TATTBA-CAMACA КРАМА-ДИПИКА
(ТАТТВА-САМАСА-СУТРА-ВРИТТИ)
Хвала великому мудрецу
Капиле, который [уже] с рождения в [период] начального миропроявления
постиг 25 начал.
Теперь мы разъясним сутры
санкхьи, [составляющие] перечень мировых начал.
[Как-то] здесь, [на земле],
один брахман, отягощенный тремя страданиями, пришел к учителю санкхьи,
великому риши Капиле, искать прибежища. Указав свой род, имя,
семью и цель — [получение] наставления -
[он] спросил:
“Господин! Что здесь высшее?
Что истинное? Что мне сделать, дабы исполнить [свое] предназначение?”.
Капила ответил: “Скажу:
(1) 8 модифицируемых
[начал}; (2) 16 модификаций;
(3) Пуруша; (4) триада
гущ (5) “развертывание”;
(б) “свертывание”;
(7) относящееся к внутреннему,
внешнему и божественному; (8) 5
функций интеллекта; (9) 5
источников действия; (10) 5
пран;
(11) 5 сущностей действия;
(12) “пятичленное” незнание;
(13) 28 неспособностей; (14)
9 видов удовлетворенности;
(15) 8 достижений; (16) 10
основных предметов учения; (17) “благосклонное”
миропроявление; (18) 14-видовое
миропроявление живых сществ; (19) 3-видовое
миропроявление материальных элементов; (20) 3-видовое
закабаление; (21) 3-видовое
освобождение; (22) 3 источника
знания; (23) 3 страдания”.
Так поэтапно [раскрывается]
истина. Познав [все] это Должным образом, [человек] осуществляет [свое]
предназначение и больше тремя страданиями не порабощается. Таковы сутры
санкхьи, [составляющие] перечень мировых начал. (1) Каковы же
8 модифицируемых [начал]? Ответ: Непроявленное, Интеллект, Эготизм,
5 танматр - вот 8 модифицируемых [начал].
Теперь о Непроявленном.
Если в этом мире горшки, ткани, вазы, кровати и прочие [вещи существуют]
в проявленном состоянии, то Непроявленное не проявляется - не фиксируется
слухом и прочими индриями - таков смысл. Потому что [у него]
нет начала, середины и конца и [оно] состоит из частей.
Неслышимое, неосязаемое,
бесформенное, неуничтожимое, вечное, лишенное вкуса и запаха, Лишенное
начала и середины, превышающее великое, прочное — так характеризуют
Прадхану мудрые.
Тонкое, лишенное знаков,
без начала и без конца, обладающее способностью порождения, не состоящее
из частей, единственное как всеобщее — таково Непроявленное. У [слова]
“Непроявленное” следующие синонимы: “Непроявленное”, “Прадхана”, “Брахман”,
“Город”, “Прочное”, “Множественное”,
“Непреходящее”, “Поле”, “Тьма”, “Порождающее”.
А что такое Интеллект?
Ответ: интеллект - это
решение, то, посредством чего [дается] определение о таких вещах, как
корова и т. п.: “это есть то, а не другое”, “это корова - не лошадь”,
“это столб - не человек”. Вот что такое интеллект. У этого интеллекта
8 форм: добродетель, знание, индифферентность, могущество [и противоположные
этим]. При этом добродетель - противоположность не-добродетели, то,
что предписано в шрути и смрити, не противоречит поведению знающих и
имеет [своим] знаком благополучие. Знание - противоположность не-знанию,
постижение [природы] начал мира, диспозиций сознания, материальных элементов.
Равнодушие - противоположность не-равнодушию, непривязанность к объектам
чувств, начиная со звука. Могущество - противоположность не-могуществу,
это 8 свойств начиная с атомарности4.
Таковы 4 саттвичные [формы интеллекта]. Недобродетель, не-знание, не-равнодушие,
не-могущество [составляют противоположности названным]. Не-добродетель
- противоположность добродетели, то, что несовместимо со шрути
и смрити и с поведением знающих и имеет [своим] знаком неблагополучие.
Не-знание - противоположность знанию, непостижение [природы] начал мира,
диспозиций сознания, материальных элементов. Не-равнодушие - противоположность
равнодушию, пристрастие к объектам, начиная со звука. Не-могущество
- противоположность могуществу, неспособность к [достижению] атомарности
и прочего. Таковы 4 тамасичные [формы интеллекта]. При этом посредством
добродетели как действующей причины
[осуществляется] “восхождение”, посредством знания - освобождение, посредством
равнодушия - погружение в Пракрити, посредством могущества - беспрепятственное
продвижение [во всем мире]. Так описывается интеллект в 8 формах. У
[слова] “интеллект” следующие синонимы: “Ум”, “Мысль”, “Великий”, “Брахман”,
“Знание”, “Мудрость”, “Шрути”, “Твердость”, “Последовательность мыслей”,
“Память”, “Медитация”.
Затем [брахман] спросил:
“А что такое Эготизм?”
Ответ: Эготизм — это
примысливание-себя:
Я - в звуке, я - в осязании,
я - в форме, я - во вкусе, Я - в запахе, я - господин, я - богатый,
я - владыка, Я - вкуситель, я добродетелен; мною сраженный, он убит,
Я [сам] буду убит многочисленными врагами и так далее.
Это примысливание-себя
и есть эготизм. У [слова] “Эготизм” следующие синонимы: “Эготизм”, “Изменчивый”,
“Пламенный”, “Первоэлемент”, “С выводом”, “Без вывода”6.
Затем [брахман] спросил:
А что такое 5 танматр? Ответ: 5 танматр — это то, что следует за Эготизмом.
Танматра звука, танматра осязаемости, танматра формы, танматра вкуса,
танматра запаха — вот 5 танматр. При этом танматры звука воспринимаются
только посредством [конкретных] звуков. Через дифференциацию звука воспринимаются
такие [его разновидности], как высокий, низкий, смешанный, дрожащий,
а также “рожденный от шести”, “бык”, “гандхара”, “срединный”, “пятый”,
“шестой”, “бескастовый”. Но отсюда не следует, что подобное [различие]
и в танматре звука. Далее, танматры осязаемости воспринимаются только
через посредство [конкретных] осязаний. Воспринимаются такие различные
прикосновения, как мягкое, твердое, шероховатое, скользкое, холодное,
горячее. Но отсюда не [следует, что подобное] различие и в танматре
осязаемости. Танматры формы воспринимаются только через посредство [конкретных]
форм. Так воспринимаются белое,
черное, зеленое, желтое и прочие конкретные цвета. Но отсюда не [следует,
что подобное] различие и в танматре цвета. Также и танматры
вкуса воспринимаются только через посредство [конкретных] вкусов. При
этом воспринимаются острый, горький, вяжущий, щелочной, сладкий, кислый,
соленый и прочие конкретные вкусы. Но отсюда не [следует, что подобное]
различие и в танматре вкуса. Наконец, танматры запаха воспринимаются
только через посредство [конкретных] запахов. При этом воспринимаются
два различных запаха — благовонный и неблаговонный. Но отсюда не [следует,
что подобное] различие и в танматре запаха. Так рассмотрены 5 танматр.
Теперь, синонимы [слова “танматры” следующие:] “танматры”, “недифференцированные”,
“породители материальных элементов”, “невкушаемые”, “атомы”, “лишенные
спокойствия, устранения, омрачения”8.
Так были разъяснены 8
модифицируемых [начал], обозначаемые как Непроявленное, Интеллект, Эготизм,
танматры. Но почему они модифицируемые7
Потому что производят [другие начала].
(2) Каковы же теперь 16
модификаций^
Ответ: 11 индрий и 5 материальных
элементов — вот 16 модификаций.
Теперь объяснение относительно
индрий. Ухо, кожа, глаза, язык, нос — таковы 5 индрий восприятия. Ухо
“берет” свой объект — звук, кожа — объект осязания, язык — объект вкуса,
нос — объект запаха. Индрий действия — гортань, руки, ноги, органы испражнения
и размножения — осуществляют соответствующие действия. При этом органы
речи производят речь, руки выполняют работу, ноги ходят, орган испражнения
[извергает] экскремент, орган размножения [приносит] наслаждение. Ум,
природа которого двойственна, осуществляет и свои [собственные] функции
— решения и сомнения. Так объяснены 11 индрий. Вот их синонимы: “индрий”,
“инструменты”, “изменяющиеся”, “отверстия”, “определенные”,
“знаки”, “установленные”, “тонкие”, “чувства”.
А что такое 5 материальных
элементов?
Ответ: земля, вода, огонь,
ветер, пространство — вот материальные элементы. Земля помогает другим
четырем [элементам], осуществляя функцию поддержания [всего]; вода помогает
другим четырем, осуществляя функцию соединения; огонь помогает другим
четырем, осуществляя функцию варения; ветер помогает другим четырем,
осуществляя функцию перемещения; пространство помогает другим четырем,
обеспечивая [все] местонахождением.
У земли 5 качеств:звук,
осязаемость, форма, вкус, запах.
У воды 4 качества: звук,
осязаемость, форма, вкус.
У огня 3 качества: звук,
осязаемость, форма.
У ветра 2 качества: звук
и осязаемость.
Пространство обладает
1 качеством — звуком.
Так разъяснены 5 материальных
элементов. Теперь их синонимы: “элементы”, “дифференцированные элементы”,
“модификации”, “формы”, “тонкие”, “протяженные”, “спокойные, волнующие,
омрачающие”.
Таковы 16 модификаций.
(3) Затем [брахман] спросил:
“А что такое Пуруша?”
Ответ: Пуруша —
безначальный, тонкий, вездесущий, сознание, безгунный, вечный, созерцатель,
“вкушающий”, бездействующий, “познающий поле”, незагрязненный, [ничего]
не порождающий.
Далее спросил: “А почему
[он] называется "Пуруша"?” “Пуруша” потому, что древний, потому, что
лежит в “городе” и потому, что подобен главному жрецу9.
Но почему [Пуруша] безначальный?
Потому что у него нет ни начала, ни конца, ни середины. Почему тонкий?
Потому что [у него] нет частей и потому что [он] за пределами [досягаемости]
индрий. Почему вездесущий? Потому что все [для него] доступно и потому
для него нет неба10.
Почему сознание? Потому что испытывает [состояния] счастья, не счастья,
омрачения. Почему безгунный? Потому что в нем отсутствуют и саттва,
и раджас, и тамас. Почему вечный; Потому что у него нет
причины и [он сам ничего] не производит. Почему созерцатель? Потому
что фиксирует изменения Пракрити. Почему “вкушающий”? Потому что вследствие
своей “сознательности” различает счастье и несчастье Почему бездействующий?
Ввиду индифферентности и отсутствия [в нем] гун. Почему “познающий поле”?
Потому что познает гуны посредством “полей”п. Почему незагрязненный?
Потому что у этого Пуруши отсутствуют благие и неблагие действия12.
Почему [ничего] не порождающий? Потому что ничего не порождает, ввиду
отсутствия [в нем] семени — таков смысл. Так объясняется Пуруша по санкхье13.
Вот его синонимы: “Пуруша”, “Атман”, “Муж”, “Имеющий свойства мужа”,
“Изобильный”, “Живая душа”, “Знаток поля”, “Человек”, “Мудрец”, “Брахман”14,
“Неуничтожимый”, “Жизненный ветер”, “Нерожденный”, “Который”, “Кто?”,
“Тот”, “Этот”.
Так разъяснены эти 25
начал [санкхьи]: 8 модифицируемых начал, 16 модификаций и Пуруша.
Знаток 25 начал удовлетворен
на любой стадии жизни, Со сплетенными волосами, бритый или с хохолком,
[он] освободится, в том нет сомнения15
Тогда [брахман] спросил:
“Так Пуруша деятель или недеятель?”
[Ответ]: Если бы Пуруша
был деятелем, то совершал бы [только] благие поступки. Но в мире наблюдаются
три рода действий. Так не утверждается ли, что Пуруша — создатель [трех]
гун?
То, что выражается в добродетели,
удовольствии, воздержании, контроле, правильном суждении, В знании,
могуществе, равнодушии, просветленности — саттвичный образ действия.
Страсть, гнев, алчность, осуждение, чрезмерная жестокость, неудовлетворенность
и Свирепость до изменения облика объявлены раджасичным образом действия.
Небрежность, опьянение, уныние, неверие, привязанность к женщинам, сонливость,
Расслабленность, жестокость, нечистота — вот тамасичный образ действия.
Наблюдая в мире эту триаду
действий, [мы можем считать,] что активность гун установлена, равно
как и бездейственность Пуруши.
В связи с этими происходящими
от Пракрита гунами, По причине раджаса и тамаса и искаженного
видения “Я делаю” — примысливает себя [ко всему] неразумный, Неспособный
[сам] даже согнуть травинку.
“Все это сделано мною”,
“Это — мое” — рассуждая так, по причине [действия начала] примысливания-себя,
неразумный, безумный становится как бы действующим. Как сказано:
Действия производятся
по порядку гунами Пракрита, Атман, ослепленный Эготизмом, думает: “Я
— деятель”. Безначальный и безгунный, неизменный высший Атман, Даже
пребывая в теле, о сын Кунти, не действует и не “вяжется”. Также: Именно
Пракрита всячески осуществляет действия — Кто видит Атмана бездействующим,
тот [действительно] видит.
Спрашивается также: Пуруша
один или [их] много? На это ответ: множественность Пуруши [следует]
из разнообразия в [распределенности] счастья, несчастья и омрачения,
смешения и чистоты, “остроты” [чувств], рождений, смертей и “инструментария”,
а также из различий миров, стадий жизни и варн. Если бы Пуруша был один,
то при счастье одного все были бы счастливы, при несчастье одного —
несчастны, при “остроте” чувств у одного они у всех были бы “острыми”,
при рождении одного рождались бы все, а со смертью одного все умирали
бы. Но такого нет, следовательно, множественность Пуруши установлена.
Также ввиду разнообразия в форме, происхождении, судьбе, образе жизни,
общении, теле.
Так учители санкхьи начиная
с Капилы, Асури, Панча-Щикхи и Патанджали7
характеризуют множественность Пуруши. А учители веданты, начиная с Харихары,
Хирань-ягарбхи, Вьясы, характеризуют Атмана как единого.
Почему же? В этой связи
[они] приводят [следующие стихи]:
Пуруша поистине все это
— что было и что будет,
Господин бессмертия —
то, что возвышается над всем.
То Агни, то Адитья, то
Вайю, то Чандрамас,
То Шукла, то Брахман,
то воды, то Праджапати,
То истина и напиток бессмертия,
то освобождение, путь,
То непреходящее, то блеск
Савитара,
То, выше чего, высшего,
нет ничего18.
То, моложе и старше чего
ничего нет, пребывает, прочное как дерево, в небе единое. Этим Пурушей
заполнено все:
Имеющий везде руки, ноги,
везде глаза, головы, лица, Везде уши, пребывает в мире, охватив все.
Принимая видимость всех индрий и свойств, будучи лишен их, Владыка и
господин всего, великое прибежище всего, Всецелое [единство] всех начал,
Атман всего, источник всего, То, во что все “растворяется”, — его мудрые
знают как Брахму. Один ведь Атман живых существ в многообразных
телах, Подобно тому как одна луна представляется
множественной в воде.
Ведь он во всех существах
— недвижимых и подвижных - „Живет один, великий Атман, которым все это
“распространено”.
Это один Атман [всех]
миров, единым создано многообразие. 1[Иные] говорят о различии в Атмане
— в связи со знанием и т. п. Но в брахмане, черве, насекомом, неприкасаемом,
собаке, слоне, В скоте, корове, моските одно и то же видят знающие.
Подобно тому как одна нитка проходит через золото, но также через жемчуг,
камни, коралл, глиняные бусы или серебро, Так и в коровах, людях, слонах,
диких зверях и прочем Распознается один вездесущий Атман, “распределенный”
везде. (4) Затем [брахман] спросил: “А что такое триада гун?”
Ответ: Триада гун —
это саттва, раджас и тамас, три гуны. Саттва, [проявляющаяся] в бесчисленных
явлениях и характеризуемая как спокойствие, легкость, чистота, соединение,
удовольствие, удовлетворенность, терпение, довольство и т. д., кратко
выражается в счастье. Раджас, [проявляющийся] в бесчисленном и характеризуемый
как печаль, расстройство, потливость, паралич, волнение, гнев, самомнение
и т. п., кратко выражается в несчастье. Тамас, [проявляющийся] в бесчисленном
и характеризуемый как сокрытие, “завертывание”, страх, униженность,
тяжесть, сонливость, расслабленность, небрежность и т. п., кратко заключается
в омрачении. Так объяснена триада гун.
Саттву следует знать как
освещающую, раджас — как побудителя, тамас как непроницаемого — вот
что называется триадой гун.
(5—6). Затем [брахман]
спросил: “А что такое "развертывание" и "свертывание"?”
Ответ: “Развертывание”
— это возникновение, “свертывание” — это абсорбация. Возникновение
при этом (осуществляется следующим образом): из рассмотренного выше
Непроявленного, управляемого иным [по отношению к нему] и вездесущим
Пурушей, возникает Интеллект, имеющий 8 свойств. Из Интеллекта — Эготизм,
который трех видов:
“Изменяющий”, “Пламенный”,
“Первоэлемент”. Из Эготизма “Изменяющегося” - индрий, из “Первоэлемента”
- танматры, из “Пламенного” - и то и другое. Из танматр, [в свою очередь],
- элементы. Таково “развертывание”. “Свертывание” же [происходит], когда
материальные элементы “рас-, творяются” в танматрах, танматры
и индрий - в Эготизме, Эготизм - в Интеллекте, Интеллект - в Непроявленном.
Непроявленное же не “растворяется” ни в чем. Почему? Потому что [оно]
ничем не произведено. И Пракрита и Пурушу знай как вечные. Так объяснено
“растворение”.
(7) Затем [брахман] спросил:
“А что относится к внутреннему, внешнему и к божеству?” Интеллект относится
к внутреннему, постигаемое - к внешнему, Брахма - к божеству.
Эготизм относится к внутреннему, мыслимое - к внешнему, Рудра -
к божеству19. Ум относится
к внутреннему, “конструируемое” - к внешнему, Чандрамас - к божеству.
Слух относится к внутреннему, слышимое — к внешнему, Пространство —
к божеству. Осязание относится к внутреннему, осязаемое — к внешнему,
Ветер — к божеству. Зрение относится к внутреннему, зримое — к внешнему,
Солнце — к божеству. Вкус относится к внутреннему, ощущение вкуса —
к внешнему, Варуна — к божеству. Обоняние относится к внутреннему, обоняемое
— к внешнему, Земля — к божеству. Речь относится к внутреннему, произносимое
— к внешнему, Агни — к божеству. Руки относятся к внутреннему, работа
— к внешнему, Индра — к божеству. Ноги относятся к внутреннему,
хождение — к внешнему, Вишну — к божеству. Испражнение относится к внутреннему,
испражняемое — к внешнему, Митра — к божеству. Орган наслаждения относится
к внутреннему, наслаждение — к внешнему, Праджапати — к божеству. Таковы
внутренний, внешний и божественный аспекты 13 [компонентов] “инструмента
Тот, кто правильно познает
мировые начала, природу гун и соответствующие божества, Освобождается
от пороков, заблуждений и привязанностей и “вкушает” гуны, не
связываясь ими.
(8) А каковы теперь 5
функций интеллекта! Ответ: решение, примысливание-себя, воление,
[чувственная] активность и деятельность. Функция интеллекта, называемая
решение, — это установка: “Я должен это сделать”. Функция интеллекта,
называемая примысливание-себя или эготизм, — это установка на постижение
природы Атмана и высшего Атмана. Функция интеллекта, называемая воление,
— это желание и конструирование идей. Функция интеллекта, называемая
активность индрий восприятия, — это отражение таких объектов, как звук,
посредством таких индрий, как слух. А та функция интеллекта, которая
характеризуется через [активность] таких индрий действия, как речь,
— это деятельность. Так объяснены 5 функций интеллекта.
(9) Каковы же, далее,
5 источников действия?
Ответ: решимость, вера,
стремление к счастью, отсутствие желания познания и желание познания.
Когда кто-то, решившись на действия, осуществляет цель,
Преданный ей и постоянный,
это признак решимости. Изучение Веды, безбрачие, жертвоприношения, 4й?
поощрение к ним [других], аскеза,
Щедрость, принятие даров,
возлияние сомы — признаки веры.
Когда служат призыванию
богов, предписанному и аскезе,
В постоянной готовности
к искупительным жертвам, это называют стремлением к счастью.
Отсутствие желания познания
— причина [действий], завершающихся [вкушением] “сладости” объектов,
чувств. Желание же познания есть источник мудрости созерцающих.
Единство, различность,
вечность, также бессознательность,
Тонкость, пред существование
следствия, “устойчивость” следует знать [как предметы] желания познания..
Желание познания — та
функция Пракрита, благодаря которой осуществляется прекращение [действенности]
причинно-следственных [связей]. Устойчивость, вера, стремление к счастью,
отсутствие желания познания — четыре [установки сознания, ведущие] к
закабалению, и одно [только] желание познания [ведет] к освобождению21.
Так объяснены эти 5 источников действия. (10) Затем [брахман] спросил:
“А что такое 5 пран?” Ответ: прана, апана, самана, удана и вьяна — вот
5 пран в теле тех, кто воплощается. При этом прана, обозначаемая
как прана, “управляется” ртом и носом и называется так потому, что [производит]
вдох и выдох. Прана, обозначаемая как апана, “управляется” пупом и называется
“апана” потому, что уносит [жизненные силы] и идет вниз. Прана, обозначаемая
как самана, “управляется” сердцем и называется “самана” потому, что
равномерно направляет и объединяет [жизненные силы]. Прана, обозначаемая
как удана, “управляется” горлом и называется “удана” потому, что идет
вверх, Прана, обозначаемая как вьяна, “управляется” суставами. Она называется
“вьяна” потому, что разносит и распространяет [жизненные силы повсюду].
Так объяснены 5 пран22.
(11) Затем [брахман] спросил:
“А что такое 5 сущностей действия7”
Ответ: это такие [аспекты
эготизма как] “изменяющийся”, “пламенный”, “первоэлемент”, “связанный
с логическим выводом” и “не связанный с логическим выводом”. При этом
“изменяющийся” осуществляет благие дела, “пламенный” -~ неблагие, “первоэлемент”
— “омраченные”, “связанный с логическим выводом” — благие, но неразумные,
“не связанный с логическим выводом” — неблагие и неразумные. Так объяснены
5 сущностей действия.
(12) Затем [брахман] спросил:
“А что такое "пятичленное" незнание?”
'Ответ: “темнота”, “омрачение”,
“великое омрачение”, “мрак”, “кромешный мрак”. При этом “темноты” и
“омра-чения” по 8 разновидностей, “великого омрачения” — 10, “мрака”
и “кромешного мрака” — по 18.
[Незнание], называемое
“темнота” — иллюзорное представление о 8 модифицируемых [началах], —
Пракрити, Интеллект, Эготизм и пять танматр, — которые [на деле] не
имеют природы Атмана, как об Атмане. Называемое “омрачением” — это то
иллюзорное представление, которое возникает в связи с достижением таких
совершенств, как [обретение] атомарного размера и т. д. Называемое “великим
омра-чением” — это когда возникает мысль: “Я освобожден”
— при функционировании 10 объектов, звука и т. п.23,
видимого и невидимого мира. Называемое “мраком” — это страдание, которое
возникает вследствие непреодолимой ненависти к 8 совершенствам начиная
с [обретения] атомарного размера и 10 видами обретенных объектов. Так
объяснено “пятичленное” незнание24.
(13) Затем [брахман] спросил:
“А что такое 28 неспособностей?”
"У Ответ: 28 неспособностей
составляют 11 дефектов индрий с 17 дефектами интеллекта. При этом дефекты
индрий обозначаются [как дефект] слуха — глухота, вкуса — нечувствительность,
осязания — проказа, зрения — неразличение форм, обоняния — невосприятие
запаха, речи — немота, рук — паралич, ног — хромота, органа испражнения
— запор, органа размножения — импотентность, ума — безумие. Таковы дефекты
индрий.
17 дефектов интеллекта
— противоположности удовлетворенности и достижения. Противоположности
удовлетворенности следующие.
Предположение, что Прадхана
не существует — [дефект, именуемый] “бесконечный”. Также [убежденность:
“Это] — я” при познании Атмана — “растворение в тамасе”. Неразличение
Эготизма [как начала] — “незнание”. [Предположение], что не существует
танматр как причины элементов — “не-дождь”. Активность в приобретении
объектов — “не благополучно переводящая”. Активность же в охране [приобретенного]
— “не благополучно переправляющая”. Стремление к объектам, когда не
замечается [их] преходящий [характер] — “не благополучно ведущее”. Привязанность
к [их] “вкушению” — асумаричика25.
“Вкушение” [объектов], когда не замечается неизбежный [при этом] порок
убийства — “всепревосходная вода”. Так объяснены 9 видов неудовлетворенности
как противоположности удовлетворенности.
Теперь противоположности
достижений, называемые 8 не-достижениями. Когда множественность [всех
начал представляется] единством проявления лишь материальных элементов,
это [не-достижение] называется “не-переправля-ющее”. Когда при слышании
только [наставника, без размышления] понимается противоположное [смыслу
наставления], это “не благополучно переправляющее”. Когда даже у прилежного
к слушанию и изучению по причине тупости или испорченности ложными учениями
не [происходит] усвоение 25 начал, то это незнание “совершенно не-переводящее”.
У Другого, который даже и отягощен страданием-от-себя, но из-за отсутствия
беспокойства по поводу трансмиграции не стремится к знанию, наблюдается
незнание, [именуемое] “беспечность”. Аналогично два следующих [вида
не-достижения] надо рассматривать как “не-радость” и “не-удача”. Незнание
же того, кто, будучи даже обучен другом, не располагает ре-нпггельностью
ума — параспарамасампа26.
Когда же у несча-i стного знание не достигается по причине неудовлетворительного
наставления или презрения [со стороны] учителя, это незнание — “не радующее”.
Так объяснены 8 видов не-достижений как противоположности достижений,
и, таким образом, закончено со [всеми] 28 видами неспособностей.
(14) Затем [брахман] спросил:
“А что такое 9 видов удовлетворенности''”
Ответ: удовлетворенность
того, кто, почитая Пракрита высшим началом [вместо Атмана], становится
Безразличным, называется “ученая” или, [по-иному], “вода”. Другой удовлетворен,
рассматривая Интеллект как высшее начало — его удовлетворенность называется
“поток”. Третий полностью удовлетворен, почитая Эготизм высшим началом
— его удовлетворенность называется “течение”. Четвертый удовлетворен,
решив, что танматры — как невоспринимаемые — высшее начало, его удовлетворенность
называется “дождь”. Таким образом, всего 4 [вида] внутренней удовлетворенности.
В четырех [этих видах] удовлетворенности отсутствует освобождение —
ввиду отсутствия [здесь] истинного знания. Внешних [видов, которые реализуются]
в устраненноеот объектов при наблюдении пороков в приобретении объектов,
[их] защите, убыли, привязанности и нанесении вреда [живым существам]
всего пять. Удовлетворенный уже тем, что он замечает пороки приобретения
объектов, даже встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием
истинного знания — эта пятая удовлетворенность называется “хорошо переводящая”.
Другой, удовлетворенный тем, что замечает пороки защиты объектов, даже
встав на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного
знания — эта шестая удовлетворенность называется “хорошо переправляющая”.
Иной, удовлетворенный уже тем, что замечает пороки “вкушения” объектов,
даже встав на путь подвижничества,
не освободится за отсутствием истинного знания — эта седьмая удовлетворенность
называется “хорошо направляющая”. Иной, удовлетворенный уже тем, что
замечает пороки привязанности к объектам, даже встав на путь подвижничества,
не освободится за отсутствием истинного
знания — это восьмая удовлетворенность называется сумаричика27.
Иной, удовлетворенный уже тем, что отстраняется от [деятельности в мире],
наблюдая, как ради приобретения наносят вред живым существам, даже встав
на путь подвижничества, не освободится за отсутствием истинного знания
— эта девятая удовлетворенность называется “превосходнейшая вода”. Так
объяснены 9 [разновидностей] удовлетворенности.
(15) Затем [брахман] спросил:
“А что такое 8 достижений?”
Ответ: когда благодаря
размышлению возникает знание о мировых началах, диспозициях сознания
и материальных элементах, то это первое достижение именуется “переводящее”.
Когда лишь благодаря слушанию [наставления] возникает знание мировых
начал, диспозиций сознания и материальных элементов, то это второе достижение
именуется “хорошо переправляющее”. Когда благодаря [собственному] изучению
возникает знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов,
то это третье достижение именуется “выводящее”. Когда знание мировых
начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает через
устранение страдания-от-себя, то это четвертое достижение именуется
“услада”. Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных
элементов возникает через устранение страдания, [происходящего] от живых
существ, то это пятое достижение именуется “удовольствие”. Когда знание
мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов возникает
через устранение страдания от божеств, то это шестое достижение именуется
“наслаждение”. Когда знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных
элементов возникает через длительное общение с друзьями, это седьмое
достижение именуется “радующее”. Когда благодаря почитанию [учителя]
возникает знание мировых начал, диспозиций сознания и материальных элементов,
то это восьмое достижение называется “блаженное”. Так объяснены 8 достижений.
(16) Тогда [брахман] спросил:
“А каковы 10 основных предметов учения?”
Ответ:
Существование, единичность,
объективность, предназначенность-для-другого, инаковость, бездеятельность,
Соединение, разъединение, множественность
Пуруши, особое функционирование — устойчивость тела28.
Таковы 10 основных предметов
учения [санкхьи].
Существование Пуруши устанавливается
в [“Санкхья-карике” 17]: “Ввиду предназначенности составного для другого...”
Существование Прадханы — в двух стихах [“Санкхья-карики” 15—16]: “Ввиду
“намеренности” отдельных...” и “Причина есть Непроявленное...” Единичность
[Прадханы] — в [“Санкхья-карике” 10]: “То, что имеет причину...” Объективность
[Прадханы и ее манифестаций] — в [“Санкхья-карике” 12]: “Имеющие природу
приятно-неприятного-оцепенения...” Предназначенность [Прадханы и ее
манифестаций] для другого — в [“Санкхья-карике” 60]: “Разнообразными
средствами услуживая...” Инаковость [Пуруши] — в [“Санкхья-карике” 11]:
“Трехгунное, неотличное, объект...” Бездеятельность [Пуруши] — в [“Санкхья-карике”
19]: “И ввиду той противоположности...” Соединение [Прадханы и Пуруши]
— в [“Санкхья-карике” 21]: “Ради видения Прадханы и изоляции Пуруши...”
Разъединение [их] — в [“Санкхья-карике” 68]: “Когда отделяется тело
и, ввиду того что цель достигнута...” Множественность Пуруши — в [“Санкхья-карике”
18]: “Ввиду распределенности рождений, смертей и "инструментария"...”
Особое функционирование [тела] устанавливается в [“Санкхья-карике” б7):
“...подобно вращающемуся колесу”. Так объяснены 10 основных предметов
учения [санкхьи]. Эти 10 и 40 ранее рассмотренных [разновидностей миропроявления]
интеллекта, составляющие [вместе] 60 предметов учения, [образуют] “Шаштитантру”.
(17) Затем [брахман] спросил:
“А что такое "благосклонное" миропроявление”?
Ответ: “Благосклонное”
миропроявление — возникновение внешних [объектов] из пяти танматр.
Брахма, увидев те [чувства], происходящие от мысли, возникшими без “вместилища”,
создал из этих танматр “благосклонное” миропроявление.
(18) Затем [брахман] спросил:
“А что такое 14 видов живых существ?”
Ответ: 8 видов божеств
~ пищачи, ракшасы, якши, гандхарвы, [а также роды] Индры, Праджапати
и Брахмы31, б видов животных
— скот, птицы, звери, пресмыкающиеся, неподвижные объекты. Скот — это
[все], начиная с коровы и кончая мышью, птицы — это [все], начиная с
Гаруды и кончая комаром, звери — это [все], начиная с льва и кончая
шакалом, пресмыкающиеся — это [все], начиная с Шеши и кончая червем,
неподвижные объекты — это [все], начина-с горы и кончая травинкой. 1
вид человека начинается браманами и завершается чандалами:
Божественное [миропроявление]
8 видов, животное — 5 видов.
Человеческое — 1 вида.
Таково, кратко, миропроявлени материальных элементов3'
(19) В связи с теми тремя
миропроявлениями, что был [сейчас] кратко изложены, [брахман] спросил:
“А что такс 3 вида миропроявления элементов?”
Ответ: тонкие [тела],
рожденные от матери и отца, образованы из элементов. Индрии восприятия,
пять пран, инте. лект и ум составляют тонкое — тонкие тела, таков смыс.
Рожденные от матери и отца — “шестислойные”. При это от матери волосы,
кровь и плоть, от отца — жилы, костный и спинной
мозг, таков шестеричный агрегат [обычного теле Образованные из элементов
— это пять материальных элементов; в последние включаются [также] горшки
и прочие [предметы]. Так объяснены 3 вида миропроявления элементов и
“завершен” круг сансары.
(20) Затем (брахман)
спросил: “А что такое 3 вида
закабаления?”
Ответ: это закабаление
“природное”, “модифицированое” и “от пожертвования”. При этом “природное”
закабаление — это “погружение” в Пракрита тех, что представ./ ют себе
8 модифицируемых [начал] высшим [Атмано” “Модифицированное” закабаление
у тех, кто [хотя] и ст на путь подвижничества, [остаются] “мирскими”,
порабощены модификациями — индриями, привязаны к объекта начиная со
звука, не победили индрий и не достигли знаю Закабаление “от пожертвований”
у тех учеников, домохозяев, отшельников и аскетов, которые приносят
дары [жрецам], побуждаемые заблуждением и чей ум поврежден вожделением
и омрачением. Так объяснены три вида закабаления. Сказано ведь:
Это закабаление “природным”,
также “модифицированным". И, в-третьих, [закабалением] “от пожертвований”
назван”
(21) Тогда [брахман] спросил:
“А что такое 3 вида освобождения?”
Ответ: от приращения знания,
от успокоения индрий и страстей и от исчерпания всего. От приращения
знания, от успокоения индрий и страстей бывает исчерпание [последствий]
заслуги и не-заслуги, а от исчерпания [последствий] заслуги и не-заслуги
— изоляция. Сказано ведь:
Первое освобождение —
через знание, второе — от исчерпания страстей,
Третье же — от исчерпания
всего, — так объяснены признаки освобождения.
(22) Что такое 3 вида
источников знания?
Ответ: восприятие, логический
вывод и слово авторитета. Таков трехвидовый источник знания. Теперь
объясняется восприятие. Восприятие — это обнаружение пяти объектов индрий
перед индриями. Логический вывод — это знание, возникающее при наблюдении
выводного знака. Так, при восхождении облаков заключают о [будущем]
дожде, [при виде] стаи цапель — о [близости] воды, по дыму — об огне.
Вот что такое логический вывод. Предмет, который не устанавливается
ни через восприятие, ни через логический вывод, устанавливается через
слово авторитета. Например, [такие факты, как] “Индра — царь “богов”,
“Живут северные куру”, “Имеется золотая [гора] Меру”, “На небе нимфы”4.
Эти предметы — Индра и прочие — не устанавливаются ни через восприятие,
ни через логический вывод, [и только] Васиштха и другие риши сообщают,
что есть Индра и т. д. Предание также есть [источник истинного знания]:
Кто прилежен в своем деле,
лишен вожделения и ненависти, Наделен знанием и добрым поведением, известен
как
авторитет . Так сказано
об этом трехвидовом источнике знания.
Теперь спрашивается, что,
[собственно,] устанавливается посредством этого трехвидового источника
знания? Ответ:
подобно тому как в мире
[все] вещи измеряются [своими] мерами — зерно прастхами, сандал весовыми
мерами и т. д., так и начала мира,
диспозиции сознания и материальные элементы “измеряются” [источниками
знания].
(23) Порабощенный тремя
страданиями брахман пришел искать прибежища у великого риши Капилы.
Спрашивается тогда, что такое 3 вида страданий?
Ответ: от себя, от живых
существ и от небесных. При этом [страдание] от себя двойственное — телесное
и умственное. Локализующееся в теле — телесное, локализующееся в уме
— умственное. Телесным называется то, которое возникает в результате
неравномерности ветров, желчи и флегмы в виде лихорадки, дизентерии,
холеры, обморока и т. д. Желание, гнев, алчность, омрачение, безумие,
зависть и т. д., а также разъединение с желанным и т. д. — [страдание]
умственное. [Страдание] от живых существ — [страдание, обусловленное]
живыми существами. Это страдание от людей, скота, зверей, пресмыкающихся
и неподвижных объектов. [Страдание] от небесных существ исходит от небесных
существ. То страдание, которое обусловливается холодом, жарой, ветром,
ливнем, громом и т. д., есть [страдание] от небесных существ. У брахмана,
отягощенного этими тремя видами страдания, возникло желание познания.
Желание познания — желание познавать, подобно тому как желание утоления
жажды [означает] желание у жаждущего пить воду36.
Таково высшее знание в кратком изложении. Познав то, что [здесь изложено],
избегают следующего рождения.
Это [то] учение великодушного
великого риши Капилы, Узнав которое брахман [достиг] блага и осуществления
всего.
Этот “Свет постепенного
[озарения]” изложен в [соответствии с] последовательностью сутр санкхьи,
И надо знать, что здесь три сотни стихов размером ануштубх37.
Здесь завершается комментарий
к сутрам [санкхьи], именуемый “Шри-таттва-самаса”.
Перевод и подготовка
В.К. Шохин
По изданию "Сутры философии
Санкхьи" - "Ладомир"
М., 1997