Манас и буддхи

Пуруша и пракрити
Гуны
Индрии
Аханкара
Мокшадхарма



Санкхья

Классические тексты

В понятиях санкхья, после соприкосновения первичной материи пракрити с "Я"- пурушей возникает махат - первый продукт эволюции, в психологическом плане выступающий как буддхи. Понятие исходит от БУДХ - бодрствовать, пробуждать, познавать; это общее обозначение познавательных способностей. Когда в пракрити преобладает светлая гуна саттва, буддхи выявляет как самого себя, так и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешенностью, познанием. При преобладании гуны тамаса буддхи характеризуется несовершенством, пороком, привязанностью, неведением. Буддхи доставляет пуруше результаты чувственного восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие. Тем самым буддхи становится формой пуруши и представляется разумным, хотя у буддхи как порождения пракрити вообще нет сознания. В санкхье буддхи трактуется и как вечный и как не вечный; как проявляющий свои функции и как не проявляющий их. Буддхи не может быть воспринят самим собой, так как сознание не воспринимается сознанием и, следовательно, не может выступать как собственный объект: буддхи воспринимается только через "Я".

Манас - ум в самом широком смысле этого слова, включающий все ментальные проявления, психологическая функция, руководящая действием индрий - органов познания и органов действия. "Вожделение, решение, вера, сомнение, стойкость, стыдливость, страх, познание - все это манас", - говорится в ранних Упанишадах. Чувства не знают друг о друге, их координирует манас, который не может непосредственно общаться с внешним миром. Он осмысливает то, что поставляют ему чувства, а через него - и буддхи. Манас, в отличие от атмана и пуруши, принадлежит телу и, как правило, гибнет с гибелью тела.

Джива - "живой". Живое существо, душа. Дживе присущи сознание, вечность, способность к деятельности. Потенциально джива обладает нравственным содержанием, знанием, верой, неограниченной энергией и бесконечным блаженством. Джива может находиться в двух состояниях бытия - совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива соединена с материей, образующей тело, и занята неадекватной деятельностью. В этом состоянии деятельность дживы выражается в вибрации образующих ее частиц, благодаря которой материя, находящаяся в теле дживы, поглощается. При этом непрерывно принимается новая материя, под влиянием ее джива перерождается, теряет совю силу и повергается в состояние страдания. В состоянии совершенного бытия джива, занимаясь адекватной деятельностью, освобождается от материи, начинает обладать потенциальными качествами и благодаря этому освобождается от страданий. Джива находится в своеобразном иерархическом состоянии, на нижних ступенях которого располагаются дживы в форме неорганических веществ и растений, далее - дживы в форме животных, людей, богов, на верхней ступени - освобожденные дживы (совершенно свободные от материи).

 
     

Классические тексты

 

К содержанию
К содержанию

Hosted by uCoz