оглавление следующая глава

 
АШТАНГА- ХРИДАЯ-САМХИТА
Шримад Вагбхата
 
 

Глава 26. Шастра видхи (использование острых инструментов)

Теперь мы изложим главу называемую Шастра видхи, (знание) и использование острых инструментов,– так сказал Атрея и остальные мудрецы.

1-4. Шастра (острые инструменты), которых насчитывается двадцать шесть видов, должны быть изготовлены искусными в своем деле умельцами (кузнецами по металлу), использующими традиционные способы (изготовления хирургических инструментов). Обычно эти инструменты составляют шесть ангула (ширины пальца) в длину и способны расщепить волос. Они должны быть приятны на вид, остро заточены, удобны для удерживания в руке и не иметь уродливой формы. Изготавливать их следует из хорошо обработанного (очищенного от примесей) твердого металла, такого как железо; их рабочие поверхности (т.е. заточенные края) следует для (придания остроты) надлежащим образом обработать молотами. Цвет их должен напоминать голубой лотос и форма должна соответствовать названию. Их следует поддерживать в надлежащем состоянии (постоянно готовыми) для использования. Их режущие края должны составлять одну четвертую от половины (т.е. одну восьмую) их собственного размера (общей длины). Каждый инструмент следует использовать в подходящем (для операции) месте.

Мандаларга, вриддхипатра, утпала (патра), адхьярдхадхара, сарпа (мукха), эшани, ветаса (патра) шарари (мукха), трикурчака, кушапатра, атавадана (атимукхи), антарвактра, ардхачандрика, врихимукха, кутхари, шалака (шастра), ангули шастра, бадиша, карапатра, накхашастра, данталекханака, сучи, курча, кхаджа, четыре разновидности ара и карнаведханака – вот названия двадцати шести острых инструментов.

 
  5. Мандаларга шастра (нож с округлым резцом), имеющий острый конец, по форме напоминающий ноготь указательного пальца, используется для скобления и разрезов (отрезания) при таких болезнях, как потхаки (киста глазного века), сундика (воспаление миндалин) и т.п.  
  6. Вридхипатра (скальпель) своей формой напоминающий берберийский нож (бритву), используется для разрезания (отрезания), прорезания и разрывания или разделения тканей. Скальпель с прямыми краями используется при поднявшихся (вздувшихся) опухолях, скальпель с согнутой спинкой, длинными или короткими краями используется при глубоко сидящих опухолях.  
 

7. Утпалапатра и адхьярдхадхара (ланцеты) используются для надрезания и разрезов.

Сарпьясья (сарпамукха – со змееподобным острием) предназначен для разрезания (отрезания) полипов в носу и ушах и имеет лезвие размером в половину ангула.

8. Эшани (острый зонд), предназначенный для обследования пазух, гладок и формой напоминает рот земляного червя.

Другая разновидность эшани (зонда), предназначенного для разрезания, острием напоминает иглу, с прорезью (отверстием) в основании.


 

9. Ветасапатра шастра используется для проколов. Шараримукхи (род ножниц, по форме похожих на клюв цапли) и трикурчака (инструмент с тремя остриями, напоминающий кисть) предназначены для вывода жидкостей.

Кушапатра (бритва, напоминающая стебель травы куша) и атимукха (бритва, напоминающая ястребиный клюв) предназначены для дренажа и их лезвия составляют два ангула в длину.

10. Антармукха подобна им (предназначена для вывода жидкостей), ее лезвие составляет полтора ангула в длину и формой напоминает полумесяц.


 

11. Врихимукха (троакар, с острием подобным рисовому зернышку), с лезвием размером в полтора ангула (длиной), предназначен для прокалывания вен и живота.

12. Кутхари (топорик) – толстый, твердый, напоминающий коровий зуб, с лезвием в половину ангула (в длину), закреплен на деревянной ручке. Им следует разрезать расположенную на костях вену, держа рукоятку топорика вертикально над нею.

13. Шалака (стержень), сделанный из меди, с двумя остриями (лезвиями с двух сторон), формой напоминающий почку курабака, предназначен для удаления налета на линганаса (снятия катаракты).

14-15. Ангулишастра (нож для пальцев) следует изготавливать таким образом, чтобы он имел отверстие, края которого образуют острие (режущее лезвие), с лезвием в половину ангула в длину, напоминая по форме или вриддхипатра или мандаларга, способным пропускать первую фалангу указательного пальца. Он прикрепляется нитями к пальцу и предназначен для вырезания (болезнетворных частей) при болезнях каналов и горла.

Бадиша (острый крюк) с загнутым острием, используется при расширении небного язычка, арма (птигерия) и т.п.

16. Катапатра (пила), предназначенная для разрезания костей, должна иметь твердые лезвия, составлять десять ангула (в длину) и два ангула в ширину, с маленькими, острыми зубчиками, с рукояткой для надежного удержания в кулаке.

17. Картари (ножницы) предназначены для разрезания сухожилий, нитей, волос и т.п. Они напоминают обычные ножницы (используемые в целом для других надобностей).

18. Накхашастра (ногтевой parer) с прямым или согнутым лезвием, двумя остриями (острыми лезвиями с обеих сторон), девяти ангула в длину, используется для удаления мельчайших инородных тел, вырезания, надрезания, скарификации и соскребывания.

19. Данталекханака (зубной ланцет), с одним лезвием, четырьмя углами, формой похожий на узел, предназначен для снимания зубных камней с зубов.

20. Сучи (иглы) для наложения швов или зашивания бывают трех разновидностей: круглые, твердые и толстые; с нитями (пропускаемыми в отверстие, расположенное у основания). Те, что используются на мясистых частях тела, должны иметь три грани и составлять три ангула в длину. Те, что используются в частях тела, менее насыщенных плотью, суставах костей и ранах на местах соединений, должны составлять в длину два ангула.

 

 

 

21. Врихимукха сучи (согнутая игла) согнута подобно луку и используется для зашивания или наложения швов в области кишечника, желудка и жизненных точек, и составляют два с половиной ангула (в длину).

22. Курча (кисточка с острым острием), с круглыми шипами в количестве семи или восьми штук, надежно закрепленными на конце, используется для соскабливания нилика (голубых пятен), вьянга (черных пятен на лице), выпадении волос и т.п.

23. Кхаджа (взбиватель) имеет острие длиной в половину ангула и округлую форму, с восемью (закрепленными на нем) шипами, предназначен для удаления (путем вращения руки) испорченной крови из носа.

24. Карнапали вьядхана (инструмент для протыкания мочки уха) должен иметь острие, похожее по форме на почку ютхика (жасмина).

25-26. Ава (шило) имеет круглое острие размером в половину ангула снизу и четыре острия (лезвия) выше. Этот инструмент используется в том случае, когда возникают сомнения, является опухоль зрелой или нет, а также для протыкания толстой мочки уха. Для протыкания толстой мочки уха более подходящей является игла длиной в три ангула.

27. Пиявки, щелочные вещества, огонь, стекло (бусы, линзы и т.п.), камень, ногти и т.п., не состоящие из металла являются анушастра (дополнительными инструментами). В тех случаях, когда это требуют специфические операции или особые места, может быть изготовлено множество других инструментов.

28. Утпатана (извлечение), патана (разрывание или разрезание), сивана (зашивание), эшана (зондирование), лекхана (отскребывание), прачхехана, куттана (нанесение ударов, постукивание), схедана (надрезание, вырезание), бхедана (раздробление), вьядхана (протыкание), мантхана (взбивание), грахана (сжатие, захват) и дахана (прижигание), – все это основные функции острых инструментов.

29. Затупленность, хрупкость (вероятность поломки), чрезмерная тонкость, излишняя грубость, слишком маленький размер, излишняя величина, кривизна и шершавость, - таковы восемь недостатков острых инструментов.

30-32. Инструменты для разрезания, раздробления и выскребания следует держать между вринтапхала (круглой деревянной рукояткой) и лезвием, осторожно и внимательно (удерживая) указательным, средним и большим пальцами. Инструменты для дренажа следует держать у наконечника круглой деревянной рукоятки с помощью указательного и большого пальца. Инструменты для скобления следует держать за конец рукоятки. Врихимукха шастра следует держать за их наконечник; инструменты для извлечения следует держать за их основание. Другие инструменты следует держать таким способом, который является наиболее подходящим для определенной операции (процедуры).

33-34. Футляр (сумка) для хранения инструментов по размеру должен быть девяти ангула в ширину и двенадцати ангула в длину. Он должен быть сделан из джута, листьев, дерева, шелка, внутренней части коры деревьев или мягкой кожи, добротно прошитым, простеганным на отделения для инструментов, которые следует хранить обернутыми в шерстяную ткань. Футляр должен закрываться с помощью стержня (действующим подобно болту). Его вид должен быть приятен.

35-36. Пиявки следует назначать благополучным людям (чувствительным, не переносящим боли).

Не следует использовать (следует отвергать) пиявок, родившихся в грязной воде, оскверненной разложившимися трупами рыб, лягушек и змей, красных, белых и слишком черных по цвету, чрезмерно активных, истощенных и тонких, называемых индраюдха, имеющих различные линии на спине. Такие пиявки являются савиша (ядовитыми). Их применение вызывает зуд, образование язв, лихорадку и головокружение; вызванные ими недомогания следует лечить лекарственными средствами, ослабляющими яды, питту и асра (кровь).

37-38. Следует использовать пиявок, родившихся в чистой воде, цветом напоминающих морские водоросли, с голубыми линиями на спине, с шершавой и упругой спиной, тонким телом и слегка желтоватым брюшком, являющихся нирвиша (не ядовитыми).

39. Тех пиявок, которые не срыгивают кровь полностью, тех, которых часто прикладывали, вялых даже после того, как они достигли воды, следует рассматривать как отравленных кровью, и отвергать.

40-42. Иных (подходящих) пиявок, выдержанных в течение недолгого времени либо в воде, содержащей пасту ниша (termuric), аванти-сома (воде из-под промытых зерен) либо в грудном молоке, и помещенных обратно в чистую воду, следует заставить присосаться (укусить) нужное место на теле (пациента). Это место следует предварительно смазать гхи, глиной, грудным молоком или кровью; или нанести на него ранку острым инструментом. Когда пиявка начнет отсасывать кровь, место следует прикрыть мягкой тканью.

Помещенные на должное место таким способом, пиявки вначале отсосут только дурную кровь из смеси дурной и полноценной крови, точно также как лебедь извлекает только молоко из смеси молока и воды.

Наложение пиявок ослабляет такие болезни как вздутие живота, геморрой, воспаления, проказу и другие кожные заболевания, подагру, болезни шеи и глаз, отравления, висарпа (герпес) и т.п.

43. Когда на месте укуса возникнет колющая боль или зуд, пиявки следует удалить. После этого нужно заставить их срыгнуть отсосанную кровь, прикладывая к их ротовому отверстию соль и масло, или осторожно поглаживая в направлении рта, предварительно смазав их рисовой мукой.

После того, как они срыгнут кровь, их следует (предварительно) защитить от опьянения кровью, и не использовать в течение семи дней.

44. После надлежащего срыгивания, пиявки восстанавливают присущую им активность и становятся более сильными. Чрезмерное срыгивание ослабляет их или приводит к смерти; при недостаточном срыгивании они становятся ленивыми и пьянеют от крови.

45. Пиявок следует пересаживать из одного горшка в другой, помещая в чистую слизь и воду, для того, чтобы не подвергать их ядовитому соприкосновению с собственной загнивающей слюной и экскрементами.

46. Если (возникло сомнение) в чистоте, место укуса следует подвергнуть кровопусканию наложением мазей из харидра, гуда (неочищенной, недоваренной патоки) и макшика (меда), и затем прикрыть сверху кусочком ткани, сто раз промытым в гхи, или охлаждающими пастами (изготовленным из лекарственных трав охлаждающего воздействия).

47. При удалении вредоносной крови покраснение и боль немедленно утихают.

48. Вредоносная кровь, смещенная со своего места и скопившаяся внутри раны, по истечении ночи становится очень кислой; следовательно, ее следует удалить снова.

49. В том случае, когда кровь подверглась вредному воздействию питты, (для ее удаления) не следует использовать тыкву или горшок, поскольку они взаимодействуют с огнем (горящей свечой внутри) и таким образом еще более усиливают питту. Их следует использовать в том случае, если кровь подверглась вредоносному воздействию капхи и вайю (ваты).

50. Кровь, поврежденную воздействием капхи, не следует удалять с помощью отсасывания рогом из-за ее (крови) густоты, в то время как кровь, поврежденную ватой и питтой, следует удалять с помощью отсасывающего рога.

52. Место выше части тела, выбранной для кровопускания, следует туго перетянуть либо веревкой, либо кожаным ремнем. Следует избегать сухожилий, суставов, костей и жизненно важных точек; выскребание (извлечение с помощью острого скальпеля) следует производить в нижнем направлении, ни слишком глубоко, ни чрезмерно обширно, ни слишком удаляясь в сторону (горизонтально).

53. Кровь, сосредоточенную в каком-либо месте (на небольшой области) следует удалять выскребанием (вырезанием). Кровь, находящуюся внутри (опухолей, абсцессов и т.п.), следует удалять с помощью пиявок. Кровь, вызывающую утрату чувствительности (в месте ее скопления), следует отсасывать с помощью рога и т.п. (тыквы или горшка). Кровь, распространяющуюся по всему телу, следует удалять при помощи венесекции (кровопускания).

54. Среди способов удаления крови выскребание следует производить тогда, когда кровь находится в затвердевшем состоянии; пиявки следует применять тогда, когда кровь находится глубоко; использовать тыкву, горшок или рог следует при сосредоточении крови под кожей, а венесекцию при распространении крови по всему телу. Использовать рог, пиявки и тыкву следует соответственно для мест ваты и других дош.

55. Место кровопускания (после совершения процедуры) следует закрыть охлаждающей пастой и т.п. В случае возникновения на месте кровопускания боли, зуда и опухоли, эту область следует промыть теплым гхи (топленым маслом).

Так заканчивается глава, называемая шастра видхи– двадцать шестая глава Сутрастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.

 

Перевод М. Момота, Ю. Сорокиной

оглавление следующая глава

К содержанию

К оглавлению

Hosted by uCoz