МОЛИТВА И МЕДИТАЦИЯ

Свами Бхавьянанда

Молитва и медитация — два важнейших момента в духовной жизни человека. В обычной жизни наш ум экстравертен, то есть обращен наружу. Большая часть нашей энергии тратится на деятельность тела и ума. В особенности на Западе последние 200-300 лет искусство размышления и обращения своего взора внутрь практически исчезла. Последние 200 лет прогресса науки и технологии принесли нашему обществу бесчисленные блага цивилизации. Но в то же самое время все эти потрясающие открытия не дали нам счастья. Откуда же этот дисбаланс?

 

Человеческие существа имеют внутри себя три измерения: одно из них — тело, второе — ум, третье — дух или Божественность, Божественное начало в нас. Тело — самый грубый аспект. Ум, или разум, более тонок, чем тело, но Божественная искра, Божественное начало — это наитончайшая сфера. Все усилия по улучшению нашей жизни идут только в первых двух направлениях: тело и ум. Третье измерение игнорируется. Это подобно двум крыльям и хвосту птицы. Два крыла совершенно необходимы птице, чтобы летать. Но не имея хвоста, птица далеко не улетит. Она теряет равновесие. Это та самая ситуация, в которой сейчас находится человек. Наши тело и ум обеспечены всем необходимым, но дух, Божественное начало не проявлен, не развит, и человек находится в очень неуравновешенном состоянии.

Человек страстно желает вернуть гармонию своему бытию. Повсюду люди стремятся медитировать. Но что есть медитация? Медитация есть перемещение точки приложения нашего сознания от ума и тела на дух.

Для практики медитации нужна некоторая подготовка. Каковы же предварительные шаги, чтобы мы были способны приступить к медитации? Первым и наивысшим является некоторая степень контроля, власти над нашими внутренними врагами. Наш ум или сознание есть инструмент, через который практикуется медитация. Но этот ум пребывает в очень загрязненном состоянии, благодаря действию наших внутренних врагов. Его состояние подобно плотному туману, через который ничего не видно. Так что же это за туман? Желания. Гнев. Алчность. Иллюзии. Эго. Завистливость. Вот наши внутренние враги, которые как облаком опутали наш ум. Итак, для практики медитации необходимо обрести власть над этими врагами. Это нелегко, но другого пути нет. Необходимо достичь некоторой ясности в этой стене тумана, и, постепенно проясняя, растворяя его, мы придем к контролю над сознанием.

И второй момент. Мы живем не одни в бесконечной вселенной. Вокруг нас люди, и мы вынуждены всё время общаться с ними, работать вместе с ними. И каждый день мы должны обращать всё наше внимание на то, как мы взаимодействуем с окружающими людьми. Мы должны стремиться к тому, чтобы быть по отношению к ним всегда приятными, мы должны владеть всеми реакциями, исходящими от нас вовне. И если это сделано, если мы обрели некоторую власть над этими вещами, то наш ум доходит до такого состояния, когда медитация возможна.

Для практики медитации нужно выделить некоторое время. Я бы даже сказал — некоторое определенное, зафиксированное время. Дело в том, что вся наша жизнь управляется некоторыми обусловленными рефлексами. И если мы введем это новое условие в график нашей жизни, то постепенно ум, который по сути своей рефлексивен, механичен, в эти моменты сам, словно прирученный, будет устремляться в нужном направлении. Кроме того, необходимо выделить некоторое пространство, некоторое место в нашем жилище для медитации. И определив время и место, мы должны выполнить некоторый ритуал, чтобы войти в нужное состояние. На алтарь, пусть даже самый простой, который мы сделаем там, мы должны поставить изображение, образ, который является объектом нашего почитания, любви, восхищения. Пусть это место будет чистым. Может быть, там будет свеча. Или цветок. Или будет зажжена палочка индийских благовоний. Ни один из этих элементов не является абсолютно необходимым, но благодаря этим маленьким подготовительным шагам наш ум начинает течь в необходимом направлении. После этого вы практикуете несколько глубоких вдохов и выдохов. Глубокое дыхание успокаивает ум. Можно также воспользоваться музыкой. Если вы одни, можно взять какую-нибудь священную книгу и прочитать оттуда несколько отрывков, или прочитать несколько молитв. И всё это есть шаги, или действия, которые позволяют нам предварительно успокоить наш ум. Затем, сев в позу для медитации, обратите взор на выбранное изображение. Это может быть изображение Бога любой традиции, которого вы избрали, или изображение святого. И, глядя на это изображение, продолжайте успокаивать свой ум. Затем, зафиксировав этот образ, закройте глаза и воспроизведите его на внутреннем поле зрения. Продолжайте это упражнение так долго, как это возможно. Повторяйте святое имя, или молитву, или мантру, соответствующую изображению. Затем, произведя внутреннее приношение этому божеству, зафиксируйтесь в этом состоянии и пребудьте так долго, как вы можете. Затем постепенно выйдите из этого состояния, вновь вознеся молитвы, обратившись к нему. Вы можете спеть или вновь послушать музыку.

Повторение святых имен или каких-либо молитвенных формул в индийской традиции, или традиции веданты, называется мантрой. Хотя, впрочем, подобное повторение в том или ином виде существует во всех религиях. В частности, в католической религии — это “Аве Мария”. Или это может быть первая строка большой молитвы, например, “Отче наш...”. Или это может быть известная православная молитва, известная как “Иисусова молитва” (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного...). Несомненно, в традиции русской православной церкви есть подобные практики. Эти молитвенные формулы, или мантры, насыщены, наполнены духовной энергией и силой. Пройдя через долгие века молитвенной практики, эти формулы, донесенные до нас духовными традициями, насыщены этой силой, и она даруется нам, когда мыобращаемся к ним.

Это наиболее общие соображения по вопросу о медитации, которыми я хотел с вами поделиться. Вы можете свободно делать изменения в зависимости от ситуации, от особенностей вашего сознания и в зависимости от того этапа духовного пути, на котором вы находитесь. Но надо очень хорошо усвоить основной принцип — в медитации нужно мягко и осторожно приводить ум к тому, чтобы он погрузился в раскрытие Божественного внутри нас. С какой бы стороны вы ни приступили к практике медитации, и какие бы из предложенных техник ни использовали, вы в любом случае столкнетесь с трудностями. И в любом случае ответ будет всегда один и тот же: “Практика мостит дорогу”. Когда вы хотите стать великим певцом, вы должны практиковать пение, вы должны петь, петь и снова петь. Если вы хотите стать великолепным танцором, вы должны танцевать, танцевать и танцевать. То же самое на сто процентов относится к совершенствованию практики медитации.

К статьям


К содержанию

Союз образовательных сайтов

Hosted by uCoz