К истории создания Аштанга Хридая самхиты

 
Комментарии
Чжуд Ши
Обермиллер

Индия и Тибет

 

к содержанию

Аштангахридайя содержит суть восьми разделов (Аюрведы) и является одним из авторитетнейших трактатов по медицине древней Индии. Он с давних пор изучается врачами не только в Индии, но и в таких странах как Аравия, Персия, Средняя Азия, Тибет и Китай. Значимость Аштангахридайи подтверждается наличием большого числа комментариев к ней, составленных как индийскими учеными, так и учеными других стран. Красотой и лаконичностью поэтического изложения материала, последовательностью и ясностью описания наставлений и методов медицинской науки она но праву заслужила место среди “Брихат-трайи” - трех величайших трактатов Аюрведы. Её можно назвать конспектом Аюрведы, одинаково необходимым как студентам, так и ученым и врачам.

 
 

Структура разделов трактата формально следует структуре Сушрута Самхиты. Аштангахридайя состоит из шести стхана (разделов), каждый из которых содержит разное количество адхьяя (глав); общее число глав -120. Текст полностью изложен в стихах, но каждая глава предваряется двумя короткими прозаическими строчками. Общее количество стихов в дошедшей до нас версии равняется 7120. Существует около тридцати стихов, на которые не были написаны комментарии (Арунадаттой), поэтому они считаются позднейшей вставкой. Стхана (разделы) посвящены следующим темам:

 
 

Сутрастхана: Первый раздел состоит из 30 глав. В нем излагаются основные положения Аюрведы: принципы поддержания здоровья, предупреждения болезней, свойства продуктов питания и лекарственных средств, физиология и патология человека, различные виды болезней и способы их лечения.

Шарирастхана: Второй раздел состоит из 6 глав, в которых излагаются эмбриология, анатомия, физиология, физиогномика, психическая и психологическая конституции, благоприятные и неблагоприятные сны и предзнаменования, признаки приближающейся смерти.

Ниданастхана: Третий раздел состоит из 16 глав. В них описываются причины. предварительные симптомы, характерные особенности, патогенез и прогноз важнейших хронических заболеваний, входящих в кайя чикитсу (профилактика и лечение внутренних болезней).

Чикитсастхана: Четвертый раздел состоит из 22 глав, описывающих методы лечения наиболее значительных органических заболеваний, включая эффективные рецепты, диеты и уход за пациентом.

Калпасиддхистхана: Пятый раздел состоит из 6 глав. В них излагаются правила приготовления лекарств, назначение очистительных процедур, контроль над осложнениями, а также правила фармакопеи.

Уттарастхана: Шестой, последний раздел, посвящен оставшимся семи ветвям Аюрведы. Он состоит из 40 глав, разделенных следующим образом: 3 главы посвящены бала чикитса (педиатрии), 4 посвящены граха чикитса (бхутологии и психиатрии), 17 - урдхваига чикитса (заболеваниям органов головы), в том числе 9 частей, посвящены нетра чикитса (офтальмологии), 2 - карна чикитса (болезням уха), 2 - наса чикитса (болезням носа), 2 - мукха чикитса (болезням ротовой полости, зубов и горла) и 2 - широрога (болезням головы). Шалья чикитса (хирургия) состоит из 10 глав, дамиштра (токсикология) содержит 4 главы. Джара чикитса (причины старения и методы омоложения - расаяны) и вриша чикитса (ваджикарана - коррекция сексуальных расстройств) посвящено по одной главе.

 
 

Значительное место в трактате отводится кайя чикитса (лечению внутренних заболеваний).

В начале трактата автор сообщает о намерении “описать только те знания, что поведали великие мудрецы, подобные Атрее и т.п.”. “Вмещающий суть тех знаний, что содержатся в бесчисленных трактатах (написанных мудрецами), текст Аштангахридайя не является ни слишком кратким, ни слишком пространным”. Это заявление подтверждает достоверность и надежность информации, содержащейся в тексте.

Автор Аштангахридайя самхиты, Шримад Вагбхата, родился в Синдхе в семье брахманов ваидъев (врачей) в середине 5 века нашей эры. Его отец, Симхагупта, был очень известным аюрведическим специалистом, получившим титул “Вайдьяпати”. Лекарственные рецепты и методики терапии, создателем которых считается Симхагупта, упомянуты Шодханой в трактате Гаданиграха. Дядя Вагбхаты, Равигупта, также был прославленным воачом и автором медицинского канона Сиддхасара. Вагбхате с ранних лет были открыты секреты Аюрведы. Отец учил сына правилам сбора растений в соответствии с местом и временем (лунным и циркадным ритмами). Вагбхата помогал отцу готовить лечебные порошки и бальзами. Позднее он был отдан на обучение духовному наставнику Авалоките, под руководством которого изучал философию Санкхья, астрологию и аюрведическую натуропатию.

Однажды, когда Вагбхата уже был практикующим врачом, у правителя Синдха тяжело заболела дочь. Многие известные целители брались за ее лечение, но успеха не добивались. Принцесса постепенно угасала. Тогда во дворце появился Вагбхата. Установив диагноз редкого заболевания, он приступил к лечению принцессы и через две недели поднял ее на ноги. Правитель, уже не веривший в выздоровление дочери, был настолько счастлив, что подарил Вагбхате часть своего царства. В пятидесяти километрах к северу от современного Хайдарабада, в округе Карачи (Пакистан), по приказу царя был построен город Махаджанху, ставший столицей царства Вагбхата Муни.

С этого времени его стали именовать титулом “Раджариши”, о чем упоминают комментаторы Джеджата, Нишчалакара и Д.Ч. Бхаттачарья. Махаджанху стал центром изучения Аюрведы. Здесь были собраны и переписаны все известные каноны арийской и дравидийской медицины. Позднее 90% из них погибли во время пожара библиотеки в Хайдарабаде. Тысячи студентов обучались Аюрведе в Махаджанху. Сюда были приглашены лучшие целители и ученые Северной Индии. Фактически, Вагбхата создал уникальное, единственное известное в истории аюрведическое государство. К сожалению, как указывает Прияврата Шарма, эта удивительная страна просуществовала только около 40 лет. После вторжения саков Махаджанту была разрyшена, а Вагбхата бежал в город Уджайну, где жили такие прославленные поэты и ученые, как Калидаса и Варахамихира.

Позднее он поселился в Керале (южная Индия), где провел последние годы жизни и стал основателем восьми медицинских династий (традиций Ашта Вайдьян), каждая из которых занималась одним из восьми разделов Аюрведы. Династии врачей при лечении болезней опирались главным образом на Аштангахридайю. Этот трактат был настолько популярен, что его заучивали наизусть не только дети этих медицинских династий, но и дети других брахманских семей. Эта традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбхаты популярны здесь более, чем где-либо в Индии.

Вагбхате приписывается создание двух крупных аюрведических трудов - "Аштангасанграха" и "Аштангахридайя самхита". В тексте "Аштангахридайи" он сам признает её кратким изложением "Аштангасанграхи", но многие иссследователи считают, что первый труд был написан отцом автора "Аштангахридайи" либо другим автором, носившим то же имя. Тексты обоих произведений очень похожи, но первая написана в прозе и стихах, а последння - только стихами.

Точно не известно, когда была написана Аштангахридайя самхита. Скорее всего, этот канон был трудом всей жизни Вагбхаты Муни, в котором он суммировал знания аюрведической медицины, известные в тот период времени. Позднее Аштангахридайя была переведена на персидский (“Астанкхрди”), арабский (“Аштанкар”) и тибетский языки ("Чжуд Ши") и на нее было написано около 30 комментариев.

 
 

 

[Комментарии] [Чжуд Ши] [Обермиллер] [Чжуд Ши о лекаре] [Индия и Тибет]

 

 

К содержанию
К содержанию

© Подготовка материалов - Ю. Сорокина, центр "Дханвантари" 2001.
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru

 

Hosted by uCoz