Аштангахридайя
самхита” принадлежит к древнейшей медицинской традиции, зарождение
которой относится к ведической эпохе. Аюрведическое знание содержится
в дошедших до наших дней индийских священных писаниях Ведах (записанных
примерно около 1500 гг. до н. э.). Эти сведения мы находим во всех
четырех Ведах - Ригведе, Сама, Яджур и Атхарваведе (X, 2), в “Сатапатха
Брахмана” (X и XII). В двух из четырех Вед - Ригведе и Атхарваведе
- изложены подробные сведения о целительстве и наблюдения за способами
продления жизни, известные на тот период. Аюрведа является ветвью
Атхарваведы, которая содержит 5977 гимнов описывающих анатомию, физиологию
и хирургию, типы конституции вата, питта и капха, различные моменты,
связанные с пересадкой органов и использованием трав. Впоследствии
все знание, которое касалось здоровья, из Вед было выделено в отдельную
Упаведу или "Упанга-веду", являющуюся частью "Атхарваведы".
Считается, что Дханурведа (боевые искусства), Гандхарваведа (творчество
и эстетика), Стхапатья веда (архитектура) и Аюрведа (медицина) – это
четыре упаведы, или дополнения к Риг, Яджур, Сама и Атхарва
Ведам соответственно. Существует также мнение, что Аюрведа – это пятая,
независимая от других Веда. Анализ ведических текстов показывает,
что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами. Такие боги, как
Рудра, Агни, Варуна, Индра и Марути, считались божественными целителями.
Также в них можно найти и изложение основных принципов медицинской
науки – концепцию трёх дош, учение о семи дхату, пищеварении
и обмене веществ, а также описания анатомии человека и многих болезней.
Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий и
отмечается, что некоторые бактерии не могут быть увидены невооруженным
глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, прижиганий,
отравлений, освобождения из под влияния злых духов и омолаживающей
терапии. Описываются там лекарственные растения и их воздействие,
а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся для их лечения.
В Ригведе описаны 67 лечебных трав, в Яджурведе – 81, в Атхарваведе
– 290, описание свойств ещё 130-ти из них можно найти в других брахманических
текстах. Также практиковалось лечение язв и других заболеваний с помощью
применения пиявок.
Аюрведа
имеет божественное происхождение. Согласно тексту Чарака-Самхита Аюрведа
является вечной и открывается в каждой вселенной в каждом из ее бесконечных
циклов мироздания и разрушения. Иногда сам Верховный Бог спускается
в виде аватара (воплощения) Дханвантари и заново вводит в действие
традицию Аюрведы. Это чрезвычайно редкое появление Бога описано в
ведической литературе.В древние времена знания передавались исключительно
через цепь ученической преемственности, называемой парампарой или
сампрадаей. Создавать своё собственное учение методом предположений
и экспериментов было не принято; такое знание считалось нечистым.
У древних арийцев ментальные измышления считались греховным действием,
ибо они могли ввести в заблуждения многие поколения людей. Чтобы ученик
мог лучше заучить канон, не исказив его, древние ведические тексты
составлялись мудрецами в строго определённом ритме.
Согласно
легенде создатель мира Брахма, явив в своей памяти науку жизни, создал
излагающую эту науку книгу, которая содержала тысячу глав из 100 000
шлок. Это знание он передал Дакше Праджапати. Упоминания о трактатах
“Брахма Самхита” и “Дакша Самхита” мы находим во многих аюрведических
трудах, но они не сохранились до наших дней. Праджапати, обучившись
всем восьми разделам (аштанга) науки, передал это знание лекарям полубогов,
близнецам Ашвинам, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений
в области медицины, таких как возвращение к жизни людей и святых и
обеспечение долголетия. Они же, в свою очередь, передали это знание
Индре, царю полубогов. В то время, когда болезни стали одолевать людской
род, на склонах Гималайских гор собрались мудрецы и решили получить
у Индры знание о том, как излечить болезни и жить не болея. К Индре
решил отправиться мудрец Бхарадвадж. Бхарадвадж достиг обители Индры,
был обучен им, вернулся на Землю и передал это учение остальным мудрецам.
Легенды говорят, что он прожил жизнь длительностью в три поколения
людей и был великим мудрецом, наставником и врачом. Многие лекарства
и лекарственные составы до сих пор носят его имя. Кришна Атрея, известный
также как Пунарвасу Атрея, сын мудреца Атри, передал знание Аюрведы
шести ученикам, которых звали Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара,
Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат и преподнёс
его своему учителю и собранию мудрецов. Трактат Агнивеши был признан
лучшим.
Учение Кришна Атреи излагает Кайя-чикитсу (терапию), один из восьми
разделов Аюрведы. Эта школа известна как Атрея-сампрадая. В настоящее
время трактат Агнивеши недоступен в первоначальной форме; его современная
версия известна как Чарака-самхита. В дальнейшем
этот канон редактировался также Дридхабалой. Такова легенда, изложенная
Чаракой в Чарака Самхите, самом древнем и обширном трактате, входящем
в Брихат трайю (троицу самых великих канонов).
Несколько
иную версию обретения людьми божественной науки излагает Сушрута в
Сушрута Самхите. Согласно ему, науку жизни
получил от Индры Дханвантари, воплощенный в теле Диводасы, одного
из царей Каши. Кроме этого, Индра передал это знание Кашьяпе в той
части, что касается педиатрии и гинекологии. Диводаса Дханвантари
раскрыл искусство исцеления хорошо образованным, усердным и полным
энтузиазма ученикам. Дханвантари передал эту науку святым риши: Каравирье,
Гопура-Ракшита, Вайтаране, Сушруте и другим. Они дали начало шалья-чикитсе,
или хирургии. Трактат Сушруты в дальнейшем редактировался Нагарджуной.
Написанный, возможно, несколько позже Чарака Самхиты, он является
второй составляющей Брихат-трайи. Труд Вагбхаты “Аштангахридайя Самхита”
является кратким изложением, конспектом этих двух великих
аюрведических трактатов.