ГИМН ПЛАНЕТАМ
(сложенный Вьясой)

Сурья1. Я склоняюсь пред Солнцем, блеском своим подобным красному цветку гибискуса, пред владеющим даром восприятия и лучезарно сияющим, пред гонителем тьмы, истребляющим все пороки, пред создателем дня.
2. Я склоняюсь пред Луной, цветом своим подобным творогу, жемчужной раковине или снегу, пред восставшим из океана молока, пред тем, кого Шива носит в венце головы своей как главную драгоценность.
3. Я склоняюсь пред Марсом, рожденным из чрева Земли и сиянием своим подобным прекрасному блеску молнии, пред Божественным юношей, несущим в руке копье.
Чандра4. Я склоняюсь пред Меркурием, темным, словно цветок приянгу, пред тем, чьи формы несравненны, пред многоумным сыном Луны, одаренным кротостью нрава.
5. Я склоняюсь пред Юпитером, учителем Богов и провидцев, блистанием своим подобным блеску золота, пред одаренным мудростью, пред повелителем трех миров.
6. Я склоняюсь пред Венерой, сверканием своим подобным снежной шапке горы, пред верховным наставником демонов, толкователем всех писаний.
Раху7. Я склоняюсь пред Сатурном, цвет коего — темно-синий, пред рожденным на свет прежде Бога смерти, пред сыном Солнца и Тени.
8. Я склоняюсь пред Раху, пред полутелым, доблесть коего велика, пред беспощадным преследователем Солнца и Луны, рожденным из львиного чрева.
9. Я склоняюсь пред Кету, голова коего — звезды и планеты, пред тем, чей темный блеск подобен цветку палаша, а нрав свиреп и ужасен.

Новый взгляд на астрологию

Д. ФРОУЛИ

Фрагмент из книги "Астрология провидцев". "Саттва", 2003.


Астрология — это исконная наука, самобытная система знаний, созданная людьми на заре времен. Астрология легла в основу древней¬ших космологических учений, с помощью которых наши предки постигали структуру и законы движения вселенной. Астрология была наукой о судьбе, служившей для истолкования земных событий, истоки которых помещались на небесах. И в то же время астрология являлась не только древнейшей и главнейшей из наук о внешнем мире, но и важнейшей из наук духовных, обращенных к миру внутреннему.
Астрология изучает космические истоки сил и влияний, проявляющихся во всех без исключения областях человеческой деятельности. В этом отношении астрологическое миросозерцание опередило достижения всех других наук. Обучая нас языку космических энергий, астрология помогает постигать все сферы жизни. К примеру, древние медицинские системы — такие, как индийская аюрведа или древнегреческая медицина, — уделяли астрологическим факторам огромное внимание. В основе йогической практики лежит балансировка солнечной и лунной сил в человеческом теле.
Астрология была краеугольным камнем всех духовных культур древности — Египта и Вавилона, Индии, Китая и Мезоамерики. На ней зиждилось социальное устройство этих государств, о чем свидетельствуют, в числе прочего, царские династии, возводящие свою ро¬дословную к Солнцу и Луне. Астрология была исконной физ-ической, психологической и медицинской дисциплиной. Поэтому на основе того, какая астрологическая система принята в данной культуре, можно судить о степени развития этой культуры и об отношениях ее со внешним миром.
Без астрологии, то есть без понимания того, какую роль играет в нашей жизни движение небесных тел, немыслимо целостное, интегральное знание о мире. Без нее мы не сможем ни постичь, что объединяет нас с мирозданием, ни отвратить от себя негативные воздействия космических сил, ни привлечь в свою жизнь благо¬творные энергии космоса. Наши отношения со звездами — это зеркало наших отношений с космосом в целом, и в них заключена разгадка тайн нашей души и наше внутреннего «Я». Всякая культу¬ра, в которой астрология не получила развития, лишается доступа к высшему знанию и теряет контакт со вселенной.
В этом смысле современную культуру, безусловно, следует назвать ущербной. Несмотря на то что познаниями в области астрономии мы далеко превзошли все предшествующие цивилизации, без астрологии эти знания — все равно что тело без души. Священные силы космоса мы низвели до примитивного уровня чисел и химических реакций. Такая установка — свидетельство утраты истинной восприимчивости к жизни. Она сродни попыткам свести человеческую личность к физическим параметрам вроде роста и веса или оценить великое живописное полотно по химическому составу красок. Эта ограниченная форма знания никогда не позволит нам понять, кто мы такие на самом деле и что в действительности представляет собой вселенная.
Мы гордимся достижениями современной науки в области технологии, однако к познанию Божественного присутствия во всем сущем эта наука не приблизилась ни на шаг. Люди древности, опираясь на астрологию и другие подобные ей науки, далеко опередили нас в постижении души, и если мы хотим по-настоящему продвинуться вперед в своем развитии, нам придется вернуться назад и принять их подход. Современный человек отказывается даже причислить астрологию к наукам — на том основании, что она видит в объектах изучения не только форму, но и дух. Однако если вселенная и впрямь обладает сознанием (а многие физики уже не исключают такую возможность), то наука обязана признать духовную сторону вещей. И тогда астрология должна получить законное место в ряду наук о сознании, — да и как вообще можно говорить о науке или об истине, не принимая в расчет сознание?
Чтобы взошла наконец заря новой духовной эры, необходимо вернуть астрологию на подобающее ей место — на передовые рубежи познания. Без установления контакта с великой космической сущностью человечества переход к высшей эпохе невозможен, а посредниками в таком контакте служат звезды. Но для того чтобы достичь этой цели, астрологию необходимо применять на гораздо более глубоком уровне, чем тот, до которого обыкновенно доходит ее понимание. Отвергнув астрологию, мы сделали ее поверхностной. Она не получает и малой толики того внимания, которого заслуживает, и почти перестала служить плодотворным полем исследований. Попытка возродить астрологию может стать одним из важнейших достижений нашего времени, — если, конечно, нам достанет дальновидности предпринять ее. От души надеюсь, что за эту задачу возьмутся люди, наделенные в равной мере интеллектом и интуицией, ибо для ее выполнения потребуется и то, и другое.

НАУКА О ВРЕМЕНИ (Кала-Видья)
Время — это изначальная сила, правящая вселенной. Все сущее рождается во времени. Само мироздание есть время; сотворение и разрушение вселенной присутствуют в настоящем в каждый данный момент времени. Законы времени организуют все сущее. Следовательно, благоговейный трепет перед временем — это вовсе не предрассудок. Все мы замираем в удивлении перед чудом рождения, и все мы страшимся смерти. А ведь и то, и другое — формы преклонения перед временем. Все мы ценим и считаем мгновения своей жизни. Все мы хотим жить вечно. Время — это среда, в которой мы живем. Ритм времени — дни и времена, года, месяцы и годы — основа всех наших действий.
Время — великий Бог, правящий космосом. Великое Время, Махакала, есть Великий Бог Махадева, Шива как трансцендентный Владыка сущего. Сила времени, Махакали, — его супруга, Великая Богиня Махашакти, верховная Власть. Время — это Божественное дыхание, творящее, поддерживающее и разрушающее жизнь и форму вселенной. Время — это танец великого Бога, ис¬полненный красоты и ужаса Великой Богини.
Все боги суть, прежде всего, олицетворения времени. Главные боги времени — Солнце, Луна и планеты: это они управляют движением времени в Солнечной системе. В планетах отражены силы космического разума, правящего всем сущим при посредстве силы времени.
С точки зрения современной науки, время — это не какой-то пустой континуум, служащий внешним обрамлением событий. Оно представлет собой силовое поле, зависящее от силы тяготения на¬ходящихся в нем объектов, главными из которых — для нас, людей, живущих на Земле, — являются Солнце и планеты. Планеты обладают мощными магнитными полями. Планеты — это светящиеся узлы обширной энергосети, сотканной из тонких силовых линий и связующей всю Солнечную систему в единый организм. И несмотря на то что планеты кажутся очень далекими от нас, их энергетические поля достигают Земли и влияют на структуры земной жизни, в том числе и на наши с вами тела и души.
Согласно древним провидцам, время имеет свой ритм и не мо¬жет быть представлено в виде однородной прямой. Время — это река жизни, течение которой подчиняется музыке сфер. Оно по¬рождает план материальных проявлений, объективирующийся в виде пространства. Время порождает, поддерживает и разрушает все вещи, которые суть лишь волны в его потоке, захлестывающем вечность.
Каждая планета, движущаяся по своей орбите, вбирает и ис¬пускает энергию. Каждая планета — это передатчик энергии с оп¬ределенной длиной волны, необходимой для поддержания порядка в Солнечной системе. Излучения планет образуют непрерывно ме¬няющиеся энергетические структуры, из которых сплетается ткань жизни и всего творения.
От движения планет зависит качество различных фаз, в кото¬рые мы вступаем на протяжении жизни. Движение планет поддер¬живает те силы, которые правят игрой нашего земного существо¬вания. Земля в своем вращении вокруг оси создает сутки. Луна в своем обращении по орбите вокруг Земли формирует месяц. Солнце как центр орбиты, по которой движется Земля, творит год. Обращение Сатурна вокруг Солнца определяет космический месяц продолжительностью в тридцать лет.
Великие циклы времени — юги, каждая из которых охватывает много тысячелетий, — подчиняются законам планетных соедине¬ний. В них отражается движение Солнца относительно других звезд или вокруг центра Галактики. Каждый временной цикл — элемент другого, большего цикла: великая спираль творения уходит в бес¬конечность. И жизнь всей вселенной — это всего лишь один день в жизни Владыки Творения, Того, Кто опочиет ночью на груди Несотворенного.
Каждый момент времени обладает своим особым качеством. С силами, действующими в каждый данный момент, связана определенная карма, или судьба, или синхронность. Все, что происхо¬дит в тот или иной конкретный момент, неизбежно несет на себе окраску этого момента. А значит, по моменту нашего рождения можно прочесть структуру всей нашей жизни — точно так же, как по крошечному семечку можно узнать природу дерева, которое из него вырастет.
Сходным образом от момента, в который мы начинаем какое-либо дело (к примеру, вступаем в брак), зависит то, как это предприятие будет развиваться. В каждый данный момент времени вся вселенная говорит с нами через согласованность событий нашей жизни с событиями жизни космической, указывая нам структуру того, чем мы должны быть. В этом смысле жизнь — открытая книга. Но чтобы эта книга принесла нам пользу, нужно научиться чи¬тать ее. Книга жизни есть книга времени, а значит, и книга звезд.
Будучи владыками времени, планеты — это также владыки кармы (судьбы). Они указывают нам на космические энергии, которые мы развиваем в ходе своей жизни, и уровень, на котором со¬вершается это развитие. Они указывают нам силы, воздействию которых мы подвержены и которые могут нанести нам вред. Все мы живем в океане космических влияний, передатчиками которых являются планеты. Но, не обладая истинным знанием, мы способны лишь слепо блуждать среди них, даже не осознавая их существования, а потому в любой момент рискуем попасть под чересчур сильный удар, которого при иных обстоятельствах можно было бы избежать. Такие негативные столкновения с космическими энергиями проявляются для нас как житейские травмы и катастрофы: болезни, конфликты, смерть. На коллективном уровне они принимают форму войн, эпидемий и природных катаклизмов. Од¬нако тот, чье духовное око открыто, может избежать большинства таких неприятностей. И астрология помогает нам развить это внутреннее зрение, с которым мы сможем безопасно вести свой корабль через бурное море жизни.
Астрология показывает не только события нынешней жизни че¬ловека. Планеты раскрывают перед астрологом тайны прошлых и будущих воплощений. Все время подчинено единообразному ритму рождений и смертей. Все живое, не исключая и саму вселенную, неминуемо проходит множество циклов рождения и смерти. То, что родилось, должно умереть. То, что умерло, должно возродиться.
Созерцая вещи такими, каковы они есть сегодня, мы видим также их вчерашний и завтрашний день, видим творения и миры, которые существовали в прошлом и явятся в будущем, видим то, чем мы были, и то, чем нам предстоит стать.
Планеты как энергии времени устремлены в своем движении в вечность. Они не только указывают на цепи, приковывающие нас ко времени, но еще и открывают перед нами путь к освобождению от этих цепей, к переходу от временного в вечное. Как только мы осозна¬ем космические силы, действующие через посредство планет, мы вы¬ходим из-под власти их внешнего закона. Эти силы становятся неотъемлемой частью нас самих. Мы возвращаем творение вспять и воссоздаем его в наших собственных сердцах. Мы собираем воедино космического человека — наше сокровеннейшее «Я». Мы обретаем власть над всем сотворенным миром. Вселенная перестает быть опутывающей нас сетью желаний — она превращается для нас в узорный ковер мысли, на котором мы можем играть, словно дети. Планетные лучи, прежде властвовавшие над нами в нашем невежестве, становятся многообразными гранями нашей вечности и бессмертия.
Астрология — это символ духовного развития, символ эволю¬ции сознания. Мы можем медитировать на различные ее элементы и находить в них архетипы, способствующие нашему внутреннему развитию. Языком астрологии можно пользоваться как символи¬ческим инструментом — не прибегая даже к расчетам или каким-либо частным разделам астрологической науки. В конце концов каждый из нас постигнет все силы, олицетворенные в планетах, и станет всем сущим. А потому не привязывайтесь к структуре своей личной судьбы — но используйте ее как врата, ведущие к космической жизни.
Люди древности чтили планеты как богов. Так они выражали свое благоговение перед космосом, свое почтение к священному порядку бытия. Звезды и планеты для них были первозданными си¬лами космического разума. И тем же космическим силам они по¬клонялись внутри себя — как силам души.
Боги древности — это вовсе не пережитки наивного поклоне¬ния природе, как может показаться нам при взгляде через призму
предрассудков современного мышления. Они — не плоды суеве¬рий, страхов или недостатка научных знаний об окружающем мире; они — выражение космической интуиции и отражение космичес¬ких метафор. Бессознательное говорит на языке символов — и, как известно нам из юнгианской психологии, не сводится к подав¬ленным желаниям и инстинктивным моделям поведения: к области бессознательного относятся и более глубинные слои нашей души, и проявления космического разума.
Важнейшие, основообразующие символы (архетипы), хранящиеся в нашей душе, — те, что связаны со временем. Важнейшие темы нашей жизни — рождение, смерть и смысл нашего преходящего бытия. И поскольку наши мифы и символы естественным образом сосредоточены вокруг проблемы времени, то столь же естественно, что они повествуют о планетах. В них отражен диалог, который наши души ведут через посредство планет с космическими энергиями, или базовыми архетипами жизни. Язык символов — язык глубокого подсознания, скрывающего в себе также и высшие слои нашего сознания, — и есть, по сути своей, язык астрологии.
Боги — это силы космического разума, заключенные в средоточии нашего глубокого подсознания. Они олицетворяют различные виды структурирующих влияний космоса и проявление его законов в действии. Легенды, повествующие о богах, — будь то коллективные мифы или наши грезы и сновидения, из которых сла¬гается наша личная мифология, — написаны на языке звезд. Звез¬ды — это не только материал, из которого сотворены наши физические тела: от них исходят важнейшие элементы нашей души, через посредство которых космические силы влияют на наш разум и обусловливают его деятельность — независимо от того, признаём мы их существование или нет.
Во внешнем мире планеты символизируют те семь великих лу¬чей, из которых слагается божественная игра творения. Эти семь сил действуют в природном мире на всех уровнях в форме различ¬ных стихий и энергий. Они задают ритм времени и ритм концентра¬ции вещества во вселенной. Они образуют семь уровней космоса, семь планов существования — от грубой материи до чистого бы¬тия. Жизнь — это узорный ковер, сотканный из семижды семи слоев. Во внутреннем мире человека эти семь лучей формируют ра¬циональную и эмоциональную составляющие ума и пять чувств.
В древнейших религиях Солнце выступает символом Единого Бога, единого космического разума, силы духовной эволюции, лежа¬щей в основе всей жизни и природы. Солнце — это космический вла¬дыка и творец, неизменная божественная сущность, Сын Божий и отец миров. Луна же -— сущностная сила природы, божественная сфера материальных проявлений, мать жизни, Великая Богиня.
Космические творческие лучи исходят с духовных планов. По мере нисхождения они уплотняются, дифференцируются и начина¬ют сталкиваться друг с другом. Однако на всех уровнях они остают¬ся все теми же первоначальными силами, взаимодействующими между собой в различных сочетаниях и обличьях.
На более низком уровне планеты символизируют низших бо¬жеств — астральные силы, которые правят, подчас весьма прихот¬ливо, человеческими судьбами. Это уровень греческих богов, то и дело вмешивающихся в дела человека. Марс, к примеру, — это принцип животной силы, которая, будучи предоставлена самой себе, творит насилие и конфликты. Древние мифы и легенды лишь иллюстрируют природную сущность этих космических энергий и тот факт, что на низших уровнях они неминуемо становятся ограни¬ченными и конфликтуют друг с другом. В этом смысле «пороч¬ность» античных богов рода просто-напросто указывает нам на ущербность космических сил в их внешних проявлениях. Это раз¬дробленность жизненных энергий — неизбежная в том случае, если мы не осознаём, кто мы такие на самом деле. Этот хаос в на¬шем подсознании — лишь отражение ограниченности нашего со¬знания, зеркало нашей привязанности к своему эго.
На чуть более высоком уровне планеты символизируют богов разума и интеллекта: наши идеальные представления об искусстве, истине и справедливости, а также внешние формы религии. Будучи всего лишь проявлениями разума, они не обладают истинной силой трансформации. Они лишь маскируют скрывающееся за ними не¬вежество, ибо сколь бы благородны ни были цели, к которым стре¬мится человеческий разум, в основе его деятельности лежит все тот же механизм эгоистических желаний. Нравственная ущербность греческих богов — отражение духовной ущербности культуры, ориентированной на интеллект. Она свидетельствует о том, что за спинами богов разума таятся боги или силы животной жизни — могучие страсти гнева, желания и алчности.
На самом низком уровне планеты становятся демонами, асурами, то есть негативными сущностями, препятствующими нашему духовному развитию. Традиция именует Люцифера падшей звездой (такой предстает Венера на ее низшем энергетическом уровне). Эти силы лжи действуют через посредство иллюзий, гипноза, обмана и ослепляющей гордыни. Это боги низшего царства животной жизни, порвавшие всякую связь с высшими ментальными и духовными сферами. Но в конечном счете, и они — все те же высшие лучи, только вывернутые наизнанку в низшей сфере материальных проявлений. Они тоже взывают к нашим внутренним потребностям, но в извращенной манере — побуждая нас искать во внешнем мире того удовлетворения, которое способны дать лишь осознание истины и приближение к Божественному.
Таким образом, планеты — это не только возвышающие нас божества, но и демоны или титаны, тянущие нас вниз. Все зависит от того, как мы понимаем их и как используем их энергии. И богов, и демонов мы творим от невежества — оттого, что не осознаем свое космическое «Я». Проецируя вовне заключенные в нас самих божественные и космические силы, мы становимся их рабами. Боги и демоны свидетельствуют о дуализме энергии, в ловушку ко¬торого нас увлекает наш двойственный ум. Не сознавая свое внут¬реннее «Я», мы становимся жертвами внешнего мира и тем самым ввергаем себя в добровольное рабство.
Влияние планет — как сил, правящих этим миром невежества, — вероятно, следует считать более демоническим, нежели божественным. Санскритское слово граха — «планета» — служит также обозначением демона или некой силы, овладевающей человеком против его воли. На низком уровне планеты ткут покров иллюзии, на который мы проецируем их энергии так, как если бы они были нашими собственными. Войны между народами и государствами — зеркало дисгармонии между планетами. Болезнь — отражение избытка негативных планетных влияний. В невежестве своем мы пребываем под властью планет и выполняем их волю, принимая ее за свою.
Вот почему люди древности взирали на планеты со страхом. Они знали, сколь величественна и ужасна вселенная, в которой они живут, и сколь непредсказуема она зачастую бывает. Сколько бы мы ни внушали себе, что такие чувства нам чужды, они настигают нас вновь и вновь, стоит нам оказаться перед лицом какой-нибудь катастрофы, такой как землетрясение или потоп. Пагубные сочета¬ния планет отдают нас — отдельных людей и целые сообщества — во власть негативных космических энергий. Только наше глубин¬ное «Я» способно контролировать эти силы, но наше эго обречено оставаться жертвой.
Планетные лучи формируют и структурируют наш разум, эмо¬ции и чувства. Они организуют системы нашего физического тела. Кровообращение, к примеру, — это отражение видимого вращения Солнца и Луны на небесах. Разум планет живет в наших телах и умах, за счет чего они и функционируют столь слаженно и четко.
На самом же глубинном уровне планеты отображают наш ду¬ховный потенциал. Солнце — это наше внутреннее «Я», наша божественная сущность. Венера — это наше чувство божественной любви, красоты и изящества (подробнее об этих высших значениях планет мы поговорим в соответствующем разделе книги). Наша за¬дача — возвысить планетные влияния, поднять их от низшего уровня к высшему. Чтобы спастись самому, человек должен иску¬пить грехи планет, сплавить воедино раздробленные космические лучи. Воспользовавшись древней метафорой, можно сказать, что просветление — это возрождение Солнца из тьмы. Мы должны ис¬купить недостатки той части космоса, которой являемся, — и не ради своего персонального спасения, но ради дальнейшей эволюции космоса. Совершить это — значит дать Солнцу истины взойти в наших сердцах.
Астрология должна быть духовной наукой. Наша карта рождения — это зеркало нашей души и ее данной конкретной инкарнации. Расположение небесных тел в этой карте — показатель роста и эво¬люции нашей внутренней сущности в ее путешествии из жизни в жизнь. Это не означает, что умение истолковать астрологическую карту откроет нам истину или путь к освобождению. Это означает, что астрология вручает нам ключи к духовному развитию и сама может быть использована как ключ к раскрытию внутреннего «Я».
Звезды и планеты — это не только объекты внешнего мира: они пребывают и внутри нас как путеводные огни нашей души. Сто-
ило бы взглянуть на это по-иному, а именно: наши внутренние све¬точи обретают во внешнем мире форму звезд и планет, дабы руко¬водить эволюцией всего мироздания. Внешнее проистекает из внутреннего, а не наоборот, хотя внутреннее и подвержено внешним влияниям. Лучи творения, действующие в небесах внешнего мира, — это те же лучи, что сияют в сокровенных небесах нашего высшего разума. Звезды определяют поле нашей жизненной дея¬тельности. Они отражают те энергии, которые проецирует вовне наша душа в этой жизни. Мы — отражение звезд, а звезды — отражение нас. Из звезд слагается космический человек, а каждый человек несет в себе солнечную систему.
Самая душа наша — звезда, Солнце, точка космического света. В нашей душе — которую нередко именуют «каузальным4 телом», ибо она есть движущая сила всей нашей жизни и мышления, — заключена великая творческая мощь, которой под силу создать целую вселенную. Свет нашей души напрямую связан со светом космоса, с тем единым божественным светом, который сияет в Солнце и в каждой звезде.
Поскольку астрология — это отражение самой вселенной, с ее помощью можно исследовать все без исключения области жизни. Она способна рассказать о нашем здоровье и богатстве, карьере и личных отношениях, обо всех наших материальных, интеллекту¬альных и духовных проявлениях. В ней отражена вся сложная кар¬тина энергий, окружающих нас на протяжении жизни и побуждаю¬щих нас действовать так, а не иначе. Вот почему астрология — самая универсальная и всеобъемлющая из имеющихся в нашем распоряжении наук. Однако на высшем своем уровне астрология призвана быть составной частью йоги — науки духа. Ее цель — вывести нас из хитросплетений сети внешних сил и приблизить нас к источнику этих энергий. Источник же этот — не на небесах, будь то небеса физического мира или плана более тонкого. И это вовсе не какая-то таинственная или чуждая нам сила, а всего лишь то, что мы есть на самом деле, когда ум наш свободен от заблуждений ограниченного «я».
Планеты — это показатели энергий, которые мы должны подчи¬нить себе, чтобы обрести спокойствие ума. К примеру, гнев — типичное проявление энергии Марса на низком уровне — в действи¬тельности представляет собой присущую истине силу выявлять то, что правильно, и не отклоняться от этого правильного пути. В виде гнева эта сила проявляется тогда, когда мы отождествляем истину с каким-либо эгоистическим мнением или эмоцией. Все низшие свой¬ства планет — это те же их высшие свойства, но явленные в ограни¬ченном состоянии и обращенные на борьбу. Каждая из планетных сил — одна из граней драгоценного камня просветленного ума, и следует не подавлять их, но соединять, восстанавливая их изначальную целостность.
Основополагающий принцип духовной науки — самопозна¬ние. Великие мудрецы не уставали повторять: «Познание себя — вот основа всякого знания». Однако не следует полагать, будто са¬мопознание — это всего лишь психоанализ. Самопознание — это не познание нашей внешней личности или ограниченного «я», а постижение нашего внутреннего сознания и необусловленной сущ¬ности. Погружение в недра памяти лишь загоняет нас в рамки поверхностной стороны нашего бытия. Самопознание — это также нечто и большее, чем знание своих предшествующих воплощений, которое, по сути своей, есть та же память, только расширенная в далекое прошлое, но по-прежнему не свободная от покрова формы и ограничений времени.
Самопознание — это познание того, кто мы есть на самом деле, постижение нашей истинной сущности или, иными словами, свет осознания. Это — то внутреннее «Я», для которого все наши инкарнации — не более чем маски. Чтобы обрести его, недостаточно узнать, кем мы были или почему стали такими-то и такими-то; нужно отвергнуть все ограничивающие нас отождествления и заново воссоздать мир в глубинах своего сердца. А для этого необходимо узреть в самом себе все жизни всего сущего. Достигнуть этого — значит признать всеприсутствие Божества.
Астрология, при подобающем ее применении, способна показать нам весь мир, заключенный внутри нас. Она способна вывести наше сознание за пределы физических ограничений человеческого мозга и помочь ему через посредство лучей творения охватить всю вселенную. Она может служить основой для медитации, в которой планеты символизируют те качества, которые мы хотим обнаружить внутри себя. Планеты — это члены тела космического человека, которые мы должны собрать воедино, чтобы вернуться к изначальному состоянию благодати. Понимание астрологии поможет нашему сознанию воспарить через сферы планет и звезд к центральному Солнцу Истины, пребывающему в сокровенном средоточии всего сущего.
Все миры, все планеты, звезды, галактики и все, что лежит за их пределами, — проявления семи лучей творения. Те же лучи творения — светочи нашей собственной души. Вся природа — не что иное, как различные сочетания этих творящих лучей на разных уровнях. Наша Солнечная система рассчитана на проявление этих творческих энергий в их двойственности (как Солнце и Луна) и в их пятичастном раз¬делении (как пять главных планет: Марс, Меркурий, Юпитер, Вене¬ра и Сатурн).
Каждая планета — это учение. Она представляет одну из гра¬ней космической сущности в ее самопроявленности. Каждая планета указывает один из путей, ведущих к этой космической сущности. Интегрировав внутри себя энергии, представленные планетами, мы — как космические сущности — вновь обретаем свою изначальную истинную целостность. Каждая планета, таким образом, символизирует врата, ведущие к освобождению. Если мы не сможем постичь природу заключенной в нас энергии той или иной планеты, она ослепит нас и ввергнет в борьбу и скорбь. Если мы воспримем слишком мало или слишком много энергии какой-либо из планет, то равновесие и порядок внутри и вовне нас нарушатся — как на физическом, так и на психическом уровне. Если мы воспримем энергию планеты лишь частично или поверхностно, она увлечет нас к распаду. Если же мы всецело примем эту энергию и сделаем ее частью своего глубинного «Я», она поведет нас к выс¬шим ступеням развития.
Силы планет поистине внушают благоговейный трепет. Однако и сами мы — часть этой таинственной вселенной и несем в себе ее грандиозную мощь. Великая сила, заключенная в нашей душе, под стать невероятной мощи космических энергий. И если эта сила бу¬дет высвобождена путем самоуглубления и смирения, то с ее помо¬щью мы сможем подчинить себе планеты и звезды. Под ее воздей¬ствием туманность нашего разума сгустится и возгорится Солнцем незамутненного восприятия.
Каждая планета символизирует одну из форм йоги, один из путей к раскрытию истинного сознания. Проследовав за лучом планеты к его истоку и вскрыв ее высший и тончайший потенциал, мы достигнем света истины. Каждая планета — это один из даров све¬та, озаряющий нам обратный путь к нашей духовной родине. Каж¬дый из лучей падает под своим углом, но цель у них одна. И чем дальше мы будем продвигаться по этому обратному пути, тем тес¬нее будут сближаться лучи планет, чтобы в конце концов слиться воедино.
Различные души подпадают под воздействие различных лучей, исходящих от разных планет. Они принадлежат к различным пла¬нетным семьям. Члены каждой такой семьи трудятся ради развития творческого луча своей планеты и способствуют ее эволюционному росту: одни — на более низком уровне, другие — на более высоком. Таким образом, эволюция души и эволюция вселенной суть одно. Каждая душа — это движущая сила космической эволюции, и своим освобождением она освободит одну из граней мировой сущности и внесет свою лепту в общее развитие вселенной.
Под влиянием различных планетных лучей находятся также различные страны, народы и религии. Каждый из нас играет свою роль в великой игре богов — игре планет. Однако мы не просто безвольные марионетки в кукольном театре, хотя многие из нас, не отдавая себе отчет в величии своего потенциала, становятся раба¬ми космических сил. Во внутреннем мире каждый из нас — господин этой игры и руководящий ею разум. Все силы разума, присущие звездам и развивавшиеся в ходе несчетных эонов космической эво¬люции, заключены и внутри нас — в форме нашей врожденной ин¬туиции и способности к спонтанным прозрениям.
Одни семьи древних индийских провидцев причислялись к роду планеты Юпитер, а другие — к роду Венеры. Эти две планеты покровительствовали брахманам — касте жрецов. Древние египтяне и народы, населявшие некогда Америку, пользовались календарем, основанным на движении Венеры. В Древней Индии и Древнем Ки¬тае в основе календаря лежало движение Юпитера. Каждая из этих культур находилась под влиянием соответствующей планеты, творческий луч которой направлял и вдохновлял ее.
Древних риши отождествляли с различными созвездиями, чаще всего — со звездами ковша Большой Медведицы (которые так и называли — Семью Мудрецами) и с Плеядами (которые считались женами этих Семи Мудрецов). В этом опять-таки отразился тот факт, что риши силой своего осознания доносили до Земли космический свет. Звезды — наши родители. Семена жизни в нашей Солнечной системе посеяли обитатели иных миров, иных солнеч¬ных систем и солнц. Точно также и мы силой своих поступков засе¬ваем поля других миров. Для этого вовсе не нужно отправляться в космическое путешествие: ведь мы постоянно посылаем свои мысли космическому разуму, ответные влияния которого распростра¬няются отнюдь не только на наш отдельный мир. Пробудившись к восприятию истины, мы обнаруживаем, что в нас самих пребывает животворное Солнце. Силой нашего внутреннего, божественного Солнца мы можем дарить жизнь целым мирам — и не путем сле¬пых кармических зависимостей, но через естественное и ничем не замутненное сияние нашей души.
Одни души воплощаются в человеческих телах. Другие души воплощаются как звезды или планеты, дабы руководить эволюцион¬ным процессом. Одни души становятся мирами, другие — суще¬ствами, живущими в этих мирах. Если душа стала планетой или звездой, это вовсе не обязательно указывает на высокую стадию ее эволюционного развития. Некоторые из таких вселенских инкарна¬ций — это архетипические сущности, не обладающие эволюцион¬ным потенциалом, хотя и служащие проводниками мощных и вели¬чественных космических сил. Такое воплощение скорее является кармической наградой или паузой в эволюции, нежели свидетельством освобождения. Такие души становятся демиургами — творцами и духами миров.
В материальных мирах, подобных нашей Земле, душа сталкивается с самыми трудными препятствиями, но в то же время перед ней открывается возможность сделать огромный шаг вперед во внутреннем развитии. Чем жестче ограничения и чем плотнее по¬кров невежества, тем более мощным может стать по контрасту явление истины. Вот почему обретение истины человеком — это величайшее чудо и высочайшее достижение, с которым не могут сравниться даже деяния богов и которому в гордыне своей стремятся воспрепятствовать низшие божества.
После смерти тела душа возвращается вспять по планетным лучам и через стихии, которые они символизируют. Мы вливаемся в один из этих лучей — обычно это бывает луч Луны или Солнца. Если позволит достигнутая нами стадия эволюции, мы можем со-хранить сознание во время этого путешествия, — все зависит от того, через какое отверстие душа покидает тело. Нижние отверстия ведут в нижние миры, а отверстия, более высоко расположен¬ные, — в высшие. Через планеты мы можем найти путь к планетам других солнечных систем, к другим солнцам или даже к великому Солнцу Галактики.
Луна обычно служит вратами в астральные миры — миры тонкого плана, или плана сновидений. В их числе — небеса и преисподняя обыденных религиозных воззрений, относящиеся к нижнему уровню астрального плана, а также миры искусства и религиозного мистицизма, помещающиеся на высшем уровне. Для душ, попавших в та¬кие миры, перерождение в физическом теле неизбежно.
Солнце, которого душа достигает, выходя через верхнюю точку головы — «коронную» чакру, служит вратами в каузальные (при¬чинные) миры — миры чистого разума. Их даже нельзя назвать ми¬рами в привычном нам смысле слова, ибо они бесформенны и со¬стоят только из мысли. Каузальная область — это царство космического закона. Это и есть истинный дом души, где хранятся ее кармические остатки и откуда душа может прозревать обстоя-
1 тельства своего следующего воплощения.
Слияние с планетарными лучами есть не что иное, как погру¬жение в свет. Мы можем воспринимать его и как некий точечный источник света, и как некий особый мир. У неразвитой души по¬смертные впечатления небогаты: она как бы погружается в дол¬гий сон. А некоторые души возвращаются в физический мир пракпрак¬тически сразу же после смерти, чтобы продолжить свою духовную работу на Земле, и опыт посмертного пребывания на тонком пла¬не у них тоже невелик.
На астральном уровне планеты для нас — живые существа, не¬смотря на то что на плане материальном они для нас мертвы. Мы попадаем в планетные сферы не только после смерти, но и во сне. Души людей еженощно путешествовали по разным мирам и сол¬нечным системам испокон веков — правда, большей частью бес¬сознательно.
Наша культура гордится достижениями техники, позволивши¬ми человеку ступить на Луну. Однако мы не отдаем себе отчета в том, что мы бываем на Луне регулярно, хотя и не на физическом, а на астральном плане. Большинство из нас редко проникают дальше
Луны, ибо на низшем уровне своих проявлений Луна — это наша память, наше прошлое, или хранилище кармы. Впечатления, на¬копленные на Земле, хранятся на Луне. Наш жизненный опыт пи¬тает Луну и помогает ей развиваться. Сфера Луны — это обуслов¬ленная сфера, капкан, улавливающий наши умы. Здесь пребывают миры, сотворенные нашими коллективными кармическими фикса¬циями, такими, например, как традиционные образы рая и преис¬подней. Удивляться следует не тому, что мы добрались до Луны на космическом корабле. Достойно удивления то, что нам так редко удается выйти за пределы Луны в своем внутреннем мире.
По ночам, когда мы погружаемся в сон, наше сознание расширяется до пределов астрального тела, или тела сновидений, которое охватывает всю область нашего опыта, накопленного в состоянии бодрствования. В периоды глубокого сна без сновидений границы нашего сознания раздвигаются еще шире, до пределов каузального тела, которое охватывает опыт обоих состояний — и сна, и бодрствования. Состояние бодрствования — это пребывание на Земле. Состояние сна со сновидениями можно уподобить путешествию за пределы земного круга в планетные сферы. Состояние же глубоко¬го сна подобно возвращению к звездам. В этом чередовании сна и бодрствования мы вбираем в себя все звезды, впитываем свет и со¬знание всей вселенной.
Такое же, но более длительное расширение сознания происходит после смерти физического тела. Не будь мы так привязаны к своей физической форме, мы воспринимали бы опыт смерти как естественное возвращение к космическому сознанию и освобождение. Подлинный отдых наступает только в глубоком сне, когда наш разум временно растворяется в источнике своего света, в сокро¬венном Солнце души.
Полностью развитое астральное тело вмещает в себя всю фи¬зическую вселенную. Оно может отправиться в любую ее точку, хотя и не может вмешаться в естественный ход событий. Подобным же образом каузальное тело заключает в себе физическую и аст¬ральную вселенные. Ежедневно мы поглощаем и излучаем звезд¬ный свет. В звездах нет ничего загадочного и чуждого нашему есте¬ству; напротив, они суть творческие светочи нашей сущности, благодаря которым мы естественно и спонтанно переходим в танце души от конечного к бесконечному и обратно.
Однако до тех пор, пока мы пребываем в невежестве, наше со¬знание приковано к физическому телу и чувствам. Мы становимся, образно выражаясь, пищей для Луны. Мы попадаемся в ловушку своего собственного света, отраженного во внешний мир, и теряем свою изначальную солнечную способность к независимому осозна-ванию. Мы не можем вырваться из западни времени и материи, и наше сознание рассредоточивается. Вместо того чтобы преобра¬жать мир, наша раздробленная энергия питает его негативные силы. Тем самым мы поддерживаем низшие уровни проявления космической энергии и еще крепче привязываем себя к примитив¬ным силам начальных ступеней эволюции. Наша энергия не может сбросить цепи низшего лунного цикла — сферы желаний.
Главная наша проблема в жизни — это наше собственное эго, при посредстве которого мы отождествляем себя с внешним ми¬ром. Говоря себе: «Это — я» или «Это — мое», мы присваиваем себе право на некоторую долю природного мира. Однако вся природа едина, и весь природный мир подчиняется единому закону, и все космические энергии действуют в единстве. Когда я гневаюсь, то на самом деле гневается вовсе не «я». Гнев — это лишь одно из проявлений энергии космического огня. Присвоить его себе — значит выказать непонимание его истинной природы и превратить его в разрушительную силу. Проблема в том, что мы не понимаем космической подоплеки данного вида энергии и в результате пытаемся использовать ее ограниченным образом. А все, что используется ограниченным образом ради какой бы то ни было эгоцентрической цели, становится разрушительным за счет этой ограниченности, ибо ограничение само по себе и есть разрушение. Планеты всего лишь испускают энергию. Позитивной или негативной эту энергию делаем мы сами — в зависимости от того, как мы ее используем. Негативной ее делает эго, предъявляя на эту энергию необоснованные претензии. Если бы, к примеру, не существовало ни одного эго, способного привязаться к энергии, исходящей от Марса, то энергия этой планеты всегда проявлялась бы как огонь, а не как гнев. Огонь этот укреплял бы наши жизненные силы и обострял бы наше восприятие. Он помогал бы нам действовать со всей решимос¬тью, но не делал бы наши поступки разрушительными.
Чтобы возвысить астрологию до подобающего ей уровня духов¬ной науки, мы должны постичь духовное значение планет. Мы должны понять, какие именно доли космической энергии они пред¬ставляют. Мы должны прояснить место и функцию каждой плане¬ты в структуре мироздания. И тогда, гармонизировав и интегриро¬вав энергии планет, мы сможем освободить их внутри себя.
Наше астральное тело, чей свет можно увидеть в ауре, состо¬ит из звездных и планетных влияний. Наша натальная карта — карта рождения — это нечто вроде фотографии нашего астрально¬го тела, а наше физическое тело представляет собой всего лишь более грубую копию этой фотографии, внешнюю оболочку аст¬ральной формы. Астрология, по сути своей, — астральная наука, наука об астральном теле. Астральное тело — это разум, в понятие которого включаются память, воображение, интеллект и рассудок. Астрология помогает нам вскрыть и осознать более обширные пластыпла¬сты разума (как инстинктивные, так и интуитивные), а также влия¬ния прошлого.
Подобно тому как по определенным факторам натальной карты можно оценить состояние физического тела, так, хотя и с большими усилиями, можно выяснить, в каком состоянии находится тело кау¬зальное. Каузальное тело более непосредственно и узко соотносится с Солнцем. Утонченное восприятие способно возвысить астрологию до уровня каузальной науки — науки о причинах. На этом уровне мы сможем исследовать путешествие нашей души от воплощения к воплощению и прояснить истинную цель, которую она поставила перед собой в своей нынешней инкарнации. Впрочем, наша истинная сущность — превыше всяких тел; ведь она — чистое сознание. Астрология же, как и все, что принадлежит сотворенному миру, способна лишь косвенно намекнуть или указать на эту истину.
В действительности, никакого внешнего мира не существует. Внешний мир — это всего лишь комбинация сенсорных возможно¬стей нашего разума. Свет сознания, многократно преломленный линзами разума, становится объектами чувственного восприятия. Как только нам удается осознать это, мы освобождаемся от желаний и открываем свое истинное «Я» во всем сущем. В этом и состоит конечная цель астрологии — а вовсе не в том, чтобы мы признали над собою власть планет и звезд и слепо повиновались их влияниям. Астрология показывает нам, в какой форме эти влияния проявляются в нашем внутреннем мире, с тем чтобы, овладев ими, мы обрели власть над всей вселенной.
Кто-то, возможно, скажет, что астрология, какие бы истины она ни открывала, не является духовной наукой, ибо она не есть путь освобождения, а лишь одна из оккультных дисциплин. Да, она помогает нам понять нашу карму, но ведь мы не полностью тождественны своей карме. Лишь невежественный человек всецело находится во власти собственной натальной карты, — скажут многие, — мудрого же карта рождения не заботит. И действительно, астрология в том виде, в каком ее обычно практикуют в наше время, не может именоваться духовной наукой. Она увязла в сетях мирской суеты, поддалась соблазнам эго и ограниченной личности. Однако существует и высшая форма астрологии — отражение нашего высшего «Я», не только божественного, но и универсального, отраженного, в свою очередь, во всем космосе. Именно из такой концепции исходит ведическое понимание духовной астрологии.
Не преобразовав астрологию в соответствии с такой системой представлений, мы не сможем заложить основу подлинно духовной культуры. Это преобразование необходимо: без него мы не сможем ни постичь язык жизни, ни воспринять высшее наследие наших древних духовных прародителей.

Д. Фроули "Астрология провидцев". изд-во "Саттва" 2003

К публикациям


К содержанию

© Подготовка и перевод материалов - Юлия Сорокина. 2001-2013.
Любое копирование и использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт

Союз образовательных сайтов

 

 

Страница на фейсбуке "Школа Аюрведы доктора Ветрова"

Группа ВКонтакте "Школа Аюрведы доктора Ветрова" Если вам интересен сайт и у вас возникает желание выразить ему теплые чувства, можете сделать это с помощью небольшой материальной поддержки автору сайта. Теплые чувства будут взаимны. Яндекс 41001337794609

Hosted by uCoz