ЧАРАКА САМХИТА

Ю.В. Сорокина

"У них есть книга, известная под именем ее автора, а именно - "Чарака", которую они ставят выше всех других книг по медицине. Они верят, что Чарака был риши в последнюю двапара-югу; тогда его имя было Агнивеша…"
Абу Рейхан Бируни "Индия" (X век)

 

Его считали воплощением Ананта Шеши - тысячеголового змея, который, согласно легенде, поддерживает Землю и служит ложем для спящего в перерывах между циклами творения Вишну. Тысячи вайдьев из века в век повторяли строки его трактата. Из века в век тысячи учеников заучивали его из уст своих наставников. Уже в 7-8 веках нашей эры его работа считалась совершенной и по праву занимала первое место во Вриддхи Трайе - троице главных аюрведических трудов. Самые именитые ученые своего времени считали делом чести оставить комментарий на этот труд, и их имена мы помним только благодаря этим комментариям. Не существует ни одной книги по Аюрведе, - древней или современной, написанной на Востоке или на Западе, - где не упоминалось его имя и не приводилась хотя бы одна цитата. Врачи и философы, историки и литераторы обращаются к его имени в поисках ответа, в чем причина страданий человека и как достичь счастья, физического здоровья, долголетия и духовного прогресса. "Чарака Самхита" - самый древний из дошедших до нас аюрведических трактатов, главный труд в области кайячикитсы - терапевтического направления медицины - это непререкаемый научный и этический кодекс, камертон, по которому настраивают свою работу сотни тысяч мастеров Аюрведы.
Написанная в форме диалога между Атреей и его учеником Агнивешей, "Чарака Самхита" начинается с рассказа о том, как мудрец Бхарадвадж отправился к Индре за знанием Аюрведы. Открывшаяся Брахме наука о естественной жизни, здоровье, долголетии и избавлении от болезней была некогда передана им Дакше Праджапати - прародителю человечества, тот передал ее божественным целителям Ашвинам, те же передали ее Индре. Когда людей, утративших знание о гармоничном существовании, охватили болезни, великие мудрецы стали молить Индру о спасении человечества. Переданное Индрой знание мудрец Бхарадвадж изложил Атрее Пунарвасу, а тот - шести ученикам, записавшим науку жизни в виде шести трактатов. Самый одаренный ученик, Агнивеша, не только написал лучший из трактатов, но и начал распространять это знание по всей земле. Он ходил из города в город, из деревни в деревню, обучая своих последователей и рассказывая людям о том, как жить долго, праведно и без болезней. Люди называли его странствующим лекарем - "Чаракой".
Много позже из школы Атреи выделилось особое направление чарана или чарака - школа странствующих целителей, одной из задач которой было донесение до людей знаний о естественных законах жизни. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Он ходил по городам и селениям Индии и дополнял трактат Агнивеши открывающимся ему опытом и знаниями. "Составлено Агнивешей и восстановлено Чаракой", - таким колофоном заканчивается каждая глава "Чарака Самхиты", а тема дороги и странствий буквально пронизывает все ее страницы.
Об авторе самого знаменитого аюрведического трактата мы знаем очень мало. Даже время, когда был записан трактат, точно неизвестно, хотя большинство ученых склоняется к мысли, что его окончательный вариант принадлежит I веку н.э. В Индии, где открытое людям знание считается божественным, даже самый великий ученый считал себя лишь скромным передатчиком знания, а любые истории жизни и биографии считались признаком необоснованного тщеславия. Чарака, объединивший в своей работе множество самых значимых трудов по медицине и свой личный опыт, считает себя всего лишь редактором трактата Агнивеши, а свой труд - его пратисамкрита или переложением. Но текст и судьба "Чарака Самхиты" говорят об авторе как о незаурядной личности и яркой фигуре в мире науки и философии. Дело в том, что Чарака жил в то время, когда труд Агнивеши был довольно широко распространен, более того - он не был утрачен еще в VI-VII веках н.э., во времена Вагбхаты. Некоторое время они существовали параллельно, но трактат Агнивеши был забыт, а строки "Чарака Самхиты" стали эталоном, тем учебником, которым и по сей день пользуются тысячи учеников Аюрведы.
Согласно Чарака Самхите "…жизнь и знание о жизни существовала всегда, люди всегда знали о том, как исцелять свои болезни, и действовали в соответствии с законами Аюрведы" (Сутрастхана, 1.40). Но когда время стирает эти законы из памяти людей, на землю нисходит Дханвантари и возобновляет знание Аюрведы. Чтобы люди смогли запомнить это знание, Дханвантари делит его на восемь частей.
В "Чарака Самхите", состоящей из 120 глав и 8,400 шлок (метрических стихов), также восемь разделов: Основные положения (Сутрастхана); О теле (Шарирастхана); О чувственном восприятии (Индрия стхана); О причинах болезней (Нидана стхана); О передатчиках болезней (Вимана стхана); О лечении тела (Чикитса стхана); О правилах приготовления лекарств (Калпастхана); О счастье (Сиддха стхана).
"Чарака Самхита" посвящена как самым глубоким вопросам существования Вселенной и человека, так и самым подробным предписаниям по излечению болезней. Это знание о том, что основой Вселенной, как и человека, являются пять первоэлементов - эфир, воздух, вода, огонь и земля, и что человек управляем теми же силами, которым подчиняется весь мир. Тело человека, согласно Чараке, это сгущение разумной силы, а каждая клетка тела - это частица вселенского сознания, связанная со всеми другими частицами, и именно это позволяет человеку сознательно поддерживать здоровье. Это знание о свойствах материальной природы - гунах, и о трех принципах функционирования тела человека - дошах, дисбаланс которых становится причиной болезни. Это знание о том, что в основе здоровья и долголетия человека лежит равновесие между его материальной и духовной составляющей, о том, почему человек утрачивает это равновесие и в силу каких причин наступает болезнь. Пока человек не теряет своей связи с Богом, стремится к выполнению целей жизни (здоровью, благосостоянию, любви и духовному развитию), не преступает законов праведности, поддерживает силы тела правильной пищей и образом жизни, он остается здоровым, а когда отклоняется от правильного пути, получает болезни и несчастья. Это знание о том, что у тела есть собственный разум и врач должен быть лишь помощником в процессе восстановления его баланса. Это знание о том, как распознать болезнь на всех ее стадиях, как гармонично и ненасильственно исцелить тело и душу пациента, и о том, что врач должен лечить сознание человека так же, как и его тело. Это знание о том, каким высоким нравственным идеалам должен следовать врач для того, чтобы выполнить свою духовную задачу и достичь успеха в своей профессии. "Чарака Самхита" - это также и подробное описание методов обследования, диагностики и лечения различных болезней, детальное описание пяти очищающих и питающих клетки тела процедур панчакармы, основоположником которой считают Чараку, и рецептуры многочисленных лекарственных составов. Здесь содержатся подробные предписания о том, как применять внутренние и наружные лекарства, как собирать, правильно сочетать и готовить лекарственные средства. В трактате перечислено более 500 наименований лекарственных средств растительной, минеральной и животной природы, подробно классифицированных на 50 категорий согласно теории пяти первоэлементов и их терапевтическому действию.
И наконец, "Чарака Самхита" - сама суть знания о естественном законе существования человека, об Аюрведе, которая говорит "…о хорошей или плохой, счастливой и несчастливой жизни, о том, что для жизни полезно, а что - вредно, каков срок жизни и какова сама ее природа", и цель которой "…поддержать здоровье в здоровом человеке и умерить болезни - в больном" (Сутрастхана, 1.41, 30.26).
Какова же, согласно Чараке, природа человека? "Человек состоит из шести сутей (дхату) - земли, воды, огня, воздуха, эфира и Бога. Земля - это облик человека, вода - его влага, огонь - его тепло, воздух - прана, эфир - его аура, а его внутренняя сущность - Любовь. Как проявляется Творец в этом мире, так проявляются в человеке ум, речь, ярость, щедрость, счастье, красота, увлеченность и все чувства. …Тамас - ослепление человека, свет - его знание. И тот, кто видит в себе весь мир, а себя - во всем мире, владеет истинным разумом. Поистине, тот, кто видит в себе весь мир, знает, что он сам порождает свое счастье или несчастье" (Шарирастхана, 5. 1-7)
От действий человека зависит его благополучие, знание или неведение, здоровье или болезнь. Человек живет множество раз, и смертен он также многократно. Он многократно рождается в неведении и болезнях, но в его силах освободиться и от неведения, и от ряда перевоплощений и от телесных недугов. "Откуда происходят болезни? Что есть лекарство? В чем причина счастья и страданий? Как сделать, чтобы недуги ума и тела исчезли и не возвращались? Заблуждения ума, неправильное использование чувств и незнание должного времени - вот три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней - в подобающем использовании разума и чувств, и уважение времени. Действия в добродетели приводит к счастью, а в невежестве и страсти - к страданиям. Отождествление себя с телом и умом становится источником боли, а когда такого отождествления нет, болезни исчезают и не возвращаются. …Если человек правильно питается и ведет себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным учителям и святым, он освободится от всех страданий. Наделенный добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой человек никогда не падет жертвой болезней. (Шарирастхана 2.39-47)
Но человек не всегда ведет себя правильно и на него действует множество факторов, которые, в конце концов, могут породить болезни. Болезни, согласно Чараке, бывают трех видов: внутренние (ниджа), внешние (аганту) и психологические (манаса). В болезнях внутренних сначала расстраиваются доши, а потом появляются признаки болезней. "Внешними" бывают болезни времени (каладжа) - периодические лихорадки, старческие болезни и болезни, приходящие из-за внешних причин, когда, например, голод, жажда, несчастный случай или ожог, расстраивают доши. В болезнях ума из-за нервного потрясения или длительного напряжения расстраивается ум, а затем следует расстройство дош. "Расстройствами дош порождаются разные виды болезней и не порождаются без расстройства" (Шарирастхана 4.34).
Доши - принципы функционирования тела - Чарака сравнивает с природными силами: "Воздух, двигаясь в природе нормально, постоянно поддерживает землю и огонь, движет солнце, луну, звезды и планеты, образует облака и дожди, дает начало потокам, производит цветы и плоды, распространяет семена, укрепляет деревья, ...производит смену времен года, удаляет излишки влаги, обусловливает поглощение и трансформацию. Но когда его нормальное движение нарушается, ветер срывает вершины гор, ломает деревья, вздымает в океане гигантские волны, вызывает наводнения, землетрясения, грозы, слишком обильную росу, смешение времен года и гибель посевов... Положительные факторы сменяются отрицательными, нарушается порядок взаимодействия облаков, солнца, огня и ветра, что влечет за собой конец четырех эпох". (Сутрастхана, 12.8).
"Действие, произведенное в предыдущем существовании, называемое кармой, также со временем вызывает болезни. Нет, поистине, важного дела, которое бы не порождало своего плода. Порожденные действием кармы болезни не поддаются успокоению, и проходят лишь после ее истощения. (Шарирастхана, 1.115-117.) Но если так, не бессилен ли человек перед лицом своей судьбы? - спрашивают ученики Атреи. Нет, потому что жизнь человека зависит и от деяний, совершенных в предыдущих существованиях, и от поступков этой жизни. Их координация дает здоровье и долгую жизнь. Например, если у человека проблемы с желудком, обусловленные проблемами в предыдущей жизни, он должен заботиться об этом органе и делать все возможное, чтобы излечить это заболевание. Болезнь отступает, и его жизнь продлевается. Но если этот человек не принимает надлежащих мер, болезнь может перерасти в язву или рак. Поэтому, выполняя важную роль, карма не предопределяет жизнь человека, а лишь указывает направления, в которых он должен совершенствоваться.
"Если бы жизненный путь каждого из нас был предопределен, не было бы нужды в мантрах, лекарствах, обрядах, соблюдении правил, покаянии, посещении храмов - то есть во всем том, что служит достижению долголетия. Не было бы нужды уступать дорогу взбесившимся быкам, слонам, лошадям и буйволам, прятаться от урагана, избегать водопадов, труднопроходимых мест или жестоких, лишенных рассудка или жадных людей, врагов, пожаров, ядовитых змей, перенапряжения, недостойного поведения или гнева правителей. Все это не должно нарушать течения жизни только из-за одной мысли о ее предопределенности" (Виманастхана, 3. 36)
"Как правитель города радеет о городских делах, а возничий заботится об исправности колесницы, так и человек не должен пренебрегать своими обязанностями по отношению к собственному телу. Крепкая ось, вставленная в повозку, несет нагрузку и ломается в свое время, когда приходит к концу отпущенный ей срок. Так и жизнь человеческого тела прекращается с наступлением должного времени. Такая смерть называется своевременной. И как та же ось может сломаться в середине пути из-за непомерного груза, ухабистой дороги, отвалившегося колеса, недостатка смазки, неисправности повозки или неумения ездока, так и жизнь человека обрывается посередине из-за излишнего напряжения, неправильного и нерегулярного питания, неумеренности в половой жизни, неправильного положения тела, дурного общества, подавления побуждений, которые нельзя подавлять, и потворства побуждениям, которые подавлять нужно, из-за телесных страданий, ядовитого ветра и огня, ран и пренебрежения к пище и целебным снадобьям".(Виманастхана, 3-38).
Но человек ответственен не только за свое здоровье, но и за все, что его окружает. Во Вселенной все состоит из одних и тех же элементов, и поэтому взаимосвязано. Все, на что мы оказываем воздействие, возвращается к нам же. Еще 2000 лет назад Чарака предвидел опасности техногенного развития цивилизации и говорил о тех последствиях, которые может породить неправедность человека. "Коренная причина всех нарушений - неправедность или адхарма. Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума. Когда главы страны, города, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми". "Не стоит жить в таком месте, где сильно нарушены вкус, запах, цвет и то, что мы осязаем… где плачут птицы и собаки, болеют животные, где люди презрели добродетели - честность, скромность и праведность". Там "приходят в ненормальное состояние звезды, планеты, солнце, луна, воздух, огонь и окружающая среда; и нарушается течение времен года. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы расой, вирьей, випаком и прабхавой, а отсутствие этих необходимых качеств приводит к распространению болезней"(Виманастхана, 3.- 6,20,4).
"Чарака Самхита" - не только знание об ответственности человека за все окружающее, но и непревзойденный учебник, подробно объясняющий, как определить причину болезни, как по симптомам распознать вышедшую из равновесия дошу, как спрогнозировать течение болезни и назначить правильное лечение. Чарака считал, что для правильной диагностики врачу необходимо владеть аптаупадеша - знанием писаний, правильным обучением и образованностью, пратьякша - наблюдением или прямым восприятием, анумана - способностью к правильному выводу. Прямым восприятием Чарака считает "наблюдение, исходящее от единства духа, ума и чувств в особый миг", то есть не просто наблюдение, а проницательное восприятие. Он утверждает, что "Врач, который не может войти во внутреннее состояние своего пациента сияющим светом своего разума, не сможет излечить его болезнь"(Виманастхана, 4.14). Врачам предписывалось лечить пациента от момента возникновения болезни до полного выздоровления, готовить лекарства своими руками и ставить интересы пациента превыше всякой корысти. Включенный в раздел Виманастханы текст о правилах ведения дискуссии обязывал врачей делиться своим опытом и советоваться с коллегами, считая их не соперниками, а друзьями.
Аюрведа, согласно Чараке, это знание, предназначенное для всех, хотя цель ее изучения может быть разной в зависимости от нрава и рода занятий людей: "Аюрведу следует изучать: брахманам - чтобы нести благо всем живым существам, правителям - чтобы защитить себя и свой народ, торговым людям - чтобы достичь процветания. Все могут изучать ее ради обретения добродетели, пользы и удовольствия"(Шарирастхана 1.82-85.).
В VII веке прославленный трактат был переведен на латинский, а в VIII веке - на персидский и арабский языки, оказав сильное влияние на всю медицинскую науку того времени. В IX столетии частично утраченная "Чарака Самхита" была восстановлена и отредактирована кашмирским ученым Дридхабалой, дополнившим трактат 40 главами из разделов Чикитса, Калпа и Сиддхастханы по старательно собранным фрагментам. Существует множество комментариев к "Чарака Самхите", самые известные из которых - комментарий Чакрапанидатты "Аюрведа - дипика" (Чарака-татпарийя-тика) написанный в 1060 г., а также труд Джеджаты "Нирантара-паравьякхья" (IX век) и комментарий Шивадаса-сена "Чарака-таттва-прадипика" (XV век). Исследованный множеством ученых, трактат продолжает хранить тайну жизни его создателя. Совершенство содержания и слога заставляет приписывать его то создателю философии Санкхья, то великому Патанджали, автору "Йога-Сутры". Нередко говорят о версии одного французского исследователя, что Чарака мог быть придворным врачом одного из царей, правивших во II веке на северо-западе Индии. Но как бы ни была людям близка мысль о милостях сильных мира сего, ученые, хорошо знающие тексты "Чарака Самхиты", уверены - ни философия, ни нравственные ценности, к которым призывает Чарака, ни сам образ его жизни не могли позволить ему вести оседлую жизнь и чрезмерно зависеть от материальных благ. Был ли Чарака одиноким странником или основателем целой школы, он всегда следовал пути Агнивеши, несшим по земле знание науки жизни, и всегда наставлял своих учеников: "Нет конца Аюрведе - науке жизни, и потому изучать ее нужно постоянно, усердно и не допуская небрежности".(Виманастхана, 8.14)

Чарака Самхита


Глава 9. О четырех столпах лечения


1-2. Теперь я изложу главу о четырех совершенных столпах, из которых состоит лечение, - так сказал благословенный Атрея.
3. Врач, лекарство, помощник врача и пациент - это те четыре столпа лечения, совершенные качества которых избавят больного от болезни.
4. Болезнь - это отсутствие равновесия дхату (тканей), здоровьем же называется равновесие дхату. Здоровье - это счастье, болезнь же - несчастье.
5. Когда дхату вышли из равновесия и наступила болезнь, необходимо лечение. Лечением называют применение всех совершенных столпов лечения (начиная с врача).
6. Совершенство теоретических знаний, обширный практический опыт, умелость и чистота - вот четыре основных качества врача.
7. Достаточное количество, эффективность, разнообразие лекарственных форм и надлежащий состав - таковы четыре качества лекарства
8. Знание о том, как ухаживать за больным, сноровка, преданность и чистота - таковы четыре качества помощника врача.
9. Хорошая память, послушание, бесстрашие и умение рассказать врачу обо всем, что связано с болезнью - таковы качества пациента.
10. Вот те шестнадцать качеств, которые становятся причиной излечения, но качества врача - главные, потому что он обладает нужными знаниями о назначении лекарств и ведении больного.
11-12. Для того, чтобы приготовить пищу, необходимы посуда, топливо и огонь; для того, чтобы победить врага, нужны бесстрашная армия и доброе оружие. Точно так же и успех в лечении заболевшего пациента зависит от врача. Потому врач - это главное в лечении.
13. Так же, как глина, стек, колесо, резак и прочее сами по себе не сложатся в кувшин, если нет гончара, так и три другие основы лечения бесполезны, если нет врача.
14. Даже самые серьезные болезни исчезают подобно миражу, если врач умел, и даже несложные недомогания становятся тяжелыми болезнями, если врач невежественен, хотя бы даже и другие три основы лечения были совершенны.
15-16. Лучше принести себя в жертву, чем довериться невежественному врачу. Словно слепец, шарящий руками в окружающей его тьме, словно лодка, потерявшая весла во время шторма, невежественный врач, во мгле своего незнания, назначает лечение, испытывая неуверенность и страх.
17. Так тот, кто мнит себя врачом, излечит пациента, у которого много шансов на выздоровление, но убьет сотни пациентов, исход болезни которых сомнителен.
18. Поэтому лишь того врача, который привержен четырем основам - священным писаниям, интуиции, старанию и практическому опыту, считают способным спасти жизнь больного.
19. Врач, обладающий знанием четырех аспектов - причины болезни, симптомов, лечения и предупреждения болезни, - лучший из врачей и достоин помогать почтеннейшим людям в этом мире.
20-23. Ученость, здравый смысл, особые познания, хорошая память, преданность Богу и решительность в действии, - таковы шесть качеств, для обладателя которых нет ничего недостижимого. Ученость, мудрость, практический опыт и знания, воспитанность и добрая слава, - достаточно даже одного из этих достоинств, чтобы называться "вайдьей". Кто же обладает всеми благоприятными качествами, заслуживает звания такого вайдьи, который приносит благо всем живущим существам.
24-25. Разум - это зрение, а знание священных писаний - это свет для глаз. В должной мере наделенный этими достоинствами врач не допустит ошибки. В лечении три остальные опоры зависят от врача, поэтому все силы должен прилагать врач к тому, чтобы обрести все совершенные качества.
26. Дружелюбие и сострадательность к больному, симпатия к выздоравливающему, спокойствие перед лицом того, кто близок к концу, - таких правил должен придерживаться врач.
27-28. О четырех основах лечения, о качествах каждой из основ, о том, почему врач среди них - важнее всего, о качествах врача, о его познаниях и философии - обо всем этом было рассказано в этой главе.
Так заканчивается девятая глава Сутрастханы в трактате, составленном Агнивешей и редактированном Чаракой.

   

К статьям


К содержанию

© Юлия Сорокина и издательство "Святослав". 2002.
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru

Союз образовательных сайтов

Страница на фейсбуке "Школа Аюрведы доктора Ветрова"

Hosted by uCoz