, - все эти слова используют для обозначения одного и того же. Два пичу составляют один шукти, пала, пракунча, билва, мушти, амра или чатуртхика; два пала составляют один прасрата; два анджали составляют один маника, адхака, бхаджана, камса, дрона, кумбха, гхата или армана; сто пала составляют один тула; двадцать (тула) составляют один бхара.

29. Травы обычно собирают в горах Химават и Виндхья. Те, что собраны в первом месте (горах Химават) являются саумья (холодными, охлаждающими, слабыми по воздействию) и благотворными для здоровья, в то время как травы, собранные в другом месте (горах Виндхья), являются агнейя (горячими, огненными и сильными по воздействию).

Так заканчивается глава, называемая дравья калпа, шестая глава Калпасиддхистханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

Так заканчивается Калпасиддхистхана – пятый раздел Аштангахридайи.

 

Перевод Ю. Сорокиной

оглавление следующая глава

К содержанию

К оглавлению

Hosted by uCoz