Поначалу
танец был доступен лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры
устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары — полубожественные
танцовщицы — показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава,
боги считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан
этот танец в одном из древних санскритских текстов: “Энергия третьего
глаза Шивы заставляет содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной
улыбкой. По волосам Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на
землю Ганга. В руках Натараджи — трезубец, барабанчик и священный огонь.
О Шива, исполняющий Тандава со своей супругой Парвати, ваш танец заставляет
все миры замереть в трепетном восторге. Вишну играет на мридангаме,
Индра — на флейте, Брахма задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует
на вине, а Лакшми поет. О Натараджа, мой бог и покровитель, весь мир
озарен огненной энергией твоего танца”.
Простым
смертным не было дано видеть танцы богов. Но мудрец Бхарата за свои
великие подвиги и аскезу удостоился милости присутствовать во дворце
Индры. Бхарата захотел, чтобы людям тоже стало доступно искусство танца.
Он смиренно обратился к Брахме, создателю драмы, и Шиве, первому танцору,
прося их открыть свои знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата
записал их. Так, по преданию, возникла “Натья Шастра” — “Наука
о танце”, трактат, на основе которого развивались все стили классического
танца Индии — Бхарата Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Мохиниаттам,
Манипури, Катхак. Затем Бхарата попросил Шиву и Парвати отправиться
с ним на землю и научить людей танцевать. Шива научил танцу мужчин,
Парвати — женщин. Согласно “Натья Шастре”, понятие “танец” включает
в себя нритта — чистый танец без смысловой нагрузки, в котором
важна точность исполнения движений; нритья — танец, где сочетается
техника исполнения и мастерство абхиная — актерской выразительности;
натья — драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино,
порождают гармонию “Лалита кала” — тонкого искусства.
Современные
формы классического танца Южной Индии — Бхарата Натьям, Кучипуди, Катхакали
и Мохиниаттам — продолжают древние танцевальные традиции, присущие именно
Югу. Система классического танца Кучипуди, возникшего приблизительно
за 300 лет до н.э., представляет собой кульминацию развития существующих
танцевальных направлений в культуре Индии. Основанный на фундаменте
танцевального искусства — “Натья Шастре”, Кучипуди развивался, сохраняя
чистоту древнейшего наследия. Богатство возможностей изображения различных,
даже очень глубоких чувств в этом стиле является его главным достоинством.
Особое место в Кучипуди, гармонично соединившем пение, танец и драматическое
представление, занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название
стиль получил по имени деревни в самом сердце штата Андхра-Прадеш. Эту
деревню в XV веке правитель княжества Голконда подарил артистам. Изначально
деревня называлась Кучелавапури, т.е. поселение актеров.
В
средние века многие традиционные виды искусства Индии пришли в упадок.
Танцы из ритуального действа превратились в придворное развлечение,
артисты воспевали не бога, а своего покровителя. Именно тогда, в XV
веке, жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной
чистоте и необычайной популярностью даже сегодня, — танцор, поэт и мудрец
Сиддхендра Йоги. Его песни о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой
для известнейшего балета Кучипуди “Бхамакалапам”.
Долгое
время Кучипуди исполнялся только юношами из брахманских семей, женщинам
было запрещено его танцевать. В середине нашего века Гуру Ведантам Лакшминараяна
Шастри отступил от этой традиции и представил девушек — исполнительниц
Кучипуди. Другой знаменитый танцор и учитель — Вемпати Чинна Сатьям
Гару — вывел стиль Кучипуди на большую сцену и добился его признания
и уважения. В академии Вемпати в Мадрасе обучались такие известные танцовщицы
как Виджаянтимала, Хема Малини, Сонал Мансингх, Ямини Кришнамурти и
др. Пожалуй, самой преданной искусству Кучипуди среди всех его учеников
является всемирно известная танцовщица Шримати Шобха Найду, удостоенная
титула Нритьячудамани (“Постигшая мудрость танцевального искусства”).
Она много гастролирует по Индии и за рубежом, а также преподает искусство
танца в Академии Искусства Кучипуди в Хайдарабаде, столице штата Андхра-Прадеш.
Возраст студентов от 6 до 26 лет. Курс обучения в Академии — 5 лет.
Студенты изучают теорию танца, основанную на “Натья Шастре”, танцевальные
движения — от простых к сложным, основы ритма (тала), музыки и пения.
Только после изучения базы движений можно приступать к танцевальным
композициям. Первой из них является “Пурварангам” — молитва и
обращение к богам, обращение к своему духовному наставнику — Гуру, а
также — приветствие аудитории, где собрались знатоки и ценители искусства.
Обычно с этого танца начинается концертная программа. Кучипуди включает
в себя не только канонические жанры — коутвам, джатисварам, тиллана,
тарангам, но и сюжетные танцы, построенные на древних легендах о
жизни богов — о пришествии Вишну на землю (“Аватары Вишну”), о Кришне,
о Шиве и Парвати.
“Джатисварам”
и “Тиллана” — технические композиции. Они характеризуются быстрым
ритмом, прыжками, разнообразием поз. “Тарангам” — присущий только
стилю Кучипуди жанр, композиции которого содержат повествовательные
эпизоды из жизни бога Кришны и требуют виртуозной техники исполнения,
вершина которой — танец на латунной тарелке.
Вообще,
если говорить о различных стилях индийского классического танца, Кучипуди
по технике исполнения является одним из самых быстрых и сложных.
В
1994 году в Петербурге открылась школа Кучипуди. Ее основала петербурженка
Анна Мощак, которая закончила Академию Кучипуди в городе Хайдарабаде
(гуру Шримати Шобха Найду). В петербургской студии в течение двух лет
обучались взрослые и дети. Детским отделением стала школа № 653 с углубленным
изучением языка хинди. Обучение велось в полном соответствии с программой
Академии Кучипуди в городе Хайдарабаде. Сейчас Анна Мощак живет и работает
в Индии, а преподавание Кучипуди в Петербурге продолжают её ученицы:
Анна Датта занимается со взрослыми, детскую студию ведет Юлия Бищук.
Студия
Кучипуди в Петербурге называется “Анугама”, что на санскрите означает
следование. Название выбрано не случайно: руководители студии
стараются следовать традиции Кучипуди “от учителя к ученику”. Студийцы
принимают активное участие во всех мероприятиях, связанных с индийской
культурой, всегда рады предоставить помощь в организации и проведении
культурных программ, организуют концерты аналогичных коллективов из
других городов. Они мечтают о создании “Центра индийской культуры”,
где будут проходить занятия танцами, музыкой, языком, лекции об Индии
на разные темы.
В
студии Кучипуди могут заниматься все желающие, возрастные рамки от 7
до 35 лет. Начинать занятия раньше или позже этого возраста несколько
рискованно, т.к. это большие физические нагрузки. Занятия проходят 3
раза в неделю по 3 часа (для начинающих несколько меньше). Программа
обучения включает: основы ритма и вокала, теорию танца и практические
занятия. Обучение идет индивидуально с каждым учеником, т.е. новые “степы”
и “джати” он получает от учителя. Обычно освоение базы при регулярном
посещении проходит за 7 месяцев — 1 год, но всё зависит от желания и
индивидуальных данных. Для начала занятий специальная хореографическая
подготовка не обязательна, т.к. ритм и пластика индийского танца существенно
отличаются от европейских.
Приглашаем
на занятия всех, кого привлекает изучение культуры прекрасной страны
Индии и ее искусства танцa.
Занятия
проводятся в ДК им. Горького, справки по тел. (812) 464-25-35.
В
ноябре 1999 г. в Москве Анна Датта получила “специальный приз жюри”
на конкурсе индийского классического танца, организованном Культурным
центром им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве.