Нет для живых
существ лучшего средства продлить свои дни, чем воздержание от причинения
любого насилия. Нет для живых существ лучшего способа пробуждать
и поддерживать свои жизненные силы, чем быть истинным мастером своего
дела. Нет лучшего средства дать силы своему телу и уму, чем постоянное
обучение и постижение мира. А лучше средство достигнуть счастья
– это владение своими чувствами. Познание истины - лучшее среди
всех тех вещей, что могут доставить наслаждение, воздержание же
– самый лучший путь для живых существ. Так считают те, кто достиг
мастерства в Аюрведе.
...Тот человек считается постигшим Аюрведу, кто знает все ее разделы
и достиг совершенства в запоминании, понимании и объяснении другим
людям ее текстов. И когда спрашивает постигающий эту науку, каким
образом может он достичь этого совершенства, мудрец отвечает – только
тогда, когда он полностью и в соответствии с традицией изучит подлинные
каноны Аюрведы. Так произойдет лишь в том случае, если стремящийся
достигнуть мастерства в Аюрведе обладает ясным умом и объясняет
знание от сердца и с вдохновением. Так произойдет лишь в том случае,
если он говорит кратко, доступно, приводя примеры, умея рассуждать,
отличать истинное от неистинного, разбирать трудные пункты и делать
заключения. Тот, кто может объяснить это знание любому ученику –
как блестящему, так и не слишком преуспевающему, тот считается постигшим
тексты Аюрведы и умеющим их истолковать.
Некоторые спрашивают – которая из четырех Вед является истоком знания
Аюрведы? Что такое жизнь? И почему знание жизни называется Аюрведой?
Для чего она нужна? Вечна она или не вечна? Кто должен изучать Аюрведу
и с какой целью?
Если спросили об этом мастера Аюрведы, он должен объяснить, что
Аюрведа исходит из всех четырех Вед, но более всего – из Атхарваведы,
потому что она предписывает благоприятные обряды, правила жизни,
питания и воздержания, и все те медицинские рекомендации, которые
обеспечивают человеку долголетие. Потом он должен сказать о том,
что такое жизнь (аюс). Слово «Жизнь» имеет несколько одинаково важных
значений. О ней говорят, как о четананавритти – то есть той, что
«обладает вечным сознанием». О ней говорят как о «дживита», то есть
той, что «обладает вечной жизнью и оживляет». Ее называют анубандха
– то есть той, что «течет вечным и единым потоком». И говорят о
ней как о «дхари» - той, что «поддерживает тело».
«Аюрведа» - эта та наука, во власти которой всецелое знание о Жизни.
Это значит знание о счастье – о том, что значит счастье и несчастье,
благополучие и неблагополучие, и о том, что такое мера счастья и
несчастья. В ее власти также всецелое знание обо всех существующих
веществах (включая лекарства), обо всех их свойствах и действии,
которые могут как способствовать, так и препятствовать жизни. Обо
всех этих веществах говорят подлинные трактаты Аюрведы.
Счастливой называют ту жизнь, при которой человек не страдает никаким
телесным или душевным недугом, когда он молод и силен, полон энергии,
обладает мастерством и пользуется уважением окружающих. Человек
счастлив, если владеет нужными познаниями и стремится к знанию,
обладая при этом полноценными органами чувств и правильно различая
объекты чувств. Он счастлив, если обладает хорошим материальным
благополучием и умеет получать от этого удовольствие; если его действия
приводят к желаемым результатам и приносят радость от достигнутого.
Все противоположное этому называют жизнью несчастливой. Жизнь считается
благодатной, если человек желает добра всем созданиям, не желает
и не берет чужого, говорит только правду, осознает свое место в
мире. Если его речь спокойна, если он совершает поступки не вследствие
небрежности, а только после здравого рассуждения о последствиях
своих действий (которые должны приводить к праведности, благополучию
и радости от их совершения), жизнь его благодатна. Если он не ссорится
ни с кем, всемерно уважая людей достойных и праведных, если стремится
к знанию, сохраняя ясность понимания и разума, чтит мудрых и пожилых
людей, воздерживается от зависти, владеет собой и не потворствует
дурным привычкам, жизнь его благополучна. Жизнь человека считается
счастливой, если он наделен хорошей памятью и разумом, если он совершает
благоприятные обряды, а допустив недостойные поступки, в них раскаивается,
если стремится к знанию и покою, владеет знанием о материальном
и духовном мире и обращает свой взор и к тому, и к другому. Все
противоположное считается жизнью несчастливой.
Цель Аюрведы - поддержать здоровье у тех, кто здоров, и облегчить
страдания тех, кто болен.
...Аюрведа вечна, потому что вечна жизнь и не было времени, когда
она зародилась. Жизнь, определяемая природой бытия и особенностями
всего существующего, безначальна и вечна. Вечно существует поток
жизни и вечно существует разум. Вечны благополучие (здоровье) и
неблагополучие (болезнь) вместе со всеми их материальными факторами,
причинами, признаками и взаимосвязями. Также вечно существовала
Аюрведа, - та, что знает о природе веществ. Все вещества состоят
из первоэлементов земли, воды, огня, воздуха, и эфира – эти их свойства
также вечны. Зная о том, какие вещества горячие, а какие холодные,
какие легкие, а какие тяжелые, Аюрведа в соответствии с законами
подобия и несходства может увеличить или уменьшить те или иные;
ведь их свойства и законы также вечны. Никогда Аюрведа не возникала
из небытия; она была и есть вечно.
...Аюрведу должны изучать брахманы, кшатрии, вайшьи (первые для
обеспечения благополучия всех существ, вторые для защиты всех существ,
третьи – для всеобщего достижения материального процветания) и все,
кто хочет праведной и достойной жизни, проносящей благо другим и
доставляющей радость ему. Лучшие достоинства Аюрведы – в том, что
она ведет духовных наставников по верному пути, наставляет стремящихся
к праведности, что она рассматривает, учит и практикует все главные
истины этого мира. Человек, стремящийся быть мастером Аюрведы, вступает
на праведный путь, своим знанием защищает больных от болезни, получает
признание и защиту достойных и обеспеченных людей, добивается уважения
мудрых и любви окружающих. Так достигает он и благодетели, и материального
благополучия, и осуществления своих целей, и радости жизни.
… Так говорит об Аюрведе 30 глава Сутрастханы из трактата Агнивеши,
редактированным Чаракой.
(сокращенный
и авторизованный перевод - Ю. Сорокина)