Чарака Самхита считается
самым древним и самым значительным из дошедших до нас аюрведических
канонов. Этот трактат, первоначально написанный Агнивешей, был признан
лучшим из всех, что были составлены учениками Пунарваса
Атреи, и представляет собой основной труд традиции Кайя-чикитсы. Трактат
написан на санскрите и изложен стихами, поскольку важным свойством подобных
текстов была возможность заучивания материала учениками наизусть. Наиболее
древние части написаны смесью прозы и стихов. Всего в Чарака Самхите
более 8, 400 стихов. Время написания трудно определить с точностью -
оно варьируется от 2- 4 веков до н. э. до 2 столетия нашей эры. Трактат
не дошел до нас в своем первоначальном виде и был отредактирован и дополнен
- до трети своего объема - Дридхабалой, сыном Капилабалы, в 8-9 веках
нашей эры. Им же были написаны комментарии на этот труд.
По собственному утверждению,
Чарака Самхита - не самостоятельный труд, а переложение Агнивеша тантры
и Бхела Самхиты (Бхела также был учеником Атреи). Чарака Самхита состоит
из 8 разделов (стхана): 1.Сутрастхана - общие методы лечения, философия
и качества врача, теория дош, гун и вкусов, свойства пищи, диета и т.д.;
2. Нидана Стхана - диагностика основных болезней; 3. Виманастхана -
о вкусах, пище, общей патологии и о медицинском обучении 4. Шарирастхана
- анатомия и эмбриология 5. Индрийя стхана - о диагнозе и прогнозе;
6. Чикитса Стхана - о специальной терапии; 7.8. Калпа и Сиддхантха Стхана
- по общей терапии.
Самым старым из существующих
комментариев на Чарака Самхиту являетcя комментарий Чакрапанидатты "Аюрведадипика"
или "Чаракататпарьятика", написанный в 11-ом столетии нашей
эры, но до этого момента уже были известны переводы ее на персидский
и арабский языки.
Чарака
Самхита описывает различные аспекты медицины древней Индии - от философии,
опирающейся на традиции санкхьи, ньяя и вайшешика, традиций, легенд
и правил практики и этики врача до мельчайших подробностей правил ежедневной
жизни, приготовления пищи и питья и диагностики и излечения болезней.
Болезни классифицируются различными способами, делясь на сильные или
умеренные, излечимые, излечимые с трудом и неизлечимые, случайные, вызванные
злыми духами или дурными поступками прошлых существований. Лекарственные
средства, описанные Чаракой, главным образом состояли из растений, хотя
использовались также животные и минералы. Лекарства классифицировались
по 50 группам на основе их действия. Их применяли в различных формах
- порошка, пасты, отвара, пилюль, конфитюров, ферментизированной воды
и ингаляций. Целью этих лекарств было обеспечить нормальное взаимодействие
между дхату и дошами.