Три доши – три интегральных принципа управления физическим телом

К. Л. Сичинава

 

В представленной статье дается объяснение некоторых базовых понятий Аюрведы. Материал ориентирован прежде всего на пациентов аюрведических центров, поскольку осознание принципов лечения и хотя бы частичное понимание врачебных рекомендаций позволит этим людям в дальнейшем быть более независимыми как от докторов, так и от окружающего мира.

Дефицит адекватных русских переводов побуждает к максимальной компилятивности изложения, поскольку стремление к оригинальности при передаче тысячелетних текстов часто ведет к затемнению, а порой и к искажению первоначальных истин. Тем не менее, ведический принцип “деша-кала-патра”, т.е. соответствие месту — времени — обстоятельствам, будет соблюдаться и здесь, поскольку распространение аюрведического знания без терминологической, географической, климатической, идеологической адаптации создаст дополнительные препятствия на этом нелёгком пути. Публикация перевода Аштангахридайя самхиты с подробными комментариями д-ра И.И. Ветрова позволит, надеемся, в значительной степени устранить тот информационно-культурный дефицит, который существует в России в вопросах, связанных с Аюрведой.

Аюрведа (дословно — знание или наука о сбалансированной жизни), являющаяся частью великой Атхарваведы, оперирует понятиями, основанными на базовых принципах.

Первый из этих принципов — концепция панчамахабхутов, или пяти первоэлементов. Это акаша (эфир), вайю (воздух), агни (огонь), джала (вода) и притхви (земля). Первоэлементы лежат в основе мироустройства и, естественно, отличаются от известных в земном мире земли, воды и т.д. Они являются высшими принципами материи и энергии “грубой” (т.е. объективно измеряемой и сенсорно ощущаемой) Природы.

Вкратце, суть этих первоэлементов (от самого явного, стабильного, до самого тонкого, трудноуловимого) такова:

· земля — принцип структуры, формы, т.е. “упаковки” энергии в вещество. Ему соответствуют элементарные частицы и поглощение энергии при усложнении атома или молекулы.

· вода — принцип взаимодействия. Ему соответствуют межатомные и межмолекулярные связи, а также сила гравитации.

· огонь — принцип термодинамики (применительно к живому организму — принцип метаболизма, т.е. обмена веществ). Ему соответствует “распаковка” энергии из вещества, т.е. энергия, высвобождающаяся при разрушении атома, упрощение молекулы.

· воздух — принцип управления, передачи информации, это также энергия движения элементарных частиц.

· эфир — принцип энергоинформационной матрицы, в которой записана информация о происходящих процессах, а также и место, где данные процессы происходят. Понятие, близкое физическому вакууму.

Каждому первоэлементу соответствует определенное агрегатное состояние материи: твердое, жидкое, плазменное, газообразное и эфирное.

Сочетание пяти первоэлементов приводит ко второму базовому принципу Аюрведы — концепции трех дош. Доша — это интегральный показатель одной из управляющих систем организма или, иначе, один из тонких биологических элементов, контролирующих физико-химические и физиологические процессы, происходящие в организме. Термин “доша” дословно означает: дефект, изъян, то, что затемняет, то, что выводит из равновесия. Доши вызывают нарушения в местах своей основной локализации, но в здоровом, сбалансированном организме доши не обращают на себя внимания, подобно тому как в исправном телевизоре мы за цветным изображением не замечаем красных, желтых и синих точек.

Существует три доши: вата, питта и капха.

Сочетание воздуха и, в меньшей степени, эфира образует вата-дошу.

Огонь и, в меньшей степени, вода порождают питта-дошу.

Вода и, в меньшей степени, земля формируют капха-дошу.

Каждая из дош имеет свои функции (карма), качества (гуна) и места локализации.

Вата-доша обеспечивает движение и управление, побуждает двигаться питту и капху, которые сами по себе инертны. Вата контролирует нервные и психические процессы, координирует все функции организма, обеспечивает движение электрических импульсов по нерву, остроту восприятия, управляет дыханием, ритмом сердца, тонусом сосудов, этапностью пищеварения.

Основные места локализации вата-доши: нервная система, рецепторный аппарат толстой кишки, уши (внутреннее ухо, включая улитковый аппарат), кожа.

Основные гуны (качества, особенности) вата-доши следующие: она сухая, шершавая (шероховатая), холодная, легкая, тонкая, быстрая, подвижная, изменчивая (неустойчивая). Кардинальное свойство — сухость, кардинальное следствие — неуравновешенность.

На физическом уровне: астеничность, худоба, субтильность; легкость костей, нарушение осанки, плоскостопие, дефекты прикуса и расположения зубов; искривление носовой перегородки; выделенность суставов и сухожилий, хруст суставов; нерегулярность аппетита и пищеварения, склонность к газообразованию, запорам, вздутию живота (метеоризму), неустойчивому стулу; тремору (дрожание) конечностей, головы, языка, глаз; спазмам, перепадам артериального давления; блуждающим болям; зябкость, особенно конечностей; отсутствие блеска глаз; сухие, жесткие, вьющиеся, тусклые и ломкие волосы; пониженное потоотделение; поверхностный сон; в метаболизме — преобладание тироксина и катехоламинов.

На психическом плане: неуравновешенность, непостоянство, нерегулярность привычек, импульсивность, легкость на подъём, ложный энтузиазм (активное приветствование новых инициатив, каких-то начинаний и быстрое угасание первоначального интереса), стремительность движений, быстрота реакции, лихорадочная (часто бестолковая) деятельность с быстрой утомляемостью, рассеянность, пугливость, тревожная мнительность, быстрое запоминание и быстрая забывчивость, быстрая и часто сбивчивая речь и вообще излишняя болтовня, чуткий, поверхностный сон, скрип зубов во сне, живость воображения и привязанность к интоксикациям (табак, алкоголь, наркотики). Следует отметить, что на самом деле, когда говорят о так называемом влиянии дош на психику, имеют ввиду косвенное их влияние на “тонкое” тело. Из-за особенностей строения и функционирования центральной нервной системы (приемного устройства психики) у людей с доминирующим влиянием тех или иных дош происходит преобразование сигналов, нисходящих с более “тонкого” плана на физический уровень.

Каждый из пяти махабхутов имеет свое представительство в органах чувств. Поскольку эфир контролирует слух (и уши), а воздух — осязание (и кожу), вата-доша, образованная этими первоэлементами, управляет слухом и осязанием (хотя в целом она отвечает за все ощущения).

Вата-доша считается в Аюрведе “королевской” дошей, поскольку без неё питта и капха оставались бы неактивными. Она первой реагирует на изменения внешней среды и первой выходит из равновесия (вначале происходит возбуждение центров нервной системы, а затем уже изменяется активность гормональных органов).

Аюрведа выделяет более 80 болезней, вызываемых вата-дошей.

Питта-доша контролирует метаболизм и, соответственно, управляет жаждой, голодом, интенсивностью пищеварения, температурой тела, цветом кожи. Метаболизм — обмен веществ — подразделяется на анаболизм (строительство тканей, “упаковка” энергии в вещество) и катаболизм (расщепление тканей, “распаковка”, освобождение энергии из вещества). Питта-доша отвечает преимущественно за катаболизм.

Основные места локализации питта-доши: надпочечники, щитовидная железа, альфа-клетки поджелудочной железы (ответственны за синтез глюкагена), печень, желудок, 12-перстная кишка, тонкий кишечник, кровь, потовые и сальные железы, глаза.

Основные гуны питты следующие: горячая, текучая, жидкая, маслянистая, легкая, дурно (кисло) пахнущая, резкая (острая), проникающая вглубь. Кардинальное свойство — жар, кардинальное следствие — интенсивность, возбудимость.

Применительно к организму питта-доша дает следующие свойства:

На физическом уровне: нормостеничность; теплую, влажную, светлую или красноватую кожу, часто с веснушками; мягкие, нетолстые, рыжие, соломенные или каштановые волосы с тенденцией к ранней седине или облысению; теплые конечности; потливость; блеск глаз; выраженный аппетит и хорошее пищеварение; склонность к поносам, обильный, неустойчивый стул; плохую переносимость жары, духоты, нелюбовь к прямым солнечным лучам; негативное отношение к лежанию в горячей ванне (в противоположность тяге людей вата-конституции к этому занятию); сильноокрашенную, нередко обжигающую мочу; жажду; в метаболизме — преобладание тестостерона, адреналина и глюкагена.

На психическом плане: сообразительность, пунктуальность, увлеченность, переходящую в фанатизм, напористость, предприимчивость, остроумие, переходящее в сарказм, властность, честолюбие; склонность к гневливости и раздражительности; воинственность; динамичная, четко аргументированная, хорошо артикулированная речь; прямота, критичность, переходящая в сварливость.

Поскольку огонь контролирует зрение (глаза), а вода — вкус (язык), питта, образованная огнем и, в меньшей степени, водой, управляет зрением и, частично, вкусом.

Человеку, знакомому с философией и физикой, известно, что в материальном мире действует закон энтропии, т.е. любая замкнутая система стремится перейти на более низкий энергетический уровень или, иными словами, любая структура без внешней подпитки или стимуляции стремится к упрощению и распаду (даже очень стабильные египетские пирамиды со временем станут всего лишь песком). Живой организм принимает внутрь сложные системы (растения, животные), а выделяет относительно простые (кал, моча, пот). Та “разница в сложности”, которую организм оставляет себе, позволяет ему противодействовать энтропии Космоса, сохраняя до пожилого возраста status quo (за счет систем гомеостаза, т.е. систем поддержания постоянства внутренней среды). Под таким углом зрения “королевской” вполне можно назвать и питта-дошу.

Аюрведа выделяет более 40 болезней, связанных с питтой.

Капха-доша отвечает за стабильность, прочность, устойчивость организма, за иммунитет, за защитные механизмы клеточных мембран (ферменты-антиоксиданты), за баланс жидкостей, за синтез пластических и энергетических субстратов, за увлажнение слизистых оболочек. Капха контролирует преимущественно анаболизм (построение тканей, “упаковка” энергии в вещество).

Основные места локализации капха-доши: эпифиз и гипофиз, бета-клетки поджелудочной железы (синтез гормона инсулина), половые железы, грудь, включая плевральную область и перикард — “сердечную сумку”; горло, включая миндалины; голова, включая мозговые синусы и придаточные пазухи; спинномозговой канал; нос; язык и ротовая полость; жировая ткань; лимфа и лимфоидная ткань.

Основные гуны капха-доши следующие: тяжелая, влажная, холодная, сладкая, маслянистая (жирная), липкая (тягучая, клейкая), гладкая, медленная, стабильная, устойчивая, неподвижная (инертная). Доминирующее свойство — тяжесть, кардинальное следствие — медлительность.

Применительно к организму капха-доша дает следующие свойства:

На физическом уровне: гиперстеничность, мускулистость, громоздкость; быстрый набор веса, тенденцию к ожирению; гладкую, влажную, мягкую, белую, матовую кожу, обычно прохладную; гидрофильную и выраженную подкожную жировую клетчатку; толстые, густые, жирные, блестящие волосы; хорошо выраженные ресницы; большие, выпуклые, увлажненные “коровьи” глаза; крупные, плотно посаженные, обычно матово-белые зубы; большую грудь и широкие плечи; преобладание жира на бедрах и ягодицах (хорошо отраженное на картинах художников фламандской школы); умение изящно двигаться даже при большом весе; толстые, ровные, матовые ногти; глубокий, мелодичный голос; медленное пищеварение; оформленный стул, часто со слизью, продолжительный и глубокий сон; преобладание в метаболизме инсулина, кортикостероидов и эстрогенов.

На психическом плане: спокойствие, умиротворенность, благодушие, терпимость, привязанность, материалистичность, склонность к накоплению, “приземленность” натуры, медленное усвоение новой информации, но хорошая память, неторопливость, сдержанность речи, консерватизм, прагматизм, нелюбовь к переменам, сентиментальность.

Поскольку вода контролирует вкус (язык), а земля — обоняние (нос), капха-доша, образованная этими элементами, отвечает за вкус и обоняние.

Если рассматривать вата-дошу как преимущественно функциональную (т.е. янскую) систему, то капха-доша, обеспечивающая материальный субстрат организма и питающая другие доши, будет преимущественно структурной (т.е. иньской) системой. С точки зрения китайской медицины, иньские органы и их энергии являются более “дорогостоящими” и трудно восполняемыми. С этой точки зрения эпитет “королевской доши” может быть с полным правом присвоен и капхе.

Аюрведа выделяет около 20 болезней, связанных с капха-дошей.

Сочетание дош в конкретном человеке дает его индивидуальную конституцию — пракрити, а также болезни, характерные для каждой конкретной конституции. Но это уже тема для другой статьи.

К статьям


К содержанию

© центр "Дханвантари" и журнал "Аюрведа - наука жизни" №2. 2001.
Уважаемые господа, использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru


Аюрведа центр ПАНКАДЖАКАСТУРИ: Мир Аюрведы в Санкт-Петербурге

 

Hosted by uCoz