Известное древнеарийское предание говорит о боге
врачевания Дханвантари, который 25 тысячелетий назад принес на Землю
мудрость Аюрведы. Было предсказано, что Дханвантари вновь воплотится на
Земле. Он будет приходить всякий раз, когда люди, забыв свою истинную
природу и естественный закон существования, начнут страдать от болезней.
Прошло множество веков, и Дханвантари воплотился как раджа Диводаса,
родившись в царской семье в святом городе Бенарес (Варанаси). "Однажды к
обители Диводасы пришли Вайтарана, Сушрута, Каравирья и другие мудрецы, и
сказали: "Наши сердца погружены в печаль при виде людей, страдающих от
физических и умственных болезней. Чтобы изгнать болезни и вернуть им
здоровье и благополучие, для блага всех живущих существ, научи нас
Аюрведе, знанием которой ты обладаешь в совершенстве. Мы готовы стать
твоими преданными учениками". И Диводаса ответил: "Входите, будьте моими
сыновьями, и я обучу вас. Ибо я, Дханвантари, избавивший живых существ от
старости, болезней и смерти, вновь появился на Земле для того, чтобы
открыть вам среди остальных ветвей Аюрведы Шалья-чикитсу". (Сушрута
самхита, Сутрастхана, 1.13-14, 22). Предание говорит о том, как
Диводаса передал знание своим ученикам, разделив его на восемь частей для
того, чтобы его легче было запомнить. Его ученики, называвшие себя
дханвантарьи или последователи Дханвантари, развили и сформулировали в
канонах знание, полученное от своего учителя. Лучшим среди дханвантарьев
был Сушрута, о мудрости и мастерстве которого сложены легенды. Он составил
трактат, текст которого первоначально передавался из уст в уста, от
учителя к ученику. Прошло множество веков, и память людская начала
слабеть. Тогда текст начали записывать под именем его первого составителя.
Фрагменты этих шлок и упоминания о них можно встретить в более поздних
трудах комментаторов. И лишь на рубеже I-II веков н.э. была восстановлена,
записана, отредактирована и дополнена "Сушрута Самхита", которая доступна
современному читателю. Преемником древнего знания стал другой Сушрута,
происходивший из семьи потомственных вайдьев и названный родителями в
честь великого ученика Дханвантари. Сушрута Младший был необыкновенной
личностью. Умелый врач, глубокий философ, талантливый наставник,
замечательный литератор, он не только восстановил "Сушрута самхиту", но и
основал школу, в которой сотни учеников постигали науку Шалья-чикитсы.
Существует множество исторических свидетельств того, что школа Сушруты
славилась далеко за пределами Индии.
Создание "Сушрута самхиты", канонического текста, представляющего
главным образом направление Школы Диводасы и занимающего второе по
значимости место в Брихат Трайе, собрании великих аюрведических трудов, -
одна из самых впечатляющих страниц в истории медицины древних ариев. И
дело не столько в том, что именно это знание считается полученным из уст
самого Дханвантари. Дело не столько в том, что составителя этого трактата,
лучшего ученика Дханвантари и великого мастера медицины Сушруту считают
сыном Вишвамитры, легендарного мудреца и провидца из древнеарийских
эпосов. Дело скорее в том, что для западного ума нет более впечатляющего
доказательства достижений арийской медицины, чем "Сушрута самхита".
Сушрута в совершенстве изложил анатомию и физиологию человека, описал
причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, детально
разработал более 300 сложнейших операций, заложил основы гирудо- и
иглотерапии, задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И.
Павлова - секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера - способ
прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно
было открыто и признано современной наукой. Можно лишь предполагать,
сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с
помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево
сечение, лапаротомия и пластические операции по восстановлению
искалеченных носов, ушей и губ. И именно "Сушрута Самхиту" считают
трактатом, наиболее точно передающим "Дханвантари Самхиту" - самый первый,
изначальный источник Аюрведы.
В дошедшей до нас версии "Сушрута самхиты" шесть частей -
Сутрастхана, Нидана стхана, Шарира стхана, Чикитса стхана, Калпа стхана и
Уттара стхана - и 184 главы (адхьяя), каждая из которых, следуя традиции
преемственности, начинается со слов "Так сказал благословенный
Дханвантари". В первом разделе подробно освещается вопрос медицинского
обучения, теория лекарственных средств, принципы питания и теория трех
дош, дается описание разных инструментов, использующихся в хирургии,
извлечение чужеродных предметов и т.д. Второй раздел посвящен патологии,
этиологии и симптомам различных заболеваний. Третий - Шарирастхана - в
основном посвящен анатомии, физиологии и эмбриологии, а также уникальному
учению мармавидье - описанию жизненных точек и методов воздействия на них
(в частности - иглоукалывания). Четвертый раздел, Чикитса стхана, посвящен
методам излечения различных болезней, омоложению и способам профилактики
заболеваний. Пятый - Калпастхана - рассматривает растительные, минеральные
и животные яды, пищу, которая в силу несовместимости подобна ядам, и
средства, которые могут являться противоядием. Уттара тантра посвящена
малой хирургии (шалакья), которая традиционно занимается отоларингологией
и офтальмологией, в классической Аюрведе называющимися лечением
"заболеваний органов, расположенных выше плеч".
"Сушрута самхита" - это целостное учение о том, как жить
естественной жизнью и поддерживать свое здоровье и долголетие. Это знание
о предназначении человека на Земле и о важности сохранения здоровья,
независимо от того, зачем оно нужно - для наслаждений этой или следующей
жизнью, или для достижения Бога. Жизнь - это мост между рождением и
смертью, повторяет Сушрута, и человек должен осознавать различные стороны
своего земного путешествия. Здоровье - это естественное и совершенное
состояние человека, основой которого является согласованное единство
человека и вселенной, сознания и тела. Исток всякой болезни - разрушение
этого единства, начинающееся прежде всего с сознания, с мысли. Силы и
способности организма, которые дают ему жизнь и поддерживают его процессы,
- это микрокосмические двойники сил, которые составляют и поддерживают
Вселенную. Вселенная и человек едины, и что применимо к макрокосму,
применимо и к микрокосму. Разрывая связь с окружающим миром, человек
нарушает равновесие "внутреннего" и "внешнего", и остается в одиночестве.
Каждая клетка нашего тела - целый мир, который способен строить,
разрушать, поглощать. За одной клеткой стоит группа клеток, образующая
организм. Функционирование всех клеток скоординировано, они находятся в
гармонии друг с другом, и все наши органы действуют слаженно. Каждый
элемент входит в состав более крупного и столь же совершенного
образования, но при этом более крупное образование не ограничивает более
мелкое. Так формируется и вся космическая реальность. Меньшее, большее и
еще большее связаны друг с другом так, что нарушение чего-то одного влечет
за собой нарушение всего остального. Теряя ощущение родства со всем
сущим, нарушая естественные нравственные принципы, переставая стремиться к
познанию, творчеству, заботе о других, человек отделяет себя от источника
силы, питающего его здоровье. Неведение в вопросах питания и гигиены
приводит его к недомоганиям этой жизни, а неведение смысла жизни и
правильных средств его осуществления может стать причиной болезней и
несчастий, продолжающихся в будущих существованиях. Почти каждое
расстройство здоровья является следствием столкновения между высшими
способностями человека и силами, мешающими их проявлению. Такими силами
могут быть мысли и стереотипы мышления. Если человек думает, что его жизнь
ограничена телом и целиком зависит от внешней среды, если он думает, что
его окружает враждебный мир, наполненный вирусами, стрессами и
конкурентами, он становится гораздо более уязвим для заболеваний. Неверное
понимание своей природы, отождествление себя с телом или должностью,
приверженность искаженному мировоззрению становятся питательной средой для
недугов. В тот момент, когда, утратив связь с целым, человек
оказывается подверженным различным неблагоприятным воздействиям,
"пробудить" заболевание могут несколько причин. Запускающие причины
болезней Сушрута подразделяет на три категории: телесные, происходящие от
внешних причин и происходящие от сил природных и "тонких". Телесные
заболевания могут быть наследственными и возникающими от нарушения
естественного равновесия сил в организме. Нарушение равновесия в свою
очередь может быть порождено расстройством дош и неправильным состоянием
ума. Внешними причинами могут быть травмы, нанесенные оружием или дикими
животными. К "тонким" или природным причинам относятся сезонные (связанные
со сменой времен года), вызванные "судьбой" (личной кармой и влиянием
планет) и естественные. Естественные причины Сушрута подразделяет на
своевременные и несвоевременные. Первые приходят по истечении отпущенного
человеку срока жизни, а вторые - от неправильного поведения
человека. Жизнь - это поток, говорит Сушрута. В этом потоке, согласно
космическому ритму, движутся все природные силы и все живые существа. С
этим потоком тесно связано функционирование дош, которые Сушрута считает
тремя представителями вселенских божественных сил: "Как Солнце, Луна и
ветер поддерживают Землю, наделяя, перенося и распределяя силу, так же три
доши поддерживают тело" (Сушрута самхита, Сутрастхана 21.3.). Наша
устойчивость - это твердость земли и течение великих рек. Солнечный свет
внутри нас - часть великого Солнца, дающего жизнь. "Эфир" и "ветер" - это
наши мысли, движения, деятельность клеток нервной системы, ток крови в
теле. Все это плавно течет и взаимодействует в согласии с ритмом космоса.
Когда ураган ломает деревья и передвигает горы, когда вода в озерах
становится ядовитой, а разгневанное пламя обращает все в пепел, мы
говорим, что произошла катастрофа. Лишь следуя внутренней гармонии и
ритму, согласованному с космическим порядком, можно сохранить свое
здоровье. Плотное и тонкое тело человека связано со Вселенной
бесчисленными каналами. Сушрута упоминает артерии (дхамани), вены (сира),
лимфатические сосуды (расаяни), мельчайшие капилляры (расавахини), полости
(асайя) и пространства внутри тела (шарирачхидра). Тело человека буквально
сплетено из таких каналов. Каналами являются пищеварительный тракт и
кровеносная система. Задачи каналов различаются: одни проводят в кровь
жизненный воздух (прану), другие несут воду (то есть лимфу и кровь),
проводят пищу или доставляют питательные вещества мышечным тканям.
Описывая многочисленные каналы тела, Сушрута упоминает и каналы нади,
относящиеся не к плотному, а к "тонкому" телу. Аюрведическая традиция
рассматривает до 350 тысяч каналов нади (которые можно дословно перевести
как "ток"), обеспечивающих постоянную связь человека со Вселенной. Каналы
нади связывают между собой так называемые жизненные точки или мармы -
особые зоны как плотного, так и тонкого тела. Согласно "Сушрута самхите"
марма - это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал
- мышц, сосудов, связок, костей и суставов, являющееся также проекцией
информационных и энергетических каналов (стхула и нади). Жизненными
точками мармы называют потому, что по ним циркулирует "жизненный ветер"
(прана-вата), и чем ближе этот поток к поверхности тела, тем более опасны
повреждения мармы. На тонком плане марма зоны связаны с первоэлементами
Вселенной - стихиями "земли", "огня", "воды", "воздуха" и "эфира". Сушрута
перечисляет 107 марм, описывает их местонахождение, название, номер,
размер, классификацию, признаки прямого и полного повреждения, последствия
тяжелого повреждения и симптомы при слабом повреждении точки. (Сушрута
Самхита, Шарирастхана, 6.) Движение веществ, энергий и жизненного
воздуха по каналам тела похоже на плавное течение реки. Но что происходит,
если это течение нарушает сильный ветер, если потоку преграждает путь
нагромождение камней, если сильная жара высушивает реку? Что если какая-то
клеточка Вселенной начинает жить в дисгармонии со всеми остальными
клетками? Если в марма зонах накапливается энергия, она препятствует
свободному течению энергии по каналам. Если движение по каналам тела
затрудняется или прекращается, в них начинают скапливаться яды, например,
отмершие клетки и жир в виде "бляшек" на стенках кровеносных сосудов.
Скопившись в одном месте, яды начинают распространяться по другим,
свободным каналам, которые перестают выполнять свою непосредственную
работу и портятся. В том месте, где "испорчены" все три доши, развивается
патология и, как любое живое существо, начинает бороться за выживание. В
стремлении выжить в неестественных условиях клетки создают независимую
подсистему, не согласованную с космическим ритмом. Так возникает болезнь -
физическая или умственная. Ведь болезнь ума - это тоже создание
собственной реальности, не согласованной с более крупной системой.
Кроме описания теории марм, трактат Сушруты знаменит уникальным
описанием и классификацией хирургических инструментов. Нам может
показаться, что инструменты - вопрос прикладной, и ему не стоит придавать
столь важного значения. Но в философии Аюрведы, где лечение считается
священнодействием, а любое деяние должно быть согласовано с законами
космоса, нет ничего случайного. "Шастра (острые инструменты) должны быть
изготовлены искусными в своем деле умельцами (кузнецами по металлу),
использующими проверенные способы их изготовления. Они должны быть приятны
на вид, остро заточены, удобны для удерживания в руке, и способны
расщепить волос. Изготавливать их следует из хорошо обработанного
(очищенного от примесей) твердого металла; цвет их должен напоминать
голубой лотос и форма должна соответствовать названию" (Сушрута самхита,
Сутрастхана, 7. 6-9). В названии инструментов упоминаются львы, медведи,
тигры, волки и олени, множество птиц и насекомых. Их когти, зубы, клювы и
хоботы стали прообразами игл, щипцов, скальпелей и ланцетов, и к силе этих
животных обращался умелый хирург, приступая к операции. Таким образом
Сушрута описал сто двадцать пять различных инструментов, и разрешал
хирургам изобретать новые инструменты для нужд каждого отдельного случая.
Исследователи, воспроизводящие описанные Сушрутой хирургические
инструменты, поражены их полным соответствием современным достижениям
медицинской техники. И уже не приходится удивляться точному и подробному
описанию применения медицинских пиявок, которые в аюрведической традиции
считались "режущими" хирургическими инструментами. Именно Сушрута
первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на семь
видов: ахарья (извлечения твердых тел), бхедья (иссечение), чхедья
(разрезание), эшья (исследование), лекхья (скарификация), севья (наложение
швов) и висраванья (выведение жидкости). Он описывает пластические
операции, операции на глазах и внутренних органах. Акушерские и другие
сложные операции совершались только очень опытными хирургами и с особыми
предосторожностями. Производились также операции кесарева сечения - в тех
случаях, когда припарок и окуривания было недостаточно для естественного
родоразрешения. Предписания Сушруты о послеродовом уходе, кормлении и
заботе о ребенке соответствуют современным европейским разработкам.
Есть сведения о том, что представители Школы Кайя-чикитсы, лечившие
травами, минералами, запахами, звуками и вкусами, не раз передавали своих
пациентов Школе Сушруты, но не было ни одного противоположного случая. Это
значит, что к хирургам обращались в самых безнадежных ситуациях - и они
нередко совершали невозможное. Сохранилось немало сведений о Школе
Сушруты, представлявшей собой целый университет, в котором были
лаборатории для приготовления лекарственных средств, отдельные комнаты для
занятий и оборудованные "операционные залы". Обучаясь у Сушруты, ученики
использовали предметы, похожие на пораженные болезнью органы - плоды
растений и мешки, наполненные водой. Искусству кровопускания учились на
сосудах мертвых животных и на стеблях водяных лилий; искусству извлечения
твердых тел - на плодах панаса (аrtocarpus integrifolia), перевязки - на
макетах, катетеризации - на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном
водой. "Врач, владеющий теорией и не владеющий практикой, подобен птице с
одним крылом" - вслед за Сушрутой повторяют наставники своим ученикам.
(Сушрута самхита, Сутрастхана, 6.12) Слава об этой школе
распространялась далеко за пределы Индии. Но далеко не каждый желающий мог
стать учеником Школы Шалья-чикитсы. С одной стороны, Сушрута допускает к
обучению и шудру, если тот прилежен и усерден в изучении священных
текстов, с другой стороны - тщательно отбирает достойного кандидата по его
нравственным качествам, предрасположенности к выбираемой профессии.
"Ученика должно отличать природное благородство, преданность истине,
вдумчивость и мужество, совершенство характера, чистота поведения,
способность сострадать всем живым существам, хорошая память и способность
видеть во всех существах только хорошее. Хорошему врачу следует лечить
всех: браминов, духовных наставников, нищих, друзей, отшельников, соседей,
сирот и людей, что пришли издалека, так, словно они его друзья, не требуя
вознаграждения и используя лекарства, приготовленные им самим… Ученику
нужно всегда стремиться стать лучшим из всех живущих существ" (Сушрута
самхита, Сутрастхана, 2.)
В IV-V веке "Сушрута самхита" была отредактирована известным ученым
и алхимиком Нагарджуной. В VIII веке трактат был переведен на арабский
язык под названием "Китаб-Шах-Шун-ал-Хинди" или "Китаб-и-Сусруд" ("Книга
Сушруты"), после чего стала необыкновенно популярной в странах Аравии и
Средней Азии. Самыми известными комментариями на "Сушрута самхиту"
считается трактат Чакрапанидатты под названием "Бханумати" (XI век) и не
сохранившиеся до наших дней труды Джеджаты и Чандраты. Самым же
прославленным комментарием считается труд Далханы, написанный в XII веке и
называющийся "Нибандха санграха". Имя Сушруты как непревзойденного
мастера Аюрведы и автора великого медицинского труда было одинаково хорошо
известно как на Востоке, так и на Западе. В Древней Греции и среди ученых
Средней Азии его труд был известен больше, чем текст "Чарака самхиты".
Составленный учеником Дханвантари и записанный его последователем, текст
трактата представляет собой многослойное произведение. Но в этой
преемственности и состоит глубочайшая символика - мы не можем отделить
изначальный текст Сушруты от творческих дополнений Сушруты Младшего. Да и
важно ли это, если основой "Сушрута самхиты" является вечное знание,
которое передал некогда на благо всех людей Дханвантари?
|