МИССИЯ РАМАКРИШНЫ В РОССИИ

Свами Джьотирупананда

Настоящая статья посвящена Миссии Рамакришны — самому крупному социальному движению в Индии, признанному во всем мире, — и ее вдохновителю Шри Рамакришне. Это лекция, которая была прочитана в музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре в 2000 году.

 
 

 

Считается общепринятым фактом, что в последние годы в России происходит духовное возрождение. В целом Россия это страна, где всегда большую роль играла религия, и поныне она продолжает играть заметную роль, будучи олицетворенной в форме христианских церквей.

Итак, можно ли найти в этой стране, в России, и в этой нынешней духовной ситуации, место для последователей Парамахамсы Рамакришны? Если рассуждать в общем, то в этой ситуации и в этой духовной атмосфере не хватает двух вещей. Первое, что я хотел бы отметить, это то, что духовности здесь, на мой взгляд, не хватает некоторой глубины. Очень важно, чтобы духовность не сводилась ни к ритуальной стороне, ни к интеллекту. Имеется высшая истина, или духовная истина, — та единая реальность, которая выражена во всех религиях в самых разнообразных формах. Но практически во всех существующих религиях эта высочайшая истина внешне не является ярко выраженной. Она как бы не бросается в глаза. Как правило, человеческий ум подвержен влиянию религиозных догм и стиснут их узкими рамками. Приход Рамакришны дал возрождение истинного, чистого духовного понимания наиболее глубоких, основных истин. Не следует считать, что до него эти истины были полностью сокрыты или полностью искажены. Просто он сумел их выявить, преподал в наиболее чистой непосредственной форме. Цель его миссии состояла в том, чтобы привлечь внимание верующих, последователей всех существующих религий, к этим основам. То, о чем я пытаюсь вам сказать, имеет отношение к глубине духовного опыта. Именно эта глубина и может быть обретена в учении Рамакришны. И индус, и мусульманин, и христианин получит очень многое — они познают высочайшую Истину, заключенную в их собственных религиях.

Что касается широты учения, то вы, несомненно, осведомлены о том, что все существующие религиозные течения в чем-то ограничены и являются сектантскими по своей сути. Они утверждают: наше — это правильно, а то, чужое, — ошибочно, это ложь, это от Сатаны. В Веданте имеется положение — Истина одна, но различные мудрецы выражают ее по-разному. Это истинная правда, выраженная простыми словами, и она должна быть открыта всем людям, которые желают идти по духовному пути. Возьмите пример Шри Рамакришны и его ученика Свами Вивекананды. Своей жизнью они показали — Истина может быть выражена различными путями. Рамакришна сам практиковал различные религии и всё подтвердил собственным духовным опытом. Плоды этого опыта, вывод, который можно сделать, следующий: христианство — истинно, индуизм — истинен, ислам — истинен. Все религии — истинны.

Итак, в Рамакришне мы обретаем, во-первых, глубину и, во-вторых, широту. Но особенно следует сделать акцент на учении Веданты, потому что Веданта как раз та высочайшая точка, тот наивысший уровень осознания, в котором заключена и эта глубина, и эта широта. В ней любая религия находит свое место, и все религии располагаются как бы в едином потоке, в едином согласном строе. Основные положения Веданты соединены в стройное учение.

В ведантических текстах сказано о том, что высочайшая Истина явлена в трех формах. Это монизм, частичный монизм и дуализм. Каждая из существующих на земле религий занимает свое место в одном из трех разрядов. Такая троичная классификация не соотносится с известными религиями — христианством, индуизмом и т.д., они не являются синонимами. В Веданте говорится об этих подразделениях на классы, но не указано ни одно конкретное название, или секта, или религиозное направление. И в этом смысле у нас нет опасности стать сектантами.

Согласно монистическому учению, Бог — един. Существует один только Бог. Все творение является лишь проявлением, или отражением, этой единой Истины. В основании монизма лежит одна фраза из Упанишад: “То, из чего произошло это бытие, должно знать как высочайшую Истину”. Оно и есть эта величайшая Реальность, единственно сущая. Изначально лишенная формы, она явлена как чистое сознание, Сат-Чит-Ананда. Это абсолютное бытие, абсолютное знание и абсолютное блаженство. Согласно монизму, Единая сущность есть неколебимая Истина. Несомненно, творение существует как эволюционный процесс, но первоисточник един и неизменен. Значит, и человек представляет собой такое же явление — отражение, или иллюзорное проявление этой величайшей Истины. Истинная природа человека — чистое сознание. И через духовную практику он может подняться к этим высотам.

Возможно, человек на своем духовном пути не достигнет желаемого — высокого уровня сознания. Он сумеет познать истину, но каким-то иным способом. И таким образом, можно говорить о частичном монизме, где индивидуум воспринимает себя как часть Бога. Подобно тому как из великого огня вылетают искры, из Бога исходит бесконечное число душ, бесконечно малые, крохотные индивидуальные души. В частичном монизме утверждается, что хотя искра и имеет единую природу с огнем, но они не тождественны, потому что искра — крохотна, а огонь — велик. Рамакришна утверждал, что этот уровень постижения также является полностью истинным, но он отличается от монизма.

Кроме того, имеется дуализм. Бог — всеведущ, безгранично могущественен и бесконечно богат. Его неиссякающая сила сотворила всё бытие и человека. Нам надлежит принять убежище в Боге, и тогда Он поведет нас, и мы достигнем истины и достигнем венца своего бытия. Это еще один уровень постижения высочайшей Истины.

В основном религии указывают именно на этот, дуалистический местижения высшей Истины. Рамакришна прошел все три пути, начиная с последнего и кончая монистическим, высочайшим. И он утверждал, что все три являются полностью истинными и в них всех выражена одна Единая Истина. Для того чтобы наглядно продемонстрировать это, Рамакришна сам прошел через духовную практику и, помимо индуизма, получил также опыт христианства и ислама.

Итак, если мы обрели истинное понимание этих основ учения, то можно практиковать любую дуалистическую, наиболее распространенную в этом мире, религию. Можно двигаться и дальше, и пойти выше, достичь более высоких уровней. Это и называется учением Веданты, это же называют учением Рамакришны.

Можно начинать практику с той точки, где мы находимся в данный момент. Если наша исходная ступень христианство, или что бы то ни было, мы должны опереться именно на нее, а не пытаться сразу обратиться в какую-то другую религию. И в этом заключается глубина и широта. Глубина в том, что мы не ставим ограничений, не удовлетворяемся дуалистическим уровнем и имеем возможность идти дальше, за его пределы. Широта в том, что мы обладаем сознанием, дающим свободу выбора конкретной формы, конкретных методов духовной практики, какой-то определенной религии. Учение Рамакришны дает осознание духовного пути, правильное отношение и уважение к любой религии на земле. Кроме того, это дает нам возможность правильно оценить роль и место, которое занимают в жизни повседневная ритуальная практика, интеллектуальная работа и молитвенное постижение. Тогда возможно будет преодолеть те условные ограничения, которые накладывает на нас положение в жизни, — социальный статус, работа, семья и прочее. Всё наше существование, все действия, слова и мысли могут быть переведены на духовный уровень, когда будут воплощены на практике все принципы учения Рамакришны.

Таким образом, разница между обычной и возвышенной жизнью, или между мирским и духовным статусом, исчезает, если будет оцениваться совсем иначе, чем принято считать среди людей. Кто бы ни интересовался и ни пытался глубже познакомиться с учением Рамакришны, он обязан усвоить главное — глубину и широту.

Рамакришна не должен считаться человеком, который жил в определенное время и в определенном месте. Рамакришна есть духовная сила, духовный импульс. Не случайно не было ни одного случая, когда бы удалось сфотографировать Учителя в обыденном человеческом состоянии. Те фотографии, которые известны, были сняты, когда он пребывал в трансе, в божественном экстазе. Этот факт говорит только об одном — Рамакришна должен оставаться в нашем сознании единым с Богом. Все фотографии указывают на глубочайшее самадхи, на полное единение со Всевышним. Тело только внешняя манифестация, это часть истины. За телесной формой мы должны познать всепроникающее сознание, всеохватывающую величайшую Истину, которая единственно существует. В этом чистом сознании нет нации, нет вероисповедания, есть только высочайшее бытие. Многое в жизни удастся понять правильно, когда мы будем осознавать, кем в действительности был и кем является Шри Рамакришна.

Мы будем счастливы, если в каждом городе появится какое-то объединение людей, желающих идти по пути Рамакришны, или по пути Веданты. Истинная религия — это нечто бесконечно более глубокое, чем любое догматическое понимание, чем любая ортодоксальная конструкция. Все религии являются различными проявлениями одной безграничной и всесовершенной реальности. Это тот ключ, которым отворяются двери к Господу.

 
 
 

К статьям


К содержанию

© центр "Дханвантари" и компания "Аюрведа плюс". 2001-2009.
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт
dhanvantari@bk.ru

 

Hosted by uCoz