Ведическая
традиция определяет четыре состояния сознания. В высшем состоянии –
ниргуны, человек полностью настроен на Абсолютную истину, он
свободно управляет своим умом и чувствами и подчиняет себе даже время.
Однако мы не будем сейчас обсуждать этот уровень. Удерживать его могут
только йоги, садху (святые люди) или живые существа, достигшие
высочайшего эволюционного уровня. В саттва-гуне (состоянии благости)
человек поступает разумно, он имеет чувство меры и способен оценить
возможные последствия своих действий. Его сознание спокойно, он настроен
дружелюбно по отношению к окружающим. К сожалению, вся наша жизнь, та
обстановка, которая сейчас царит в обществе, не настраивает нас таким
образом. В последние несколько лет появилось много людей, живущих в
раджа-гуне (состояние страсти): постоянно обеспокоенных поиском
новых удовольствий (характерное отличие: в гуне благости человек хочет
счастья, причем не только себе, он хочет общей гармонизации ситуации,
а в гуне страсти он хочет именно удовольствий, новых ощущений). В жизни
такого человека чередуются бурные радости и сильные страдания, он переживает,
когда видит у других то, чего нет у него. Многие стали жить по этому
принципу с тех пор, как нашим людям стали доступны разнообразные наслаждения
“цивилизованного” мира, которые раньше для нас не существовали. Все
они, от “сникерса” до “мерседеса”, обеспечивают человеку удовольствие,
но не дают счастья. Принцип удовольствия - потреблять, принцип счастья
- найти в себе нечто ценное и отдать это тому, кого любишь. Любой источник
удовольствия может стать источником счастья, если мы его с кем-то делим,
он становится мостиком между нами и другим человеком. В таком случае
удовольствие тоже будет присутствовать, но из цели оно становится средством.
Так человек из гуны страсти может перейти в гуну благости, отнюдь
не жертвуя все свое состояние, но пригласив в свою жизнь любовь, испытав
желание что-то отдавать.
Низшим
состоянием сознания является невежество. В русском языке есть выражение
“ни себе, ни людям”. В таком состоянии сознания находятся пассивные,
ленивые люди. Они не хотят даже удовольствий, их сознание спит.
В нашем
уме постоянно звучат слова, наши собственные или кем-то сказанные, мысленный
монолог или диалог. Поток мыслей... Почти всю жизнь мы проживаем в этом
потоке.
Попробуем
выключить эту внутреннюю речь. Эффект будет удивительным. Окружающий
мир обрушивается на нас красками и звуками. Мы смотрим вокруг себя,
как будто находимся в кино. Видим небо и желтые осенние деревья, слышим
чириканье воробьев вместе с шумом машин и голосами людей, где-то звучит
музыка, все это образует живую картину. Оказывается, воздух влажный
и осенние листья имеют свой запах. Их форма тоже очень совершенна и
разнообразна. Приходит состояние покоя или восхищения, очень далекое
от нашего обычного душевного состояния. Обидно за современных людей,
которые изобрели кино и уничтожили в себе способность постоянно смотреть
самый интересный фильм - свою жизнь. Но вернуть ее можно прямо сейчас.
Остановите поток слов внутри себя, как будто выключили микрофон, который
оглушал вас целый день. И смотрите, слушайте... А теперь осознайте,
что все это - единый танец энергий. Энергий Бога. И вы - очень важный
компонент этого танца (в этом ваше отличие от пассивного кинозрителя).
Неважно, чем вы заняты: моете посуду или одеваетесь и выходите на улицу.
Вы вписываетесь в общий танец. И у вас получается динамическая медитация.
Меняется качество проживания ситуаций. Через некоторое время вы заметите,
что и сами ситуации вокруг вас складываются иначе, чем раньше, и окружающие
люди вам почему-то стали нравиться, они для вас свои люди, партнеры
по танцу. Незнакомые люди с вами вдруг заговаривают, как будто вы давно
знакомы.
Конечно,
мы не можем сразу полностью переключиться на такой режим. И не надо.
Достаточно хотя бы некоторое время каждый день проживать таким образом.
На сколько нас хватит - зависит от нашей природной способности к концентрации
сознания. Со временем эта способность увеличивается.
А
кто-то давно уже живет именно так. Эти люди в любой жизненной ситуации
способны увидеть гармонию. Могут на несколько минут уйти в созерцание
цветка, аквариума с рыбами, дождя или падающих осенних листьев и выйти
из этого состояния хорошо отдохнувшими. Многие из них сами не знают,
что занимаются практикой созерцания, в конечном итоге они восхищаются
творением Бога и подключаются к очень высоким энергиям. Они гораздо
менее конфликтны, и их организм работает лучше.
Вечером вы можете мысленно прокрутить свой “фильм” (не надо полностью,
это слишком долго, но какой-то фрагмент). Вернитесь к своему пробуждению
утром. Постарайтесь снова все увидеть, услышать, почувствовать. Возможно,
не с первого раза, но вы откроете в себе эту способность. Надо уделять
хотя бы немного времени восстановлению целостного, образного восприятия.
Это главный пробел в нашем образовании.
Нас всю жизнь учили анализировать. В раннем детстве, когда мы видели
нечто красивое и тянулись к этому, нам тут же объясняли: “Это птичка,
называется воробей, это цветочек фиалка, у него пять лепестков...” Мы
чуть ли не с грудного возраста знаем, где правая рука, где левая, и
сколько часов в сутках. Это все тренировка аналитического мышления.
Только этот тип мышления воспитывается и поощряется в современном обществе.
Поэтому у нас такое количество технических достижений. Аналитическое
мышление необходимо, но создается невероятный перекос в развитии. У
большинства людей остается неразвитым образное мышление, вторая половина
ума, которая не менее важна. Поэтому большинство людей не рисует, не
пишет стихи, не танцует и совершенно беспомощны перед наплывом эмоций.
Накапливается очень много различных чувств, а человека не учили их выражать
ни словами, ни жестами. И в нем все это бродит и периодически выплескивается
в искаженном виде. Все сводится к анализу, расщеплению. Это одна из
причин отсутствия этики даже у культурных, высокоразвитых людей.
Мне пришлось наблюдать такую сцену: психолог тестирует ребенка. Спрашивает,
какое слово подходит к слову “червячок”. Ребенок затрудняется ответить,
и психолог подсказывает: “Может, рыболовный крючок?” У человека с образным
мышлением тут же возникнет протест: что же тогда подходит к человеку,
неужели скальпель?! Он скажет, что к “червячку” подходит “земля”, потому
что это существо живет в земле. Но человек с чисто аналитическим мышлением
очень доволен: с логической точки зрения здесь все в порядке. Отсутствие
способности воспринимать образ в целом делает нас наполовину глухими
и слепыми. В особенности это проявляется в личной жизни, в воспитании
детей. Скажем, ребенок плачет. У него пока нет температуры и насморка.
Но можно заметить, что он на грани заболевания, ему плохо. Мама с образным
мышлением это видит и берет его на руки, он подпитывается ее энергией,
и через некоторое время все уже в порядке. Мама с чисто логическим восприятием
меряет температуру, смотрит в горло и говорит: “Не капризничай, у тебя
все нормально”. Ей сказали, что нельзя баловать ребенка, приучая к рукам.
А собственные руки, которые тянутся взять плачущего ребенка, она не
чувствует. В результате уже через несколько часов она имеет больного
ребенка. И теперь уйдет не один день на его лечение.
Другой
пример: жена называет мужа каким-то словом, по ее мнению, ласковым,
как ее саму называли в детстве. Скажем, “зайчик”. А у него и так комплекс
неполноценности, и он каждый раз дергается, обижается. На пятый раз
он взрывается, обзывает ее действительно обидным словом. И теперь уйдет
не один день на восстановление их отношений. Скандала можно было избежать,
если бы она хоть раз позволила себе увидеть его реакцию. Но она пребывала
в потоке слов.
Мы
получаем удары по эмоциональной сфере и еще больше ее в себе изолируем.
А конструктивный выход в том, чтобы ее раскрывать. И видеть всю картину
в целом, видеть глаза собеседника, ощущать вибрации, которые от него
исходят. А интонации его голоса - музыка, в ней легко услышать напряженные
или фальшивые ноты. У нас формируется образное мышление, и мы получаем
в два раза больше информации из окружающей среды. От этого выиграем
не только мы сами, но и все вокруг.
Почему
летом самые живописные места на пляже завалены отбросами, пустыми бутылками
и пакетами? Неужели мы все такие несознательные? У нас отсутствует
именно та половина сознания, которая позволяет увидеть пляж в целом
и ощутить любовь к каждой песчинке, к каждой бегущей волне. В таком
состоянии сознания вы не только не сможете бросить свой мусор. Вы поднимете
чужой мусор и закопаете или сожжете. И почувствуете ответ всей окружающей
природы, начнется общение вместо потребления. Из восточного опыта работы
с деревьями наши люди взяли только то, что надо подойти, обхватить дерево
и накачаться энергией. Опять аналитический, неживой подход. На самом
деле надо подойти, обнять дерево, погладить его и сказать, что оно вам
нравится. Тогда энергию оно вам даст само, да еще может забрать вашу
усталость, болезнь.
Чисто
аналитическое сознание стремится все расщеплять. И становится очень
опасным. Возьмем опыты над животными. Каждое животное прекрасно, это
совершенное творение. Не надо ходить на балет, чтобы увидеть плавные,
изящные движения. Посмотрите на кошку. (На самом деле вы должны не только
смотреть картину, но и вспоминать о Художнике, периодически повторять
молитву, тогда ваше созерцание будет сознательным. Вы должны уподобиться
человеку, который приехал из деревни и попал в Эрмитаж. Он ходит и восторгается:
“О, это Рубенс, а это Модильяни!” Так и Вам надо научиться повторять
имена Бога). А теперь вспомним, сколько этих прекрасных творений погибло
для того, чтобы образованные люди посмотрели, что у них внутри. Мотивация
была вроде бы достойная: всеобщее здоровье. А теперь посмотрите на себя
и своих знакомых: оправдали себя эти “жертвоприношения”, много ли у
нас здоровых? А до опытов над животными меньше ли было?
Теперь
пример, страшный для любого. Война, массовое убийство людей, в том числе
молодежи и детей, которые только начинали жить. Картины взрывов, пожаров.
Оказывается, те, кто это затеял, тоже объявили свою мотивацию. Они говорят
о правильном устройстве общества. Делая революции, говорили о новом
прекрасном мире. Сейчас кто-то занимается террором и считает себя правоверным,
а тех, кого убивает, неверными. Так работает расщепляющее сознание,
оно все делит. А конструктивное сознание стремится объединять. “Неважно,
что у нас разные религии, мы оба поклоняемся Богу, поэтому ты мой брат”,
думает человек с конструктивным сознанием. И не устраивает никаких “жертвоприношений”.
Он даже может стать вегетарианцем, поскольку не разделяет себя с остальными
живыми существами. Он ищет общее, а не различия.
Конечно, некоторые ситуации требуют разрушения. В материальном мире
мы не можем быть только конструктивными. Даже для приготовления вегетарианского
салата надо срезать растения. Часто нам приходится защищать себя, вступать
в конфликты, которые нам навязаны. Но все-таки мы должны стараться совершать
больше конструктивных действий и меньше деструктивных, насколько это
от нас зависит. Начинайте с тех ситуаций, которые сегодня предложит
вам жизнь. Вот вы идете в метро и видите нищую старуху. Человек с деструктивным
сознанием скажет: “На самом деле она здоровая и зарабатывает больше
меня”. И пройдет мимо, гордый тем, как он хорошо разгадал эту симулянтку.
Человек с конструктивным сознанием скажет: “Она просит, а для меня эти
50 копеек ничего не значат”. У него конструктивный подход вместо самозащиты,
через пять минут он уже проживает следующую ситуацию. На самом деле
он на этой ситуации очень много сэкономил.
Аналитическое
сознание доходит до того, что расщепляет собственный образ. Как показывает
моя работа с людьми, большинство затрудняется изобразить себя, хотя
они вполне способны о себе рассказать словами.
Когда человек со своими проблемами приходит в Центр аюрведической и
тибетской медицины “Дханвантари”, ему дают высказаться. Задают лишь
наводящие вопросы. Вначале он говорит о самых внешних, поверхностных
проблемах. Наиболее болезненные он держит в себе. Но через 20-30 минут
его наболевшую эмоциональную сферу прорывает, и он начинает более или
менее откровенный рассказ. Тогда его просят нарисовать себя. Чаще всего
можно в ответ услышать: “Но я не умею рисовать”. Подвожу к зеркалу и
показываю: “Голова - это круг, плечи - квадрат, глаза - овалы с точками...”
Рисует. В этот момент перехода на язык синтеза люди часто непроизвольно
смеются, они открывают что-то новое (на самом деле хорошо забытое старое).
Рисунки поистине удивительны. На одном человек без глаз, на другом без
ушей, на третьем без рук. Часто рисуют себя только до пояса, а вся нижняя
половина заключена в мешок или вообще отсутствует. Многие рисуют себя
в виде маленького ребенка, куклы, а некоторые даже в виде животного.
Было уникальным изображение надгробного памятника. У большинства людей
в сознании нет реального и целостного образа себя. Но это исправляется
тут же, их собственными руками. Когда человек дорисовывает себе пальцы,
уши или другие недостающие детали, он очень счастлив. Идет процесс психологической
самокоррекции. Вовсе не обязательно рисовать себя без одежды (кстати,
стремление изобразить себя голым показывает асоциальность). Но под одеждой
должно быть мужское или женское тело без всяких дефектов. Из астрологии
мы знаем, что каждая зона тела имеет свое психологическое и кармическое
значение. Например, руки - зона Близнецов. Если человек никак не может
изобразить свои руки (рисунок 3), значит, у него проблема с контактами,
нарушен информационный обмен. Если не рисует себе глаза - это запрет
на активность (лицо - зона Овна, Овен - это наша смелость, способность
проявить инициативу.). На рисунке 1 мы видим личность, которой запрещено
как-либо проявлять себя. Также мы знаем, что не бывает бесполого “человека”,
бывает мужчина или женщина. Это не только тип тела, это тип энергетики
и психологии. Тем не менее, на рисунках часто пол не определить. Женщины,
не имеющие детей по причине внутреннего запрета, психологической проблемы,
обычно затрудняются нарисовать себе грудь, живот и бедра. Они рисуют
себя в виде девочки или даже мальчика. За то с каким удовольствием они
потом дорисовывают себе все недостающее! Одна из них через некоторое
время пожелала завести ребенка и забеременела. Одна девушка, молодая
и симпатичная, жаловалась, что на нее никто не обращает внимания, она
одна. И изобразила себя в виде ...мужчины в деловом костюме. После самокоррекции
она очень быстро нашла себе партнера. На рисунке 5 мы видим женщину,
которая в детстве перенесла серьезное заболевание ног. И на тонком плане
последствия еще есть, она не видит себя стоящей на ногах. После того
как она нарисовала себе босые ноги со всеми пальцами и пошевелила своими
пальцами на ногах, по ее словам, что-то в ней произошло, она почувствовала
эту зону. А стопы, зона Рыб - это связь с высшим, осмысленность жизни.
Рисунок 4 сделан женщиной, которая всю жизнь жила лишь головой (и голова
часто болела). Ей в детстве внушили, что все, кроме головы, - это плохо.
То же на рисунке 7. На рисунке 2 отсутствует шея, зона Тельца, это запрет
на комфортную жизнь, на зарабатывание денег и приобретение хороших вещей
(а также проблемы с питанием). На рисунке 6 - человек, получивший асексуальное
воспитание. Он потом всю жизнь тянулся в крайне консервативные общества,
где на секс смотрели, как на “гадость”. После того, как он нарисовал
себе “шорты, в которых все на месте”, запрет с него слетел. Его поведение
некоторое время было дисгармоничным (из асексуальности был перекос в
гиперсексуальность), но постепенно он скомпенсировался, осознав секс
как часть своей жизни, но не ее главную цель.
Но это все люди с локальными проблемами. А вот на рисунках 8 и 9 мы
видим людей, которые жить вообще не хотят. Рисунок 8 - памятник самой
себе, 9 - женщина, которая считает, что исчерпала смысл этого воплощения
и собирается в следующую жизнь. Здесь нужно проговаривать проблему,
которая привела человека к такому состоянию души. И уговаривать еще
пожить. На рисунке 10 - изображение эмбриона. Кстати, женщина упорно
настаивала на том, чтобы рисовать с закрытыми глазами. При этом умудрилась
сделать себе даже пуповину. У нее не отработаны отношения с матерью,
сильная психологическая зависимость. Потом она нарисовала себя наполовину
родившейся и лишь после этого примерно такой, какая она есть. Рисунки
10 и 11 - близкие к норме.
И самый важный этап - сопоставление нарисованного и реального. “Посмотрите
на свою голову - почувствуйте свою голову”, “посмотрите на руки - почувствуйте
руки”, и так далее, все зоны тела. “А теперь почувствуйте себя в теле,
как дома”. После такой работы со своим образом человек очень сильно
меняется. Он собрал себя, разобранного на кусочки, нашел недостающее
и обрел цельность. Как правило, через некоторое время его можно увидеть
более жизнерадостным, открытым, его энергетические структуры стали более
целостными. Но это при условии, что он принял процесс и старательно
работал, вкладывался в этот рисунок.
Целостность - это прежде всего свободная, не сломанная воля. Отсюда
совет родителям - до 7 лет минимально блокировать ребенка. Ни в коем
случае не пеленать (ползунки можно одеть и в первый день), не держать
в кровати с загородкой, а пустить ползающего ребенка по квартире. Пусть
делает более или менее то, что сам хочет (если это не очень опасно).
Когда вам хочется сказать ему “нет”, говорите “почему бы и нет?” Обеспечивайте
возможности для творчества, но не спешите в 3 года учить читать. Пусть
вначале разовьет способности к синтезу - рисует, поет, танцует. В 5
лет он уже может проявить интерес к буквам и цифрам. С 7 лет уже пойдет
социализация, школа, там нужны ограничения и плановые занятия. К этому
возрасту у ребенка формируется самозащита и целостный образ себя в уме.
Отдавать ребенка в современную школу в 6 лет - неправильно. В ведическом
обществе, когда детей в 5 лет отдавали учиться, были принципиально другие
школы.
Очень способствует восстановлению целостности спонтанный танец. Тоже
сразу возникает проблема: “Меня не учили танцевать”. Вы уже умеете.
Танец - это не набор заученных движений. Это выражение чувств жестами.
Если вы знаете какой-то танец - очень хорошо. Если нет - это вам не
помешает. Вспомните, все вокруг - танец энергий. Вам наверняка случалось
убирать комнату в гневном состоянии. Вы все швыряли на места, а потом
носились с пылесосом, как вихрь. Это вы исполняли гневный танец. Также
вы можете вспомнить, когда исполняли танец любви. И уж обязательно каждый
из нас исполнял танец лени по утрам, медленно-медленно просыпаясь. Так
что в спонтанном танце для вас нет ничего нового. Включите ту музыку,
которая больше всего подходит к вашему настроению. И двигайтесь. У вас
хорошо получается. Какое у вас настроение - так и двигайтесь в течение
15 минут. Если вы освоите эту практику, будет ощущение, что вы сбросили
оковы. Вы начнете получать естественную радость от движения. А главное,
сбрасывать эмоциональный груз. Конечная цель не в том, чтобы каждый
день выделять отдельное время на танец, а в том, чтобы превратить свою
жизнь в танец. Можно даже дойти до того, чтобы слышать музыку на тонком
плане.
Также очень помогает восстановить целостность аутотренинг. Многие из
вас им уже когда-то занимались. Большинство бросает эти занятия: “Не
помогает, малоэффективно”. Действительно, нам очень трудно перейти с
нашего делового ритма в аутогенное погружение. Многие даже во сне не
могут расслабиться и спят в скрюченном состоянии. А самовнушение будет
эффективно только в том случае, если вам удалось забраться в свое подсознание.
Поэтому можно себе помочь: лечь в теплую ванну (вода температуры тела).
Водная стихия способствует и расслаблению мышц, и самовнушению. Здесь
вы через несколько минут почувствуете, как разглаживаются мышцы лица,
как сознание слегка “плывет”. Тогда можно себя перепрограммировать.
Мысленно повторяйте все, что хотите в себя заложить. Например:
Я
спокоен, мне хорошо, все мышцы расслаблены…
Я молодой и здоровый…
Дыхание ровное, глубокое…
Пищеварение работает нормально…
У меня прекрасные отношения с людьми – и т. д.
Этой
практикой достаточно заниматься два раза в неделю по 10-15 минут.
Итак,
вырвитесь из жизненного вихря, остановитесь и внимательно оглянитесь
вокруг, попробуйте по другому посмотреть на себя, сделайте свой собственный
рисунок, попытайтесь изменить состояние своего сознания и смело идите
вперед.