Информация
о вышедшей осенью 2011 года книге И.И. Ветрова "Аюрведическая
философия любви" помещается на сайт не в целях рекламы, хотя,
будучи ее редактором и вложив немало сил, я бы хотела найти для нее
заинтересованную аудиторию. На ее страницах немало моих авторских
текстов, посвященных дорогим мне темам - о дружбе, учительстве, любви
к природе и чтению, и поэтому я не могу относиться к ней вполне объективно.
Однако предложить читателям я бы хотела фрагмент, не касающийся этих
эссе, а посвященный теме, которой всегда особо интересовались слушатели
лекций И.И. Ветрова - женским совершенствам или искусствам. Сведения
о них мы собирали из разных источников и адаптировали к современным
условиям. Полностью о них вы сможете прочитать в книге; здесь же перечисляю
примерно половину искусств, но и они дают представление о том, какое
множество творческих занятий может (и даже должна) осваивать женщина
вместо того, чтобы ... ну, скажем, пялиться в телевизор или жевать
конфеты...:). |
|
|
|
Гармоничной
женщину делают знания и умения, способность накапливать и использовать
свою энергию, осознание собственного таланта, своего пути и задач в
этом мире, знание о Боге и умение выполнять законы женских проявлений
Господа – Лакшми, Сарасвати и Парвати.
Об этом знали с древнейших времен. Ведическая культура считала, что
основной долг и задача женщины – в совершенстве владеть ста восемью
видами искусств, которым с самого детства обучали девочку ее бабушки
и прабабушки. Без получения этих знаний женщина не могла ни достигнуть
собственного внутреннего баланса, ни гармонизировать свою будущую семью.
Обучение женщины начиналось с самого раннего возраста и продолжалось
всю ее жизнь под руководством старших поколений семьи ее мужа или собственной
семьи, если она не была замужем. Основной же обязанностью женщины в
отношении собственной гармонизации было ее постоянное развитие и все
новое и новое совершенствование.
К 108-ми видам искусств относились не только те, что непосредственно
касались ведения домашнего хозяйства – умение шить, готовить, убирать
и украшать дом, заботиться о детях и так далее, - но и самые глубокие
философские познания, абстрактные и практические науки, утонченные и
разнообразные виды искусств. Все эти виды искусств, знания и умения
находятся под покровительством Сарасвати, которая всегда берет под особую
опеку тех людей, которые тем или иным путем несут гармонию в этот мир.
Однако особую защиту и покровительство она проявляет по отношению к
женщинам, выполняющим свою основную дхарму - гармонизацию внутреннего
и внешнего пространства. В этом главная миссия женщины. Чем более развитой
она будет, тем большей энергией она сможет наполнить семью, тем сильней
и гармоничней она сможет ее сделать.
Ниже мы кратко перечислим основные сто восемь искусств, сведения о которых
дошли до нас через Пураны (ведические истории, легенды и притчи). Возможно,
в будущем эта традиция будет возрождена вначале через женские клубы,
а затем и через род.
Пусть вас не пугает обилие умений, некоторые из которых в настоящее
время требует обучения в университетах или как минимум многолетних курсов,
поиска учителей и очень редких специалистов. Ведь в прежние времена
женщины тоже обучались этому не за три-четыре года, а на протяжении
всей своей жизни.
• Асана-видья (применение методов йога-терапии
для поддержания в хорошей форме своего физического тела и его энергетики).
С самого раннего возраста и до глубокой старости применяются различные
виды практик, которые сейчас принято называть «телесно-ориентированными».
Это может быть не только йога-терапия (хатха-йога и аштанга-йога) в
классическом понимании, но и другие похожие практики, существующие в
разных традициях, которые формируют правильное дыхание, обеспечивают
правильную циркуляцию энергии и поддерживают тело в здоровом состоянии.
• Пранаяма-видья (искусство правильного дыхания). Без искусства правильного
дыхания невозможна асана-видья, поскольку из дыхания следуют асаны,
а не наоборот (как нередко объясняют инструкторы йоги на Западе). Правильное
дыхание обеспечивает полноценное течение теджаса и праны в организме.
• Расаяна-видья (искусство сохранения молодости и долголетия). Целый
комплекс практик, процедур, препаратов и мировоззрения, способствующих
замедлению разрушения ДНК, продлению и сохранению молодости. Одним из
самых мощных средств омоложения считается сильная и искренняя любовь
в любой расе, но особенно – в мадхурья.
• Крия-видья (методы внутреннего очищения тела)
• Абхьянга (аюрведический масляный массаж). Одна из многочисленных разновидностей
аюрведического массажа, который задействует сочетания нескольких сотен
эфирных масел для воздействия на различные зоны тела. В отличие от более
сложных промасливающих процедур абхьянга не требует сложного оборудования
и может проводиться в домашних условиях.
• Марма-массаж (искусство настройки камертонных центров внутренних органов
и тканей с помощью точечного и энергетического массажа)
• Искусство умывания и омовения. Сюда, кроме знания особенностей утреннего,
вечернего, гигиенического и ритуального омовения, входит знание свойств
воды и умение ее энергетической подзарядки
• Лечебная и декоративная косметология – использование для тела ароматных
масел и духов, лекарственных кремов и паст, применение растений и минералов
для укрепления волос, ногтей и кожи, макияж с целью подчеркнуть достоинства
и скрыть недостатки внешности. Пасты и кремы нужно уметь приготовить
самой – знать состав, соотношение и последовательность соединения ингредиентов,
знать типы и особенности кожи, волос, ногтей, в любой момент суметь
научить этому искусству других.
• Искусство ухода за зубами, знание различных очищающих материалов,
веточек, щеток, порошков, паст, полосканий
• Искусство начальных медицинских знаний и оказания первой помощи при
травмах, ушибах, порезах и других несчастных случаях. Основы медицины
нужны для того, чтобы уметь распознавать и предупреждать заболевания,
а также готовить лекарственные отвары для предотвращения начинающейся
болезни. Женщина также должна была уметь приготовить себе очищающие
травы, средства, позволяющие сохранить природную красоту, психологическое
равновесие и спокойствие ума. Конечно, в случае серьезных заболеваний
к ней или членам ее семьи приглашали врача, но в иных ситуациях женщина
обязана была знать, как справиться с несложными заболеваниями. Точно
так же она должна была знать, как остановить кровь при порезах и перевязать
рану, какую мазь нанести при ушибах, как действовать при несчастных
случаях в ожидании помощи врача.
• Искусство ухода за больными. Врачи-хирурги говорят, что половину успеха
операции обеспечивает не мастерство врача, а медсестра, которая выхаживает
больного после операции. Здесь речь идет об умении именно ухаживать
за болеющим человеком, давать правильную пищу, применять нужные процедуры,
обеспечивать благоприятный режим и психологическую поддержку.
• Искусство правильной походки. Говорят, что в западных странах всегда
могут отличить русскую женщину от местной жительницы – по агрессивной
косметике и, главное, по вызывающей походке с вилянием бедрами. Неизвестно,
откуда взялась в России такая традиция – считать эталоном красоты раскраску
и походку «ночных бабочек», но она не согласуется с представлениями
предков. Походка женщины должна быть легкой и скользящей, не такой,
словно она вторгается в мир, а такой, словно она естественно плывет
в его ритме, будто бы даже не касаясь земли.
• Искусство изящных движений и плавных жестов, выразительной мимики,
красивых поз. Умение красиво двигаться, не делать грубых и резких жестов,
не совершать излишней жестикуляции, уметь сидеть, стоять, лежать в красивых
позах должно усваиваться так, чтобы это стало естественной привычкой.
В отличие от западной культуры, которая придумывает такие светские позы,
находиться в которых неудобно и даже болезненно, ведическая традиция
искусство изящных движений тесно увязывает с асана и мудра-видьей
• Знание материалов, тканей, их фактуры, отражения света, свойства пропускать
воздух, согревать или придавать прохладу, и искусство иллюзии, например
- умение заставить хлопок выглядеть шелком, а хрусталь – бриллиантом.
• Искусство кройки и шитья. Это умение увидеть, какой тип одежды идет
человеку, умение спроектировать одежду (навыки дизайнера), умение грамотно
составить выкройку, знание не менее 15-ти видов стежков и умение обращаться
с механическими подручными средствами для шитья.
• Искусство пряжи. Пряжа - продольное складывание и спиральное скручивание
отдельных волокон для получения длинной и прочной нити. Этот принцип
- общий как для грубых веревок каменного века, так и для тончайших современных
ниток. Девушка должна была знать несколько способов ручной и механической
пряжи, особенности пряжи разного происхождения (шерсть, шёлк, лён, хлопок,
конопля, бамбук, соя, рами), а также разные виды пряжи (хлопчатобумажная,
альпака, ленточная, фитильная, фасонная и т.д.).
• Искусство вязания. Сюда входят умение дизайнера, знание свойств различной
пряжи, не менее 15-видов петель, не менее 10 видов спиц, не менее 200
видов узоров.
• Искусство нанесения монограмм. Это искусство тесно связано с передачей
информации рода.
• Искусство составления, подбора и ношения нарядов в соответствии со
стилем, задачами, сезонами года и возрастом человека.
• Искусство изготовления украшений из камней, бус, бисера, бантов, лент,
кружев, вышивок, плетений, а также художественное вышивание.
• Искусство делать прически, умение укладывать волосы, придавать им
пышность и шелковистость, умение вплетать цветы, ленты, шпильки, заколки
и другие украшения.
• Искусство придумывать и делать головные уборы. Шляпки, искусно «сконструированные»
платки, косынки, тюрбаны и ленты, оригинальные и непохожие на других
– это то, что больше прочего подчеркивает индивидуальность. Этому учили
издавна, как и умению делать головные уборы рациональными, защищающими
от ветра или чрезмерных солнечных лучей.
• Према-видья (искусство любви к супругу, детям и внукам, родителям
и старшим родственникам, дружба, взаимоотношение с учителем, врачом
и правителем, любовь к природе). Знание особенностей и разных стадий
любви во всех основных расах.
• Искусство управления феромонами (умение не привлекать к себе внимания
мужчин, кроме своего супруга). Мудрец как-то сказал: «Есть женщины,
в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в
которых все влюблены, но которых никто не любит. Счастлива только та
женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один». Это описывает
принцип искусства, которому обучали девушку с очень раннего возраста
- умение, будучи привлекательной для своего мужа, не вызывать в других
мужчинах сексуальных желаний. Она должна была уметь быть «женщиной,
которую все любят» - как сестру, мать, дочь, приятельницу, коллегу,
- но никто не влюблен, кроме мужа. Это искусство основывается на виртуозной
психологической работе, действующей на энергетическом плане. Сейчас
если девушку и обучают быть привлекательной, то без какой-либо избирательности.
Она одевается «согласно моде», эксплуатирующей стандарты сексуальной
привлекательности, но не умеет управлять выделением феромонов. Это приводит
к тому, что мужчина, испытывая сексуальное желание при виде привлекательной
девушки, мысленно вступает с ней в интимные отношения и посылает ей
свою энергию шакти. Женщине даже в голову не приходит, что чрезмерное
накопление у нее такой энергии шакти может привести к многочисленным
заболеваниям половой сферы.
• Искусство любовного общения с супругом. Знание психологических и некоторых
технических навыков в искусстве интимных отношений с супругом.
• Игра на музыкальных инструментах и знание музыкальной культуры. Уметь
играть на нескольких видах музыкальных инструментов – струнных, клавишных,
духовых, владеть нотной грамотой и ритмикой, а также знать музыкальные
традиции и культуру разных народов. Это очень важное умение с мировоззренческой
точки зрения, потому что в музыке закодированы ритмы Вселенной, заложены
духовные и научные открытия. Знание музыки учит слышать гармонию Вселенной.
• Искусство танца как способность выразить себя (танец наедине с собой
для выражения своих эмоций или танец для партнера или в аудитории).
Сюда же входит знание этнических танцев разных традиций, а также умение
разучивать танцы с детьми, водить с ними хороводы и т.п.
• Ораторское искусство, риторика и хорошее владение речью (умение с
помощью голоса визуализировать образы)
• Искусство мимики и пантомимы (умение объясниться знаками и владение
безмолвным общением). Такое умение используется и как самостоятельное
искусство и как вспомогательное средство при общении.
• Актерское мастерство (умение входить в образ, владение сценой и аудиторией).
Существует и как самостоятельное искусство, и как составная часть при
пантомиме, танце, пении, умении рассказывать истории, вести беседу и
так далее.
• Пение. Это искусство, наряду с владением музыкальными инструментами
(голос – это тоже наш природный музыкальный инструмент), считается одним
из основных искусств для приведения своего эмоционального состояния
в гармонию, способствующего поддержанию в доме светлой и уютной атмосферы.
Кроме того, оно обучает владеть голосом и делает его сильным и мелодичным.
• Живопись (создание картин и композиций). Живопись, архитектура, скульптура
– это умение выражать мир форм, пропуская их через себя. Это одно из
самых значимых искусств, которым должна была владеть женщина, поскольку
оно вливает энергию в мир форм и способствует возможности ею управлять.
• Искусство общения (умение вести беседу на разные темы с собеседниками
разного уровня и воспитания). Это многосоставное искусство, в которое
входит психология и умение быстро определить уровень развития и сферу
интересов собеседника, чтобы беседа была ему интересна; эрудиция, чтобы
хотя бы на начальном уровне быть сведущей в любых темах и не «плавать»
в них, смущая собеседника; знание правил беседы с умением усилить интерес
или незаметно перейти на другую тему, инициировать дискуссию или обойти
острые углы. Сюда же входит и культура жестикуляции.
• Этика (культура поведения в мыслях, словах и поступках; умение быть
деликатным, не нарушать принципов гармонии и нравственности; контроль
речи в беседе, чтобы не задеть неприятных тем, не вызвать неприятных
эмоций, и т.п. )
• Эстетика (знание законов красоты и гармонии в любых видах искусства,
в бытовом окружении, в собственной внешности). Умение увидеть красоту
в природе, умение воплотить впечатления в образы по законам гармонии.
• Искусство поэзии и прозы. Искусство поэзии дает умение слышать музыку
речи, говорить красиво и изящно, владеть образами и придавать мысли
изысканную форму. Этому искусству обучали девочек с самого младшего
возраста. Искусство прозы включает в себя умение хорошо владеть устным
и письменным языком, создавать сюжеты, плести нить повествования или
заключать сюжет в краткие формы рассказа или притчи. И в поэзии и в
прозе нужно знать ритмику строк, особенности различных жанров и уметь
создавать произведения разных видов.
• Знание иностранных языков и диалектов (в идеале – не менее пяти);
при этом желательно владеть как логическими языками, подобными европейским,
так и образными – подобных японскому или китайскому. Желательно владеть
не только устной формой языка, но хотя бы основами его письма, потому
что это дает более объемное представление о культуре языка.
• Понимание символов, знаков и тайнописи. Значительная часть информации,
поступающей от иерархии Вселенной, пребывает в закодированном виде и
поступает в сознание в виде символов, образов, чисел, букв. Одно из
важных умений – понимать символы и уметь расшифровать поступающие знаки.
В свою очередь у человека часто возникает необходимость передать знания
так, чтобы оно не могло быть прочитано неразвитым человеком и не могло
попасть в неподходящие руки.
• Искусство игры в шахматы и в другие интеллектуально-логические игры,
развивающие последовательность и стратегичность мышления
• Янтра-видья (наука о воздействии на человека различных форм и цветов).
Янтра – магическая диаграмма, которая сочетанием геометрических фигур
и цвета соединяет человека с энергией того или иного божества. Обычно
янтра представляет собой квадрат, обращенный к сторонам света, заключающий
в себе несколько концентрических кругов, в которые вписано переплетение
треугольников как символ гармонии мужского и женского начал. Янтру можно
рассматривать как особое средство достижения единства макро- и микро
космоса.
• Кристаллотерапия (коррекция драгоценными и полудрагоценными камнями
различных физических и энергетических нарушений организма). Умение чувствовать
энергетику камня, знать его влияние на разные сферы жизни и воздействие
на энергоинформационную матрицу человека означает уметь входить в контакт
с сущностями, обитающими в драгоценных камнях. В каждом из камней обитает
существо более тонкого мира – Бхувар локи, дух земли, способный проводить
энергию того или иного дэва.
• Металлотерапия (коррекция различными металлами физических и энергетических
нарушений тела).
• Гирудотерапия (лечение пиявками); сюда входит знание зон постановки
пиявок при лечении разных заболеваний, схема их постановки, благоприятное
время суток и периодичность, оценка эффективности их воздействия и знание
условий содержания пиявок.
• Пчелоужаление и апитерапия (использование пчел и продуктов их жизнедеятельности
для профилактики и лечения различных недугов). Пчелоужаление – разновидность
марма-видьи, активизирующая различные зоны тела при помощи пчелиных
укусов и воздействия пчелиного яда. Апитерапия – знание о действии продуктов
пчеловодства: мёда, пчелиного воска и т.п.
• Фитология (искусство сбора растений в соответствии с сезонами года,
лунными и суточными циклами). Сюда же входит знание о местах произрастания
растений, связи различных видов местности с разными видами энергии.
• Искусство изготовления лечебных и омолаживающих эликсиров из растений
и минералов.
• Гандхарва-видья (искусство о воздействии звуков природы и музыки на
человека). Гандхарвы – так называют небесных музыкантов, пребывающих
на высших планетах Вселенной и создающих настолько чудесные мелодии,
что земные музыканты готовы все отдать хотя бы за один ее аккорд. Гандхарва-видья
означает музыку, выстроенную на законах гармонии Вселенной. Такая музыка
способна настраивать камертонные центры различных чакр на правильную
волну, приводить в баланс все системы организма, уничтожать негативные
программы, запущенные человеком.
• Гандхья-видья (ароматерапия). Владение ароматерапией не на том уровне,
когда нужно устранить неприятный запах в помещении или использовать
духи как дезодорант, а на уровне утонченного искусства. Сейчас под ароматерапией
обычно понимают применение пары десятков популярных эфирных масел или
благовоний. Преподносятся готовые рецепты – например, вот эти три-четыре
аромата успокаивают, эти – стимулируют, эти - повышают потенцию … На
самом деле гандха-видья (знание об ароматах) – это серьезная наука.
Это умение из сотен запахов подобрать тот уникальный, который будет
резонансен естественному аромату человека, для которого подбирается.
Если человек заболевает, то источает специфический запах болезни, по
которому опытный врач может поставить диагноз. Для того чтобы применить
лечение ароматами, нужно произвести настройку на человека, на то, каким
он был до болезни, каков был его естественный аромат – аромат здоровья.
После этого тщательно – по капле одного, другого, третьего, может быть,
даже сотни запахов – подбирается такой, какой вернет ему здоровье. Женщина
должна владеть именно таким искусством - уметь из сотен различных эфирных
масел подобрать такое сочетание запахов, которое идеально подходило
бы ей самой и проявляло уникальную индивидуальность близких ей людей.
Так она могла вернуть любому человеку присущий ему аромат, если в силу
разных обстоятельств он его утратил; и так она могла помочь своему мужу
и детям.
• Мантра-видья (искусство использования мантр для установления контакта
с Богом, Его представителями дэвами и упадэвами и ангелами-хранителями).
Мантра – это звуковая вибрация, которая освобождает ум от деструктивных
программ. Первый уровень ее воздействия – физическое тело, где мантра
действует на клеточном уровне, освобождая клетки от негативной информации.
Второй уровень – энергоинформационное поле человека со всеми чакрами
и оболочками души, где мантра разблокирует засоренный канал связи с
тем или иным дэвом. Третий уровень – воздействие мантры на ум человека,
в котором гнездятся различные негативные стереотипы; в этом случае мантра
помогает очистить сознание от деструктивных элементалов.
• Искусство телепатии (умения передать мысли на расстоянии). Одно из
самых первых мистических искусств, достигаемых духовной практикой.
• Искусство архитектурного дизайна (знание стилей и направлений, их
использование в интерьере, расположении комнат и их оформлении)
• Колористика (искусство изготовления красок из природных материалов).
Кроме того, сюда входит знание о природе цвета, основных, составных
и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах,
цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.
• Васту-видья (знание энергетики дома и окружающего пространства). В
ведической культуре искусство гармонизировать пространство называлось
васту (а в китайской традиции - фэн-шуй). Девушка должна была уметь
не только красиво и изящно расположить в доме обстановку и применить
художественные умения так, чтобы во всем доме царил уют, но и уметь
направить благоприятные и неблагоприятные энергии в доме и пространстве
так, чтобы активизировать первые и нейтрализовать последние.
• Искусство освещения пространства (с помощью лампад, свечей и светильников).
Умение подобрать стимулирующее и успокаивающее освещение, создать атмосферу
с помощью бликов и полутеней, и так далее.
• Ландшафтный дизайн (размещение скульптур, фонтанов, беседок, мостиков,
фонарей, домашних садиков, клумб и украшений из камней). Это умение
создавать благоприятное течение энергий не только внутри дома, но и
в его окружении.
• Садоводство и цветоводство (знание о почвах, сроках посадки, правильного
полива, навыки ухода за растениями, знание времени цветения, сбора и
сохранения плодов). В древние времена с этим искусством тесно соприкасалось
умение мысленно общаться с растениями.
• Анна-видья (наука о положительном и отрицательном влиянии различных
продуктов питания на тело и ум). Слово «анна» означает «пища». В эту
науку входит знание о «живой» и «мертвой» пище, дающей силу организму
или разрушающей его, знание о том, как влияет на свойство продуктов
места их произрастания.
И.И.
Ветров
|
|