Пуруша и пракрити
Гуны
Индрии
Аханкара
Манас и буддхи
Мокшадхарма



Санкхья

Классические тексты

Исходный пункт метафизики санкхья - учение о наличии следствия в причине. Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричин и к теории эволюции - инволюции в объяснении мира. Санкхья исходит из признания двух первичных реальностей - пракрити (материальная первопричина) и пуруша ("Я", дух, сознание). При соприкосновении пуруши с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются, чтобы, соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов. Первый продукт развития - махат, то есть великое, основа всего материального. Он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов, интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции аханкара ("Я"). В зависимости от преобладания той или иной гуны или аханкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас, пять тонких элементов (танматры, т.е. потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных элементов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь, в которой пракрити - причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и танматры - следствия одних начал и причина других; чувства и материальные элементы - только следствия. Особое место в процессе эволюции занимает джива - "Я"; предполагающее связь чувств с определенным телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному "Я" из его видимого смешения с "не-Я"; (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности, разъединение пуруши и пракрити, приводящее к прекращению эволюционной игры, к выходу из сансары. "Я" становится бесстрастным по отношению к внешнему миру и, следовательно, свободным.

Пуруша - это истинное Я, обитатель тела. Этот дух представляет собой чистое сознание, в учении Патанджали - Наблюдатель (драштри). Это концепция наблюдения, не связанного ни с субъектом, ни с объектом, или скорее такого, которое обычно считается субъективным, и неизбежно обнаруживается в основе объективного мира, хотя не имеет формы и не является материальным.

ПРАКРИТИ Буквально: "претворенная". Материальная, или проявленная сторона Вселенной. Пракрити означает субстрат объективной реальности. Этимология слова указывает негативную, недеятельную, то есть субстанциональную, или материальную (в самом широком смысле) природу всего сущего; "пра" означает "пре-", "крити" — "сотворенное", но это означает не сотворение форм, а создание принципов материальности, основным из которых является инертность, которая, впрочем, активна в процессе перехода от прошлого к настоящему. Таким образом, в настоящем она представляет разуму status quo (и статичность, и динамичность), что позволяет ему действовать и реализовывать различные варианты будущего. Пракрити обладает тремя качествами (гунами): тамас (инерция покоя, или материя), раджас (инерция движения, или энергия) и саттва (возможность образования, отзыв на разумную деятельность, то есть формирующая и комбинирующая Гармония, закон природы, ее пластичное свойство сохранения форм). Пракрити как принцип, абстрактная форма, входящая во взаимоотношения с разумом, становится прадханой, фундаментальной пластичной материальностью.

 
     

Классические тексты

 

К содержанию
К содержанию

 

Hosted by uCoz