|
||
В. Почему говорят, что человеческое тело состоит из пяти элементов, панчабхута? О. Потому что человеческое тело это продукт пяти элементов. В. Каковы эти пять элементов? О. Акаша, вайю, агни, джала, притхви, что соответствует эфиру, воздуху, огню, воде и земле. В. Откуда происходят эти элементы? О. Каждый последующий элемент происходит из предыдущего. В. Какова причина первого и, следовательно, всех пяти элементов? О. Брахман, неизменный, постоянный, основа. В. Каково отношение между человеческим телом и пятью элементами? О. От Брахмана произошли ятхна и махат (усилие и космос); из них - акаша; из акаши - вайю, из вайю -- агни, из агни - джалам, из джалам - притхви. Человеческое тело - результат соединения этих пяти элементов. В. В какой форме эти пять элементов находятся в теле? О. Эти элементы, в свою очередь, образовали пятичленные соединения ги составили комбинацию тела. В. Первый элемент - акаша; каковы те пять, которыми он стал? О. Субъект познания (джнатха), манас, буддхи, аханкара, панчака. В. Каким образом они проявляются в теле?
О. Их не “много", а три. Некоторые говорят, что их четыре. В. О! Что они из себя представляют? Как они называются? Третье и четвёртое? О. Стхула деха (грубое тело); сукита деха (тонкое тело) и карана деха (причинное тело). Ещё одно, которое называют четвёртым, - маха карана деха (сверхпричинное тело). В. Если более подробно, что подразумевается под стхула деха, грубым телом? О. Оно означает тело, состоящее из 25 элементарных составных частей, которые я уже назвал. В. А что представляет собой сукшма деха, тонкое тело? О. Пять джнанендрия, пять тан-матр, пять пран, манас и буддхи -эти семнадцать элементов соединяются и образуют тонкое тело. В. Оно называется только сукшма деха или есть какие-то другие названия? О. Почему бы нет? Конечно, есть. Оно известно также как тайджаса. В. И оно отделяется, потому что связано с другим состоянием, или авастхой? О. Да. В. И как оно называется? О. Состояние сна. В. Значит ли это, что у грубого тела нет состояния, связанного с ним? О. Неm, конечно, у него есть такое состояние. В. Как оно называется? О. Это состояние бодрствования, джаграт. В. А причинное тело, карана деха? О. Здесь есть читта, или сознание, которое связано с субъектом познания, познающим принципом, джнатха. Я. Как оно называется? О. Праджна. В. А состояние? О. Сушупти, глубокий сон. В. Расскажите о том, что понимается под сверхпричинным телом, четвёртым. Чистое сознание, не связанное ни с одной из таттв, или составных частей. Вечный Свидетель, просветлённое Я. О нём говорят как о маха карана дехе. В. Есть ли у него название, как и у остальных? О. Оно называется хираньягарбха. В. А состояние? О. Оно лишено состояния, оно выше всех состояний сознания, и его описывают как а-кшара пуруша. В. Вернёмся к грубому телу. Каковы специфические проявления, свойственные пяти элементам, которые соединились, чтобы образовать тело? О. Из земли образовались: кость, кожа, плоть, жилы, волосы. В. А из воды, джала? О. Кровь, моча, слюна, слизь, мозг. В. Из огня? О. Гнев, жажда, сон, лень, дружба. В. А проявления вайю? О. Деятельность, движение, скорость, стыд, страх. В. Элемент акаша, должно быть, также способен проявляться в теле каким-то образом? О. Да, конечно, путём гнева, вожделения, жадности, гордости и зависти. В. Человек много страдает, не так ли? Причиной этих страданий являются элементы его тела? О. Кажется, у тебя нет сомнений в этом. Причина всех человеческих страданий - эти грубые качества. Страданий, однако, не так много, как может показаться. Они бывают только четырёх видов и называются васаны. В. Каковы четыре васаны? О. Тело, ум, богатство и секс; хотя есть другие, все они, главным образом, основаны на этих. В. Человек слеп в своей гордыне. Что за эгоизм толкает его на это? Сколько существует разновидностей эгоизма?
|
||