АШТАНГА
ХРИДАЯ САМХИТА Шримад Вагбхата |
||
Глава 4. Бхута виджнания (знание о злых духах, демонах и т.п.) Теперь мы изложим главу бхута виджнания – знание о злых духах и т.п., – так сказал Атрея и остальные мудрецы. 1-2. Если человеческое существо своим поведением и свойствами, - будь то обычные знания, особые познания (в науке, искусстве, философии и т.п.), речь, физическая деятельность, сила и отвага, - начинает проявлять нечеловеческие свойства, такого человека следует считать "охваченным злыми духами". Если человек своим (внешним) поведением, темпераментом, словами (речью), походкой (движениями) и тому подобными (иными действиями) уподобляется какому-либо из демонов, его следует считать одержимым этим демоном. Их (бхута или демонов) существует восемь разновидностей, таких как дева, давана и другие. 3-5. Причинами анушанга (одержимости демонами) является праджнапарадха – время, когда человек начинает совершать ошибочные действия (нарушать установленные законы и вести себя неправедно) в этой жизни или в предыдущих существованиях. Праджнапарадха возникает из-за потакания кама (желаниям) и т.п. (кродха, лобха, моха, мада, матарья), что приводит к ошибочным действиям в следовании законам дхармы (праведного поведения), врата (соблюдения обетов), ачара (следованию образцам праведной жизни) и в почитании людей и вещей, предназначенных для богослужения. Если человек становится грешником и разрушает самого себя, граха (злые духи, демоны) убьют его даже в том случае, если эти граха принадлежат к виду дева (божественных сущностей). Эти злые духи нападут на него во время чхидра (момента падения, в период ошибок и заблуждения, пренебрежения законами и неправедных действий). 6-8. Чхидра – это время, когда человек начинает совершать грехи. Чхидра – это и результат уже совершенных нежелательных (плохих) действий, таких как пребывание или деятельность в месте, занятым другим человеком (претендовавшим на него ранее, но изгнанным), пребывание ночью в местах захоронений и т.п. запретных местах, обнажение, оскорбление (поношение) наставников, совершение неправедного и незаконного полового сношения, неправедного служения богам и т.п. К неправильным действиям относятся также нечистоплотность, прикосновение других людей в нечистые дни (в те дни, когда прикосновения не допускаются), неправильное поведение во время огненного жертвоприношения, пения священных гимнов, принесение жертв (обетов, умилостивляющих ритуалов и очистительных обрядов). Вкратце, чхидра – это действие, противоречащее всем тем правилам и обычаям правильного поведения, описанного в диначарья (адхьяя) (см. 2 главу сутрастханы). 9-12. Сура
(дева граха) вселяется в человека
в первый и тринадцатый дни светлой половины месяца. Деваха граха
охватывает на тринадцатый день светлой
половины месяца и двенадцатый
день двух темных недель месяца. Гандхарва
граха охватывает на четырнадцатый день светлой и двенадцатый день
темной половины месяца. Урага (нага)
граха вселяется на пятый день,
дханешвара (кубера) граха охватывает на седьмой и двенадцатый день
светлой половины месяца. Брахмаракшаса граха охватывает на восьмой
и пятый дни двух светлых недель месяца и также в дни полнолуния. Ракшаса
и пишача граха вселяются на девятый и двенадцатый дни темной половины
месяца, а также в дни парва (особые дни затмений и т.п.). Питри
граха охватывает на десятый день и в день новолуния. Другие граха,
такие как гуру, вриддха
и т.п. охватывают на восьмой и девятый дни, обычно – в вечернее время.
13-15. (Таковы признаки человека, который охвачен дева граха): его лицо подобно полностью распустившемуся цветку лотоса и полно доброты. Он не впадает в гнев, он мало разговаривает и выделяет мало пота, фекалий и урины. Он равнодушен к пище, почитает богов и дважды рожденных (брахманов), необычайно чистоплотен и в речах своих учтив и обходителен. Он подолгу сидит с закрытыми глазами, источает приятный запах, благожелателен и предупредителен с окружающими. Он любит белые цветы, белые одежды, реки, горы и высокие строения, он (подолгу) бодрствует, он не груб с окружающими и не пугает других. Таковы свойства человека, охваченного дева граха. 16-17. Если у человека нарушено восприятие происходящего, если и мысли и действия его дурны, если он ненавидит наставников, богов и брахманов, если он бесстрашен, горд, отважен, но полон гнева и постоянно охвачен деятельностью, если он почитает себя за Рудру, Сканду, Вишакху и Индру, если он любит сура (пиво или вино) и мясо, считают, что он охвачен дайтья граха.
19-20. Если у человека покрасневшие глаза, если он вспыльчив и гневен, если его взгляд неподвижен, походка неправильна и неустойчива, если он всегда тяжело дышит, двигает языком и облизывает уголки рта, если ему нравятся молоко, патока и купания, если он спит вниз лицом и опасается ходить под зонтом, - его следует считать одержимым урага (нага) граха. 21-23.
Если у человека слезящиеся, испуганные и покрасневшие глаза, если тело
его источает приятный аромат и кожа светится, если он любит танцы, рассказы,
песни, омовения, гирлянды и благовония, если ему нравится пища из рыбы
и мяса, если он радостен, всем доволен, силен, ничем не огорчен, если
его пальцы постоянно дрожат и он все время спрашивает у окружающих: "Чем
мне одарить, кого мне одарить?" и т.п., если он бормочет про себя, оскорбляет
или унижает врача и касту брахманов, если он слегка раздражен и ходит
быстро, - все это признаки человека, охваченного якша граха.
24-25.
Если человеку нравятся юмор и танцы, если он совершает тайные действия,
будучи поражен демоном, вселившимся во время свершения неправедных поступков,
если он не гневлив, если его походка стремительна, если он ненавидит богов,
брахманов и врачей, пытается убить себя (или нанести повреждения) палками,
оружием, ногтями и т.п., восклицая "бхо" и т.п. (громко взывая о помощи),
если он увлечен науками и изучением Вед, - такого человека считают охваченным
брахма ракшаса граха.
26-29. Если у человека злобный взгляд, если он непрестанно двигает бровями и делает резкие движения, ходит кругами, натыкаясь на других, издает громкие звуки с ужасным выражением лица, если он полон сил не принимая никакой пищи, если он утратил сон и бродит ночи напролет, если он не испытывает чувства стыда, неопрятен, жесток, речь его резка и полна брани, если ему нравятся гирлянды красного цвета, кровь, вино и мясная пища, если он желает полового общения, если при виде крови или мяса он облизывает губы и смеется во время еды, - такого человека считают одержимым ракшаса граха. 30-33. Если ум человека полон нездоровых мыслей, если он мечется, не в силах оставаться на одном месте, если ему нравится подбирать выброшенные вещи (еду и т.п.), если он любит танцы, музыку, юмор, вино и мясо, если из-за испуга перед окружающими его лицо выглядит застенчивым, если он кричит или плачет без всяких причин и царапает свое тело ногтями, если его тело становится сухим и напряженным, если он любит рассказывать обо всех своих реальных и мнимых несчастьях, если он утратил память, если ему нравится одиночество, чувственность, нагота и грязные вещи, если он бродит по улице в лохмотьях, носит гирлянды из травы и скачет на деревянных лошадях, если ему нравится находиться среди недостойных людей, если он часто объедается огромным количеством пищи, его следует считать одержимым пишача граха. 35. Если человек слишком много говорит, если его лицо почернело и он ходит очень медленно ходит, если его мошонка отекает и отвисает, следует считать его охваченным кушманда граха. 36-38. Если он непрестанно бродит, сжимая в руках дубинку или камень, если он облачен в лохмотья или наг, если его взгляд блуждает, если он украшает себя травой (или сеном), подолгу остается на кладбище, скитается по заброшенным домам и дорогам, сидит под одиноко стоящими деревьями, если он беспрестанно ищет еду, приготовленную с кунжутом, вином и мясом, и если речь его груба, - о нем говорят как об одержимом нишада граха. 39. Если человек постоянно просит воды и пищи, если глаза его испуганны и красны, а речь груба (полна брани), считают, что его охватил аукирана граха. 40. Если человеку нравятся гирлянды и благовония, если речь его откровенна, если он постоянно дрожит и чрезмерно много спит, о нем говорят, что он охвачен ветала граха. 41-42. Если лицо человека неприятно и взгляд жалок, если у него сухое нёбо, если он постоянно моргает, а его пищеварительная деятельность ослаблена, если он носит одежду навыворот, если ему нравится кунжут, мясо и патока, если он путается в своих речах (заикается и часто замолкает), поведение такого человека говорит о вселении питри граха. 44. Если человек окружен стайками (дразнящих его) детей, если он обнажен, его волосы всклокочены, если рассудок его болен и страдает он уже в течение длительного времени, считают, что он охвачен несколькими граха и следует оставить попытки излечить его. Так заканчивается глава, называемая бхута виджнания, четвертая глава Уттара стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты. |
Перевод Ю. Сорокиной