ТРИ ДОШИ — КАРДИНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП АЮРВЕДЫ

К.В. Дилип Кумар

 

 

 

Три доши — вата, питта и капха — это кардинальный принцип Аюрведы. Если мы научимся правильно различать функции и качества дош, то мы сможем диагностировать любое физиологическое состояние, любую патологию тела.

Рассмотреть подробно все функции и качества дош в ограниченное время наших встреч вряд ли возможно, но мы рассмотрим несколько характерных примеров, которые помогут вам получить представление о природе действия дош. В дальнейшем вы можете сами домыслить и уяснить, каковы эти функции и качества в каждом конкретном случае.

Начнем с функции доши вата. Действие вата-доши мы можем ощутить в порыве энтузиазма или в приливе бодрости. Когда мы находимся в cостоянии бодрствования, в нас преобладает вата, а во время сна — капха-доша. Важнейшая функция доши вата, это движение сознательное (движение рук, ног и т.д.) или бессознательное (дыхание, сердцебиение). С действиями доши вата связаны также отправления естественных потребностей: мочеиспускание, семяизвержение, дефекация, чихание и кашель, и все соответствующие им рефлексы. Процесс метаболизма осуществляется ватой при участии питы, но функции, исполняемые питой и ватой, различны. Питта обеспечивает огонь пищеварения, а вата — движение пищевых веществ и веществ внутренней секреции по телу. Практически все органы чувств действуют с помощью ваты, которая обеспечивает их восприятие, и если они функционируют нормально, значит, вата находится в равновесии.

Теперь о доше питта. Как я уже упоминал, самая важная ее функция это пищеварение. Благодаря питте мы ощущаем голод, жажду, аппетит. Именно питта обеспечивает телу его нормальную жизненную температуру. Она обеспечивает функционирование зрения и дает возможность различать цвет и форму. От нее зависит фактура, блеск и цвет кожи. Практически все биохимические процессы, происходящие в мозгу, деятельность нейротрансмиттеров, также обеспечиваются питой. Обобщая наше представление о пите, можно сказать, что все биохимические процессы, имеющие место в нашем теле, связаны с ней.

Перейдем к рассмотрению капхи. Капха — это тот фактор, который обеспечивает тело стабильностью. К капхе относятся все “смазочные” функции, благодаря которым тело способно плавно двигаться. Она обеспечивает защиту органов, как, например, мозг, а также обеспечивает плавное перемещение пищевых и прочих веществ по телу.

Практически все телесные жидкости можно отнести к капхе. Таким образом, она выполняет функцию увлажнения в нашем теле. Еще одна важная функция капхи: благодаря свойству клейкости, она обеспечивает нормальную работу суставов нашего тела. К капхе также относятся некоторые важные, позитивные психологические функции мозга: способность владеть собой, терпение, сдержанность, свобода от алчности и т.д.

Таковы основные функции трех дош в нашем теле. Исходя из этих базовых интерпретаций, можно получить представление и о других функциях дош.

У каждой доши помимо функций есть еще и качества. Под качествами подразумеваются особые характеристики, свойственные только данной доше, с их помощью доши можно отличать друг от друга. Конечно, эти характеристики в той или иной степени условны. К примеру, когда мы говорим о каком-то человеке, что он высокий, то, как правило, мы под этим подразумеваем, что его рост несколько выше среднего. Также, когда мы говорим о цвете тела: по отношению к европейцам мы будем применять один стандарт, а по отношению к индийцам — другой, т.е. имеет место определенная относительность, сравнительность. Следовательно, различение качеств трех дош позволит правильно определять их соотношение и пропорции в нашем теле.

Возьмем, опять же, дошу вата. Вата — это единственная доша в нашем теле, которая отличается сухостью. Это ее качество. Следовательно, там, где в теле мы обнаруживаем сухость, можно говорить о преобладании ваты. Мы можем в этом убедиться на простом опыте. Например, в определенных климатических условиях, на воздухе, наша кожа сохнет. Это говорит нам об относительном увеличении, или усилении, доши ваты. Поскольку пониженная влажность воздуха или недостаток воды в нашем организме приводят к высыханию кожи, то мы можем констатировать, что уменьшилась капха, ведь влажность — ее функция, и, наоборот, увеличилась или усилилась вата.

Еще одно качество ваты — это легкость. Капху, в этом отношении, можно назвать наоборот — тяжелой. Исходя из этого качества, можно понять, что если вес тела увеличивается, то усиливается капха, а если вес тела, наоборот, снижается, то происходит увеличение, усиление ваты.

При определенных болезнях, например параличе, мы видим, что некоторые части тела как бы отсыхают, то есть они теряют вес и активность. В таких случаях можно констатировать, что в этой части тела капха уменьшается и увеличивается вата. При таком заболевании, как синдром Альцгеймера, ткани мозга также убывают и вес мозга становится меньше, — в этом случае мы также можем говорить об уменьшении капхи и увеличении ваты.

Еще одним из качеств капхи и ваты является холод. Вспомним, из каких элементов (бхут) состоят доши.

доши

вата, питта, капха

бхуты

эфир-воздух, огонь-вода, вода-земля

Вата состоит из эфира и воздуха, а холод имеет отношение как раз к воздуху, это качество воздуха. Капха состоит из воды и земли, и холод в капхе относится к воде. Таким образом, холод, как результат, один, но его происхождение может быть разное, он может возникнуть как под действием воздуха в вате, так и под действием воды, содержащейся в капхе.

Проиллюстрируем это на примере. Если человек выпьет много холодной воды, то он ощутит понижение температуры тела; в данном случае это происходит под влиянием капхи. Если же человек подвергается воздействию холодного ветра, то он также ощутит понижение температуры тела, но оно будет сопровождаться высыханием кожи, чего не происходит при употреблении большого количества холодной воды. Поэтому можно сделать вывод, что понижение температуры в данном случае вызвано ватой.

Питта — единственная доша, которая имеет качество тепла (огня). Практически во всех случаях, когда мы наблюдаем повышение температуры тела, будь то при болезни (лихорадочное состояние) или вследствие каких-либо физических нагрузок (занятия спортом), мы можем сделать вывод о том, что в теле повысилась или усилилась питта.

Мы уже упоминали о том, что любая грубость кожи — это признак ваты, и, наоборот, если кожа гладкая, то это влияние капхи. Подобное свойство капхи сглаживать поверхности относится не только к коже, но и к внутренним органам, к поверхностям мышц, поверхности тела при жировых отложениях, суставам. Тогда как случай запора, когда кал становится сухим и грубым, свидетельствует об увеличении ваты.

Вата по своей природе очень тонка, этот тонкий элемент может проникнуть практически в любое пространство, в любую полость, в любое место тела. Этот элемент настолько тонок, что мы не можем ощутить его с помощью своих органов чувств, мы можем констатировать его присутствие лишь по наличию некоторых признаков. С помощью определенных упражнений, в определенном состоянии сознания можно ощутить присутствие ваты, но это восприятие не может дать представление о вате как таковой. Такие современные термины как биоэнергия, жизненная энергия, сравнимы с определением ваты, но они также невидимы, их не определить через бытовое восприятие.

Здесь интересно отметить попытки создания методов и технических средств для определения подобного рода категорий. Например, фотографии Кирлиана. Но в любом случае, даже смотря на подобного рода снимки, мы не сможем осознать природу ваты во всей ее полноте, нам будут доступны лишь определенные проявления. Ведь вата настолько тонка, что даже фотографии Кирлиана вряд ли позволят нам увидеть всю “целостность” ваты, скорее речь идет о частичном видении каких-то импульсов.

Питта чуть грубее по своей природе, поэтому ее можно ощутить на физическом уровне. К пите можно отнести такие вещества, как энзимы, гормоны и тому подобное.

Капха еще более грубая доша, и мы прекрасно можем ее видеть и ощущать, например в виде жидкостей в теле. Так что капха находится на одной стороне спектра — она самая грубая, а вата на другом, как самая тонкая, незримая.

Питта по своей природе обладает резким, быстротечным действием. Однако вата действует еще быстрее, потому что она еще тоньше. Капха — более вялая, апатичная. Ее действие можно увидеть на примере слизи и подобного рода выделений. Капха клейкая и липкая по своей природе; питта обладает более жидкими, текучими качествами, а вата — это даже не газ, а еще более тонкая субстанция, которая может передвигаться очень быстро.

ВОПРОС: Вы сказали, что одна из функций ваты — это движение, а потом привели пример, что когда отсыхает рука — это тоже вата, но ведь в этом случае функция движения теряется?

ОТВЕТ: Да, движение это функция ваты, но в болезненных состояниях вата уменьшается или увеличивается патологически, и такое патологическое действие ваты имеет иные последствия, нежели в здоровом состоянии. При болезненном состоянии естественное действие этой доши будет нарушено, и функция станет другой. Поняв действие доши в нормальном состоянии, нам также надо уяснить ее функционирование при увеличении или уменьшении.

Продолжим. Рассмотрим связь между дошами и гунами. Доша — это понятие, которое преимущественно относится к грубому телу, в то время как гуны относятся скорее к тонкому телу — уму, разуму и т.д. Однако несомненно, что как грубое тело воздействует на ум, так и ум, в свою очередь, может оказывать значительное влияние на тело. Но для упрощения понимания можно принять, что гуны относятся, в основном, к уму и тонкому телу, а доши — к грубому, физическому телу.

В аюрведических текстах приводится довольно подробное описание гун, под влиянием которых находится тот или иной менталитет. С психологической точки зрения эти вопросы рассматриваются, как правило, подробно. С более упрощенной, физиологической точки зрения, можно сказать так: человек, у которого преобладает капха, имеет более саттвичную природу, раджас-гуна (сейчас мы не будем рассматривать качества этих гун более подробно) скорее связана с питой, а тамас-гуна — с природой ваты.

Теперь перейдем к объяснению конституций тела. У каждого человека можно отметить преобладание в какой-то степени той или иной доши. Если кто-то от рождения худой и высокий, то это, как правило, соответствует вата-конституции. У того, кто генетически предрасположен к полноте и чье тело имеет пониженную температуру, преобладает капха. Есть люди, у которых очень горячий темперамент от природы, иногда у них повышенная температура тела; о таких мы говорим, что это проявление питы. Однако, хотя во всех этих случаях мы наблюдаем преобладание той или иной доши, мы не считаем это состояние болезненным, это считается природой или конституцией данного человека.

Свою конституцию люди наследуют от родителей. Они получают ее от генетического тела в момент зачатия, когда сперматозоид и яйцеклетка соединяются в зиготу. Сперма и яйцеклетка также состоят из пяти бхут, и у них есть свои доши. Если капха увеличена в сперматозоиде, то это увеличение отразится и на зиготе, и на будущем младенце. У такого человека будет преобладать капха в природе. Если увеличение той или иной доши в сперматозоиде находится в определенных пределах, в пределах какой-то нормы, то это, скорее всего, не приведет к патологии, в то время как увеличение одной из дош сверх нормы может привести к патологии и даже смерти зародыша. В тех случаях, когда имеет место довольно сильная диспропорция дош, однако недостаточная для того, чтобы убить зародыш, может родиться ребенок с врожденными заболеваниями. То есть тот дисбаланс, который имелся в сперматозоиде в момент зачатия, будет определять конституцию человека на всю оставшуюся жизнь.

В Аюрведе рассматривается семь типов телесных конституций. Три самых простых, где преобладает какая-то одна доша — капха, питта, вата; три, в которых преобладают сочетания двух дош — питта-вата, капха-вата, питта-капха, и седьмая категория, когда все три доши находятся в равновесии (сама-доша). Подобное сбалансированное состояние дош считается самым лучшим.

Если сравнить с гунами, то, естественно, мы заметим, что ближе всего к саттва-гуне расположено такое состояние, в котором доши находятся в равновесии (капха располагается несколько ниже), а самой неудачной природой, с точки зрения пракрити, считается вата-пракрити, то есть природа с преобладанием ваты. Эта “неудачливость” выражается в том, что люди с преобладанием определенной доши в своей конституции, склонны к заболеванию болезнями, связанными с этой дошей, допустим, люди с природой ваты будут подвержены болезням ваты. Люди с увеличением капхи, например, будут склонны к болезням, возникающим на почве дисбаланса капхи.

На опыте друзей и знакомых можно заметить, что на одних очень сильно влияет дождь: они обязательно простужаются, получают какие-то болезни, если попадают под дождь, в то время как с другими от этого ничего не происходит. Подобным же образом на людей с природой питы очень сильно влияет алкоголь, даже если они выпивают не так много — он действует на них очень быстро. Такую роль играет природа, конституция. Можно также обнаружить связь трех дош с некоторыми другими факторами: географическими и климатическими условиями, в которых мы живем, и так далее.

Если взять жизнь человека, то считается, что в детстве преобладает капха, в молодости — питта, а в старости — вата. Следовательно, в определенные периоды жизни человек более предрасположен к болезням соответствующих дош. К примеру, всем известно, что дети легко заболевают болезнями дыхательных путей, быстро простужаются и т.д., в то время как в старости у людей чаще появляются функциональные нарушения, такие болезни, как паралич, болезнь Паркинсона. Зимой люди более склонны к заболеваниям природы ваты, весной — капхи, а осенью — питы. Если взять распределение по суткам, то утром преобладает капха, днем — питта, вечером — вата. Если у нас болезнь дыхательных путей, то, как правило, обострение наступает утром. Например, больные астмой утром замечают, что им труднее дышать, потому что увеличиваются разные выделения. Подобным же образом болезни питы обостряются днем, а болезни ваты — вечером.

Географическое положение также оказывает влияние на баланс дош. Высотные области считаются районами, в которых преобладает вата, в то время как низменности, особенно если недалеко расположены водоемы или побережье, связаны с капхой. Самыми здоровыми считаются районы с умеренным климатом, без сильных колебаний влажности и расположенные на средней высоте. После этого объяснения нетрудно догадаться, какая доша преобладает в Петербурге.

Итак, в Аюрведе, при постановке диагноза, учитываются все второстепенные факторы: климатические условия, время года, температура и т.д.

Авторитетные тексты описывают, какими характеристиками обладает та или иная природа тела, но теоретического знания, базирующегося на подобных текстах, недостаточно. Опыт врача, который этим занимается, имеет принципиальное значение. Это, конечно, не то чтобы какая-то редкая способность, (подобную способность может развить любой человек), но это требует очень продолжительной практики, наблюдений за множеством людей в усилии понять их природу.

Последнее время появились компьютерные программы, которые при прохождении теста выдают диагноз, но вряд ли эти программы обладают большой эффективностью. Собственный опыт квалифицированного аюрведического врача имеет огромное значение.

ВОПРОС: Бывают случаи, когда агрессия становится как бы частью человеческой природы, наверное, с телом это связано также. Так вот, какие меры можно предпринять, может быть, в раннем детстве, чтобы это исключить?

ОТВЕТ: Наши мысли определяют нашу биологию, и если человек способен изменить свой менталитет, свое сознание в лучшую сторону, то в лучшую сторону будет изменяться и тело с его конституцией.

Сейчас мы рассмотрим представление о здоровье и болезни в Аюрведе.

Относительно здоровья в Аюрведе говорится: здоровье это не просто отсутствие болезни. В аюрведических текстах здоровье описывается как равновесие, баланс дош, дхату и малы (сама-доша, сама-дхату, сама-мала), а также состояние ясности или чистоты души, мысли, разума и чувств. Когда присутствуют все эти признаки, то считается, что человек здоров. В таком случае физическое и тонкое тело находятся в уравновешенном, сбалансированном состоянии, причем не только в количественном, но и в качественном отношении.

Болезнь определяется как дисбаланс дош. Он проявляется не только через количественное соотношение, но и как нарушение функций. Вообще о дошах можно говорить только в значении их функций, тогда понятно, что здоровье или безболезненное состояние — это динамическое равновесие дош, а болезнь — это состояние их динамического дисбаланса. Что же касается этиологии, то есть причин возникновения болезней, то они описываются очень кратко, буквально одним предложением: однородные причины усиливают дошу, разнородные ослабляют; болезнь возникает как следствие увеличения, усиления какой-то доши, либо ее ослабления.

Итак, мы рассмотрели функции и качества каждой из дош. Теперь нужно понять, что любой фактор, любое вещество внешнего мира, приходя в соприкосновение с нашим телом и его природой, будет усиливать те доши, с которыми оно обладает общими качествами, и ослаблять те доши, которые имеют несхожие с этим веществом качества или функции. Этими внешними факторами могут быть как вещества (например, продукты питания), так и какие-то действия (к примеру физические упражнения). Это также могут быть климатические условия, такие как температура или влажность, то есть практически все, что нас окружает, может приводить к дисбалансу дош, и это надо учитывать.

Какие бы изменения в нашем теле ни происходили, к какому бы соотношению доши ни приходили, для активизации подобных процессов необходимы внешние факторы. Мы можем быть генетически предрасположены к определенного рода заболеваниям, но если не будет соответствующего внешнего толчка, то совершенно не обязательно, что мы в действительности заболеем. Например, по своей природе человек может быть предрасположен к заболеванию диабетом или быть чрезмерно полным, но это не будет означать, что он обречен. Конечно, здесь речь не идет о затянувшемся диабете в его тяжелойформе, инсулино-зависимом диабете и тому подобном. Речь идет о таком состоянии, когда внешние факторы, такие как стресс или переедание, могут послужить причиной возникновения и обострения болезни.

Взаимодействие со средой, влияющей на соотношение дош, может происходить в двух режимах. Одна категория — это верные, или правильные взаимодействия, а другая — соответственно, неверные, или неправильные. Правильный контакт с внешними факторами будет приводить к оздоровлению, улучшению состояния, а неправильный, неверный контакт будет приводить к болезни. К примеру, если мы находимся в хороших климатических условиях, в благоприятное время года и испытываем благотворное воздействие на органы со стороны объектов чувств, то это будет улучшать наше состояние и приводить к благотворным результатам. Однако неверный, неблагоприятный контакт с основными факторами, такими как время, объект и действие, будет приводить к болезни. Подобные взаимодействия могут быть трех видов, это либо излишний контакт, либо недостаточный или вообще отсутствующий контакт, либо контакт вредный. Если зимой мы испытываем холод, то чрезмерное охлаждение может привести к болезням, и такой ненормальный для данных климатических условий холод будет считаться чрезмерным контактом со временем, в данном случае со временем года. Примером недостаточного контакта со временем может послужить отсутствие солнечного света и тепла летом. Если лето аномально холодное, почти нет солнца и мы не получаем достаточное количество света и тепла, то это недостаточный контакт со временем года. Недавно, позвонив в Одессу, мы узнали, что там очень холодно. Здесь жара. В Москве почти 30 градусов, а там, хотя должно быть еще жарче, холодно.

Подобную аномально холодную температуру на берегу Черного моря можно отнести по аюрведической терминологии к вредному контакту со временем года, который может вызвать соответствующие заболевания. Тот же принцип сохраняется в отношении контакта с объектами чувств. Чрезмерный, недостаточный или вредный контакт с объектами чувств может приводить к расстройствам здоровья. Например человек, употребляющий слишком много сладкой, питательной пищи и таким образом чрезмерно соединяющий свои чувства с их объектом, может располнеть или развить диабет. В другом случае, вообще обходясь без сладкого (кстати, сладкое, с аюрведической точки зрения, может подразумевать не только сладкий вкус, но и вообще крахмалистые продукты питания) человек будет недополучать питательные вещества и вследствие истощения тоже будет склонен к болезням.

Примером вредного контакта с объектами чувств может послужить очень старая, испорченная пища. Подобного рода продукты, имеющие странный вкус или запах, мы вообще не должны употреблять, ведь они могут содержать какие-то ядовитые вещества, употребление которых приведет к страданиям и будет хорошим примером вредного контакта с объектом чувств. Но подобный вредный контакт может произойти не только с объектом вкуса. Если мы посмотрим на Солнце, то это будет чрезмерный контакт с объектом зрения. Солнечный свет мы должны видеть, это нормально, но не солнечный диск непосредственно. Примером недостаточного контакта с объектом зрения может быть случай, когда мы сидим в темной комнате и напряженно пытаемся читать, это может привести к расстройству зрения из-за нехватки солнечного света, необходимого для подобного рода деятельности. Примером вредного контакта могут послужить какие-то яркие вспышки, на которые мы вообще не должны смотреть, потому что глаз к ним не приспособлен. Например вспышки сварочного аппарата или лазера.

Подобного рода категории чрезмерного, недостаточного и вредного так же применимы по отношению к действию. Физическое упражнение с чрезмерным усилием мы определим как чрезмерный контакт человека с действием. Недостаточный контакт с действием будет иметь место в случае пассивного образа жизни или в случае искусственного ограничения здоровой активности, как например при переломах. Примером вредного контакта с действием может быть случай, когда человек занимается деятельностью, к которой он совершенно не подготовлен, например он не цирковой акробат, но пытается исполнить сложные трюки и ломает себе позвоночник или шею.

Болезней может быть великое множество, и причин, вызывающих эти болезни, может быть тоже великое множество, но в принципе все это разнообразие можно вместить в эти три основные категории: чрезмерного, недостаточного или вредного контакта со временем, объектом или действием. В эти три основные категории поместятся практически все причины, которые могут привести к болезни.

Разумеется, у вас могут возникнуть сомнения по поводу верности такой классификации, например, в наши времена очень популярно рассматривать различные микроорганизмы, которые проникают в наш организм и возбуждают различные болезни, как причину, а в этой классификации никакие микроорганизмы не упоминаются. Но если мы вдумчиво проанализируем ситуацию, то поймем, что если бы не было предварительных условий, то вряд ли микроорганизмы смогли бы нанести нам ощутимый вред, они не подействуют на нас, если наш организм не будет к этому предрасположен. К примеру, эпидемия гриппа обычно распространяется в момент изменения климатических условий. Или туберкулез, бациллы туберкулеза находятся практически повсюду, но это не означает, что вы обязательно заболеете. Обычно заражение происходит тогда, когда человек по каким-то причинам ослаб и у организма снижено сопротивление. Поэтому вряд ли можно согласиться с такой трактовкой, что микроорганизмы являются первичными причинами возникновения болезней, конечно, они играют свою роль, но вторичную. С точки зрения Аюрведы, первичная причина — это состояние самого организма. Если нам удастся привести свои доши в равновесие, то мы сможем устоять от заражения микробами довольно легко.

Что касается пищи. Если мы злоупотребляем горькой, соленой или вяжущей пищей, то она будет усиливать вату в нашем теле. Вату также усиливают сухие продукты, как например сухофрукты или сушеная рыба, а также недостаточное количество пищи. К увеличению ваты будет также приводить подавление или искусственное удовлетворение естественных потребностей, таких как кашель, чихание, мочеиспускание, дефекация, половые потребности. Вата будет увеличиваться, если мы не спим по ночам, если долго или слишком громко говорим, если злоупотребляем сексуальными отношениями или перенапрягаемся, занимаясь какими-то физическими упражнениями. Я уже говорил, как влияют на доши время суток и сезоны. Вата увеличивается вечером и в последнюю часть ночи, а также зимой и летом, и на последнем этапе пищеварения.

Что касается питы, то ее усиливает очень острая, соленая и кислая пища, пища со множеством специй и приправ. Питу будет увеличивать горячая пища, напитки и алкоголь. А действие, которое более всего увеличивает питу, — это гнев. Если человек разъярен, то даже температура его тела поднимется через некоторое время. В то время как чувство страха усиливает вату, и температура тела понижается. Питта увеличивается в средней части цикла пищеварения, осенью, а также в полдень и в полночь.

Теперь рассмотрим факторы, влияющие на капху. Капху будет усиливать сладкий и кислый вкус, маслянистая, тяжелая и холодная пища. Переедание также будет увеличивать капху. Ее будет увеличивать праздное время препровождения, сон днем или слишком продолжительный сон. Капха будет увеличиваться весной, в начале дня, а также в первой части ночи.

По качествам и свойствам пищи мы можем делать вывод о том, какие доши будут увеличиваться вследствие приема тех или иных продуктов. Соответственно качества пищи, противоположные какой-то доше, являются признаком продукта, ослабляющим эту дошу.

Благодарю вас за то внимание, с которым вы слушали лекцию, и если есть вопросы, я готов ответить.

ВОПРОС: Есть ли книги по данным лекциям господина Кумара?

ОТВЕТ: Какой-то небольшой обобщающей книжки нету, все лекции основаны на классических текстах: Чарака Самхита, Сушрута Самхита, Аштангахридая. Других источников как бы и нет.

ВОПРОС: Если у человека доминирующая доша капха или питта, не означает ли это, что его энергетическое поле меньше или слабее, исходя из того, что вата незрима и рассматривается как поле?

ОТВЕТ: Преобладание дош не так уж сильно выражено в количественном отношении, как вам может показаться. Если преобладает капха или питта, или и то и другое вместе, то ваты может быть чуть-чуть меньше, но не так сильно, не принципиально меньше. Если, например, человек занимается каким-то усиленным умственным трудом, сидит неподвижно, над чем-то сосредоточившись, то его поле будет усиливаться, и то, что у него природа вата или питта, не означает, что его энергетическое поле не будет увеличиваться, это может и будет иметь какое-то влияние, но не настолько принципиальное в количественном отношении.

Хотел бы добавить еще одно замечание. Когда я говорил о вате и вообще об энергиях, то я упоминал, что энергии могут быть грубыми и тонкими. Вата — это та концепция, которая более связана с грубыми энергиями, энергиями физического тела, а прана — это аналог ваты на тонком плане, это тоже воздух, но это более тонкая энергия, которая относится, скорее, к тонкому телу, поэтому даже если у человека ослаблена вата, прана, будучи независимой от этого фактора, может быть сильна.

ВОПРОС: Было сказано, что при преобладании доши надо избегать тех продуктов, которые ее усиливают, и наоборот. Имеется в виду преобладание на момент болезни, либо преобладание доши, данное при рождении, как часть нормальной конституции, или же в обоих случаях?

ОТВЕТ: Я приводил общий принцип, того что общие, однородные вещества и факторы будут приводить к увеличению, а противоположные — будут снижать или ослаблять — это общий принцип. В какой степени этот принцип учитывать, будет зависеть от ситуации. Если мы имеем дело с болезнью, которую надо лечить, то тогда мы будем активно уменьшать влияние тех факторов, которые увеличивают ненужную дошу, и подкреплять те влияния, которые усиливают другие доши и ослабляют эту соответственно. Это в случае болезни. Но если дисбаланс порожден не болезнью, а природой человека, тогда меры будут скорее не лечебного, а профилактического характера. Если человек имеет склонность к полноте, то лечить его от этого не надо, и кардинальные меры не нужны, но это предупреждение для него, чтобы он не злоупотреблял теми продуктами и теми вкусами, которые будут увеличивать эту полноту, потому что впоследствии у него могут развиться какие-то серьезные болезни, вплоть до диабета. То есть лечебные меры применяются в случае с болезнью, тогда как в случае с природой — это скорее профилактика. НУЖНА ЛИ АЮРВЕДА В РОССИИ?

ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ДИЛИП КУМАРОМ

Корреспондент: Уважаемый доктор Кумар, Аюрведа только начинает развиваться в России, нам многому предстоит еще научиться. Эту науку просто невозможно освоить без опыта индийских специалистов. У нас уже появились заинтересованные врачи, некоторые из них даже пишут статьи, размышляют об Аюрведе, но какие-то термины, аюрведические понятия трактуются ими по-разному. Интерес к Аюрведе проявляют не только медики, но и многие их потенциальные пациенты — те, кто понимает и принимает на себя ответственность за свое здоровье перед обществом, перед коллективом, в котором они работают, перед семьей. Общеизвестно, что легче предупредить заболевание, чем вылечить больного человека. Аюрведа позволяет каждому, учитывая индивидуальные особенности организма и влияние на него внешних факторов, выбрать оптимальный в данных условиях образ жизни. Большие надежды вселяет также и перспектива использования аюрведических знаний в процессе формирования нового здорового поколения. Поэтому каждая встреча со специалистом, с носителем этой замечательной древней традиции, представляет для нас огромный интерес. Расскажите нам, пожалуйста, о себе — как вы начали заниматься Аюрведой, где получили медицинское образование?

Дилип Кумар: В первую очередь я хотел бы выразить свое удивление по поводу того, что в России имеется такой большой интерес к Аюрведе, и этот интерес растет. Я искренне рад этому. Я действительно очень этому рад!

Теперь о себе. Я родился в семье аюрведических врачей. Мой дед был аюрведическим врачом, мой отец имел как аюрведическую, так и аллопатическую квалификацию. И хотя я не был после школы так уж сильно увлечен Аюрведой, скорее, мне хотелось стать аллопатическим врачом, тем не менее, сохраняя семейную традицию, все-таки пошел в аюрведический колледж.

Вначале я был довольно материалистичным молодым человеком и воспринимал все иначе, чем после того как закончил колледж. Когда же я стал заниматься практикой, мне удалось глубже постичь изящество и практичность этого учения, особенно его философский аспект.

Аюрведический колледж в Коттакале — это одно из лучших аюрведических высших учебных заведений в Индии. Я закончил его в 1983 году и стал заниматься практикой. Потом поступил в аспирантуру, занялся научной работой и через 3 года, в 1987 году, защитил докторскую диссертацию. Это было уже в Бангалоре. В действительности, чтобы понять основы, вникнуть глубже в душу Аюрведы, я затратил уйму времени. Позже у меня появилась возможность посвятить время изучению философских аспектов. Хотя нас обучали философии в колледже, этого было недостаточно для глубокого понимания концепций Аюрведы.

Постоянно я изучал различные ветви индийской философии, йогу и т.д. Это очень сильно помогло мне вникнуть в суть Аюрведы. Очень помогли мне также практика и преподавание. И теперь я твердо знаю: если сравнить Аюрведу с другими медицинскими системами мира, то Аюрведа стоит выше всех. Во всем мире нет другой медицинской системы, которая предлагала бы такую всеобъемлющую парадигму, философский ключ к пониманию человеческого здоровья.

В настоящее время я уже десять лет работаю преподавателем в том же колледже города Коттакала.

Корр.: Как вы считаете, нужна ли Аюрведа в России?

Д.К.: Любую медицинскую систему можно оценивать по многим параметрам, и у каждой есть свои ограничения. Это относится и к современной медицине. В России большинство населения полагается на услуги “традиционной” медицинской системы для решения проблем здоровья. Однако было бы логично иметь альтернативу этой системе. Аюрведа, проверенная временем, могла бы принести много пользы россиянам.

Аюрведа полностью полагается на могущество Природы. Любое лечение должно служить лишь подспорьем. Аюрведа подчеркивает важность естественного иммунитета к болезням, и потому в лечении используется небольшое количество лекарств. В основном это растительные, а не синтетические препараты. В России до сих пор не задействован огромный потенциал лекарственных трав. Знания Аюрведы помогут понять разнообразные способы применения этих средств. Следовательно, процесс лечения будет безопасным и недорогим.

Согласно Аюрведе, в человеке сокрыто множество внутренних сил. Своевременное лечение и образовательные мероприятия помогут простым людям раскрыть в себе эти силы. Терапия расаяны и практика йоги уже давно известны как эффективные методы развития физических, ментальных и интеллектуальных сил. Есть немало препаратов, которые служат для улучшения памяти и интеллекта у детей.

Аюрведа открывает российским ученым новое поле для исследований. Она раскрывает новые горизонты для медиков и новые темы для исследований в клинической сфере, а также в фармакологии. Кроме того, для исследователя Аюрведа является новой философией медицины.

Корр.: Действительно ли философия занимает большое место в Аюрведе?

Д.К.: Да, врач должен быть философом. И более того, только философ может стать хорошим врачом — такова позиция Аюрведы. Без знания философских аспектов человек не может лечить. Объяснять философские основы жизни — это уже будет профилактическим лечением, а иногда и непосредственным. Если я говорю о том, чего следует избегать, — это уже лечение. Не обязательно давать лекарства, иногда необходимо просто дать совет, пообщаться. Практически невозможно четко разграничить философию и практику, обе составляющие находятся в плотном взаимодействии: тот кто проповедует, должен практиковать.

Корр.: Мы знаем, что Вы уже бывали в России, но в северной столице Вы, кажется, впервые. Как Вам понравился наш город?

Д.К.: Да, это мой первый визит в Петербург. В Москве я ощущал себя как в современном, богатом мегаполисе, а здесь время как будто передвинулось на два столетия назад, и чувствуется покой. Ощущение другое. Здесь я почувствовал атмосферу культуры и традиции, души русских людей. В этом разница. И что интересно, среди тех, кто посещал мои лекции в Санкт-Петербурге, я ощутил гораздо больше энтузиазма, чем в Москве. Это бесспорно.

Корр.: Это приятно слышать. Доктор Кумар, что бы вы могли пожелать нашему аюрведическому журналу?

Д.К.: Во-первых, углубляться в теорию. Хотя бесспорным фактом является то, что Аюрведа развивалась параллельно с индуизмом как таковым, с индийской философией, религиозностью и культурой, тем не менее она является независимой, самостоятельной областью знаний. Аюрведа принимает все, что относится к духовному наследию, но она все хочет подтвердить на уровне разума, всему найти рациональное объяснение. Вот этот рационализм или научность Аюрведы должны быть переняты вашим журналом. Вы не должны пропагандировать Аюрведу как веру во что-то или религию, она должна проводиться в жизнь как система медицины, а не религия.

Кроме того, во многих частях мира Аюрведа пропагандируется как фитотерапия. Да, травы используются в Аюрведе, но основная часть предписаний в Аюрведе основана на профилактических мерах, без использования медицинских препаратов. Это корректировка стиля жизни, контроль ума, всевозможные диеты. Если рекомендовать Аюрведу только как фитотерапию, то это будет неправильной интерпретацией, ведь эта ее часть составляет максимум 25% от всего объема.

Аюрведа вообще не так уж сильно ориентирована на лечение болезней, и лечение производится не только с помощью трав, хотя если говорить об аюрведических лекарствах, то это, в первую очередь, травы.

 
   

К статьям


К содержанию

© центр "Дханвантари" и компания "Аюрведа плюс". 2001.
Уважаемые господа, любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru



Страница на фейсбуке "Школа Аюрведы доктора Ветрова"

Сайт о Чарака Самхите

Сайт, посвященный Бхавапракаша самхите

Сайт о Сушрута Самхите

Взгляните на мир... - Авторская фотостраничка

 

Hosted by uCoz