“ЛАЛИТА КАЛА” – ТОНКОЕ ИСКУССТВО.

Анна Датта

Нет такого учения или мудрости, искусства или ремесла, плана или действия, которые не были бы представлены в танце”.

Бхарата Шастра

Классический танец в Индии считают одной из форм йоги, признавая в нем синтез физической выносливости и духовной энергии. Основная движущая сила индийского танца — индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов.Согласно индуистской мифологии, первым танцором был бог Шива. Своим космическим танцем Тандава он создал мир из хаоса. Этим же танцем мог и разрушить его. В ипостаси танцора Шива известен как Натараджа — Владыка Танца. Шива научил танцевать свою супругу Парвати, так возникла женская форма танца — Ласья.

Поначалу танец был доступен лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары — полубожественные танцовщицы — показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава, боги считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан этот танец в одном из древних санскритских текстов: “Энергия третьего глаза Шивы заставляет содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках Натараджи — трезубец, барабанчик и священный огонь. О Шива, исполняющий Тандава со своей супругой Парвати, ваш танец заставляет все миры замереть в трепетном восторге. Вишну играет на мридангаме, Индра — на флейте, Брахма задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О Натараджа, мой бог и покровитель, весь мир озарен огненной энергией твоего танца”.

Простым смертным не было дано видеть танцы богов. Но мудрец Бхарата за свои великие подвиги и аскезу удостоился милости присутствовать во дворце Индры. Бхарата захотел, чтобы людям тоже стало доступно искусство танца. Он смиренно обратился к Брахме, создателю драмы, и Шиве, первому танцору, прося их открыть свои знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их. Так, по преданию, возникла “Натья Шастра” — “Наука о танце”, трактат, на основе которого развивались все стили классического танца Индии — Бхарата Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Мохиниаттам, Манипури, Катхак. Затем Бхарата попросил Шиву и Парвати отправиться с ним на землю и научить людей танцевать. Шива научил танцу мужчин, Парвати — женщин. Согласно “Натья Шастре”, понятие “танец” включает в себя нритта — чистый танец без смысловой нагрузки, в котором важна точность исполнения движений; нритья — танец, где сочетается техника исполнения и мастерство абхиная — актерской выразительности; натья — драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино, порождают гармонию “Лалита кала” — тонкого искусства.

Современные формы классического танца Южной Индии — Бхарата Натьям, Кучипуди, Катхакали и Мохиниаттам — продолжают древние танцевальные традиции, присущие именно Югу. Система классического танца Кучипуди, возникшего приблизительно за 300 лет до н.э., представляет собой кульминацию развития существующих танцевальных направлений в культуре Индии. Основанный на фундаменте танцевального искусства — “Натья Шастре”, Кучипуди развивался, сохраняя чистоту древнейшего наследия. Богатство возможностей изображения различных, даже очень глубоких чувств в этом стиле является его главным достоинством. Особое место в Кучипуди, гармонично соединившем пение, танец и драматическое представление, занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название стиль получил по имени деревни в самом сердце штата Андхра-Прадеш. Эту деревню в XV веке правитель княжества Голконда подарил артистам. Изначально деревня называлась Кучелавапури, т.е. поселение актеров.

В средние века многие традиционные виды искусства Индии пришли в упадок. Танцы из ритуального действа превратились в придворное развлечение, артисты воспевали не бога, а своего покровителя. Именно тогда, в XV веке, жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной чистоте и необычайной популярностью даже сегодня, — танцор, поэт и мудрец Сиддхендра Йоги. Его песни о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой для известнейшего балета Кучипуди “Бхамакалапам”.

Долгое время Кучипуди исполнялся только юношами из брахманских семей, женщинам было запрещено его танцевать. В середине нашего века Гуру Ведантам Лакшминараяна Шастри отступил от этой традиции и представил девушек — исполнительниц Кучипуди. Другой знаменитый танцор и учитель — Вемпати Чинна Сатьям Гару — вывел стиль Кучипуди на большую сцену и добился его признания и уважения. В академии Вемпати в Мадрасе обучались такие известные танцовщицы как Виджаянтимала, Хема Малини, Сонал Мансингх, Ямини Кришнамурти и др. Пожалуй, самой преданной искусству Кучипуди среди всех его учеников является всемирно известная танцовщица Шримати Шобха Найду, удостоенная титула Нритьячудамани (“Постигшая мудрость танцевального искусства”). Она много гастролирует по Индии и за рубежом, а также преподает искусство танца в Академии Искусства Кучипуди в Хайдарабаде, столице штата Андхра-Прадеш. Возраст студентов от 6 до 26 лет. Курс обучения в Академии — 5 лет. Студенты изучают теорию танца, основанную на “Натья Шастре”, танцевальные движения — от простых к сложным, основы ритма (тала), музыки и пения. Только после изучения базы движений можно приступать к танцевальным композициям. Первой из них является “Пурварангам” — молитва и обращение к богам, обращение к своему духовному наставнику — Гуру, а также — приветствие аудитории, где собрались знатоки и ценители искусства. Обычно с этого танца начинается концертная программа. Кучипуди включает в себя не только канонические жанры — коутвам, джатисварам, тиллана, тарангам, но и сюжетные танцы, построенные на древних легендах о жизни богов — о пришествии Вишну на землю (“Аватары Вишну”), о Кришне, о Шиве и Парвати.

Джатисварам” и “Тиллана” — технические композиции. Они характеризуются быстрым ритмом, прыжками, разнообразием поз. “Тарангам” — присущий только стилю Кучипуди жанр, композиции которого содержат повествовательные эпизоды из жизни бога Кришны и требуют виртуозной техники исполнения, вершина которой — танец на латунной тарелке.

Вообще, если говорить о различных стилях индийского классического танца, Кучипуди по технике исполнения является одним из самых быстрых и сложных.

В 1994 году в Петербурге открылась школа Кучипуди. Ее основала петербурженка Анна Мощак, которая закончила Академию Кучипуди в городе Хайдарабаде (гуру Шримати Шобха Найду). В петербургской студии в течение двух лет обучались взрослые и дети. Детским отделением стала школа № 653 с углубленным изучением языка хинди. Обучение велось в полном соответствии с программой Академии Кучипуди в городе Хайдарабаде. Сейчас Анна Мощак живет и работает в Индии, а преподавание Кучипуди в Петербурге продолжают её ученицы: Анна Датта занимается со взрослыми, детскую студию ведет Юлия Бищук.

Студия Кучипуди в Петербурге называется “Анугама”, что на санскрите означает следование. Название выбрано не случайно: руководители студии стараются следовать традиции Кучипуди “от учителя к ученику”. Студийцы принимают активное участие во всех мероприятиях, связанных с индийской культурой, всегда рады предоставить помощь в организации и проведении культурных программ, организуют концерты аналогичных коллективов из других городов. Они мечтают о создании “Центра индийской культуры”, где будут проходить занятия танцами, музыкой, языком, лекции об Индии на разные темы.

В студии Кучипуди могут заниматься все желающие, возрастные рамки от 7 до 35 лет. Начинать занятия раньше или позже этого возраста несколько рискованно, т.к. это большие физические нагрузки. Занятия проходят 3 раза в неделю по 3 часа (для начинающих несколько меньше). Программа обучения включает: основы ритма и вокала, теорию танца и практические занятия. Обучение идет индивидуально с каждым учеником, т.е. новые “степы” и “джати” он получает от учителя. Обычно освоение базы при регулярном посещении проходит за 7 месяцев — 1 год, но всё зависит от желания и индивидуальных данных. Для начала занятий специальная хореографическая подготовка не обязательна, т.к. ритм и пластика индийского танца существенно отличаются от европейских.

Приглашаем на занятия всех, кого привлекает изучение культуры прекрасной страны Индии и ее искусства танцa.

Занятия проводятся в ДК им. Горького, справки по тел. (812) 464-25-35.

В ноябре 1999 г. в Москве Анна Датта получила “специальный приз жюри” на конкурсе индийского классического танца, организованном Культурным центром им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в Москве.

 

К статьям


К содержанию

© "Аюрведа плюс". 2001.
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru


Страница на фейсбуке "Школа Аюрведы доктора Ветрова"

Группа ВКонтакте "Школа Аюрведы доктора Ветрова"

Если вам интересен сайт и у вас возникает желание выразить ему теплые чувства, можете сделать это с помощью небольшой материальной поддержки автору сайта. Теплые чувства будут взаимны. Яндекс 41001337794609

Hosted by uCoz