Классические тексты - "Санкхья - карика"


"Йога-сутра" Патанджали

Упанишады

Бхагавад-Гита



Санкхья


Таттва-самаса-крама-дипика

САНКХЬЯ-ЙОГА

Фрагмент из "Санкхья-карики" Ишваракришны позволяет дать некоторое представление об онтологической схеме санкхьяиков. Ишваракришна, живший в V в., считается автором первого канонического текста данной даршаны. На основе семидесятистишья "Санкхья-карика" возникла богатейшая коментаторская литература, офoрмившая философию классической санкхьи. Первод с санскрита В.К.Шохина. Карики 9-12 даны не сплошным переводом, а с приложением соответствующих истолкований комментаторов - Гаудапады (Г) и Вачаспати Мишры (В), что позволяет представить классическую санкхью в исторической динамике.

"Санкхья-карика"

Ввиду непроиэводимости не-сущего, подборки материала, невозникновения всего [из всего], возможности произвести [только] возможное, [наличия] бытия причины [у следствия] следствие [пред] существует (9).

(Г) Так что, эти следствия начиная с Великого существуют [уже] в Пракрити или нет? Это сомнение - из-за расхождения школ. Ведь согласно системе санкхьи следствие существует [уже в причине], тогда как согласно буддистам и прочим не существует. Если существует, то не может быть несуществующим, а если не существует, не может быть существующим. Такова альтернатива. На это сказано: "Ввиду непроиэводимости не-сущего и т.д.".

Ввиду непроизводимости не-сущего: не-сущее - то, что не существует; [поскольку] несуществующее не производится, следствие существует [уже в причине]. В этом мире нет [случая], чтобы производилось несуществующее, как, например, сезамовое масло из песка. А потому, ввиду того что производится [только ранее] существовавшее, проявленное [еще] до своей реализации [должно присутствовать] в Прадхане. Отсюда следствие существует [в причине].

Далее, ввиду подборки материала: материал - причина, ввиду его подборки [следствие предсуществует]. [Когда] в этом мире кто-то хочет что-то получить, то подбирает соответствующий материал: желающий творога - молоко, не воду. Отсюда следствие существует [в причине].

Также ввиду невозникновения всего [из всего]: все из всего не возникает, например, золото из серебра, травы, пыли или песка. Потому, ввиду того что все не возникает из всего, следствие существует [в причине].

Также ввиду возможности произвести [только] возможное. В этом мире способный производить - горшечник или соответствующие средства, такие как глина, колесо, тряпки и. т. д., производят только существующее - горшок из глины. Отсюда следствие существует в причине.

Также ввиду [наличия] бытия причины [у следствия] следствие [пред]существует. Чем характеризуется причина, тем - и следствие, как ячмень, [что] от ячменя, или рис, [что] от риса. Если бы следствие не существовало [в причине], то рис [можно было бы получить] от кодрав. Но так не бывает. Отсюда следствие существует [в причине].

Так, по [этим] пяти причинам "мигрирующие" Великий и прочие [начала] существуют [уже] в Прадхане. Потому может возникнуть [только уже] сущее, не не-сущее.

(В) Из следствия можно заключить только о [существовании] причины, [еще не об их соотношении]. И здесь расхождение школ. Иные говорят: "Сущее возникает из не-сущего", другие:

"Из единого Сущего порождение следствий - видимость, не реальность", третьи: "Не-сущее возникает из сущего", а старцы [санкхьи]: "Сущее возникает из сущего".

Первые три точки зрения не позволяют принять Прадхану. Однако мир, состоящий из звука и прочих [объектов чувств], которые по своей природе трансформируются и различаются [способностью вызывать] удовольствие, страдание и апатию, [заставляет признать, что] причина - Прадхана, то, что имеет природу саттвы, раджаса и тамаса. Но если сущее возникает из не-сущего, то как [его] причина, описываемая, [как у буддистов, в терминах] несуществования, могла бы содержать [качества] звука и т.д. или формы удовольствия и т.д. ввиду невозможности единства сущего и не-сущего? Если миропроявление в виде звука и т.д. лишь видимость единого сущего, [как у ведантистов], тогда снова не получится возникновения сущего из сущего. Ведь "недвойственное" не содержит в себе возможности миропроявления, и [само] представление о [возможности] миропроявления того, что не проявлено, [будет] не чем иным, как Брахманом-познанием. Что же касается тех последователей Канабхакши и Акшачараны, [у которых] из сущей причины возникает не-сущее, то и у них ввиду невозможности единства сущего и не-сущего причина не имеет природы следствия, а значит, и по их системе нельзя обосновать Прадхану [как причину мира]. Потому в целях обоснования Прадханы [составитель карик]

прежде всего выдвигает тезис о существовании следствия (в причине): "Ввиду непроизводимости не-сущего и т.д.".

Следствие [пред]существует - [еще] до действия причины. И это не выяснение [уже и так] ясного, [как] возражают [нам] найяики. Хотя ростки, горшки и т.д. наблюдаются возникшими сразу после гибели семени, глины и т.д., все же причинность [принадлежит] не тому, что погибает, [как считают буддисты], но сущему в виде таких составных частей, как семена и т.д. Если же сущее возникает из несущего, то, ввиду того что [последнее] "легкодоступно", неизбежен вывод о возникновении следствия из чего угодно. Это мы уже излагали в "Ньяя-варттика-татпарь-ятике" Поскольку же восприятие мира не может быть определено и в качестве иллюзорного, [как полагают ведантисты], ибо нет препятствия [считать его реальным], остается только система Канабхакши и Акшачараны. В связи с ней и утверждается: следствие [пред]существует.

Теперь указывается основание [этого] вывода: ввиду непроизводимости не-сущего. Если бы следствие было не-сущим до действия причины, его существование было бы неосуществимым, ведь И тысячи умельцев не сделают синее желтым. Если возразить: "У горшка могут быть два качества - существование и несуществование", то ведь при отсутствии носителя качеств у него не будет [и самих] качеств, потому у него может быть [качеством] только Существование, но не не-существование. Каким образом горшок может быть не-сущим посредством несуществования, [которое с ним] и не связано и не составляет его бытия? Потому следствие [должно быть] сущим и до действия причины, как и после него. Потому остается только реализация его, [уже] сущего, через действие. Реализация сущего наблюдаема [везде], как в случае с сезамовым маслом, когда давят сезам, с рисом, когда бьют рис, молоком, когда доят корову. Но того, чтобы производилось не-сущее, нет. И в самом деле, нигде не видели, чтобы несущее реализовалось или возникло [из небьггия].

И отсюда еще следствие существует и до действия причины: ввиду подборки материала. Материал - причины, их подборка - связь со следствием. Значит, [следствие предсуществует] ввиду его связи с материалом. Это означает, что причина может произвести следствие, будучи связана с последним, связи же с несущим следствием не бывает, потому [следствие должно пред ] существовать.

(Оппонент). Пусть так. Но почему причины не могут произвести следствие и не связанное (с ними)? Тогда могло бы возникнуть (следствие) и не-сущее (до действия причины).

Ответ: ввиду невозникновения всего [из всего]. При возможности порождения [следствия], не связанного [с причинами], все порожденные следствия - благодаря "безразличию" бессвязности возникли бы из всего. Но такого нет. Потому только связанное [с чем-то] порождается тем, с чем оно связано. Говорили старцы санкхьи:

При несуществовании [следствия у него] нет связи с причинами, "привязанными" к существованию Желающий возникновения несвязанного не найдет порядка.

[Оппонент]. Пусть так. Но даже если [следствие и] не связано [со своей причиной], последняя произведет именно то, на что способна. Способность же познается из наблюдения над следствием. И тогда не будет беспорядка.

Ответ: ввиду возможности произвести [только] возможное. Эта способность, пребывающая в "способной" причине, распространяется на все или только на возможное? Если на все, то [ваш] порядок [снова] будет беспорядком. Если на возможное, объясните, как [сказанное распространяется] на то возможное, которое не-сущее? Если вы возразите: "Особая способность [сама] будет такой, от которой [будет произведено] определенное [следствие], а не любое", то мы спросим: "Хорошо, господин, [но сама] особая способность [эта] будет связана со следствием или нет?" Если будет, то не будет связи [сущего] с не-сущим, а значит, следствие [снова должно быть] сущим [до своей реализации], а если не будет, [то вновь возникает] тот же беспорядок. Потому правильно было

сказано, [что следствие предсуществует] ввиду возможности производить [только] возможное [быть произведенным].

И отсюда еще следствие [пред]существует: ввиду [наличия] бытия причины [у следствия], т.е. ввиду того, что следствие сострит из того же, что и причина. Ведь следствие не отлично от причины, а причина - сущее, как же тогда следствие, от нее не отличное, будет не-сущим? Аргументы же, обосновывающие неот-личность [следствия] от причины, следующие.

1) Ткань от ниток не отличается,

ввиду того что [является] состоянием ниток; что в этом мире отличается от чего-то [другого], не является состоянием последнего, как [в случае] с коровой и лошадью;

но ткань-состояние ниток; следовательно, (она) не есть нечто, (от них) отличное.

2) Ткань и нитки не суть разные вещи; ввиду того что [между ними] отношение "включаемого" и "включающего";

при наличии между вещами различия между ними нет отношения "включающего" и "включаемого", как в случае с горшком и тканью; но между нитками и тканью отношение "включающего" и "включаемого";

следовательно, [они] не суть разные вещи.

3) И отсюда еще нет различности между нитками и тканью;

ввиду отсутствия [между ними] контакта и промежутка;

при различности же вещей наблюдается контакт, как в случае с блюдом и бадарой, или промежуток, как в случае с Гималаями и Виндхьями;

здесь же нет ни контакта, ни промежутка, следовательно, нет различности;

4) И отсюда еще ткань не отлична от ниток,

ввиду того что не наблюдается различие в весе; когда в этом мире что-то от чего-то отличается, наблюдается различие в весе: как вес

украшения в две палы превышает вес украшения в одну палу; но вес ткани не отличается от веса ниток; следовательно, ткань [от ниток] не отлична.

Все эти обоснования отсутствия отличия [следствия от причины] "отрицательные".

По установлении, таким образом, отсутствия различия ткань - это только определенным образом распределенные нитки, а не нечто, от ниток отличное. И соответствующие представления о действии и [его] прекращении, а также различия в словоупотреблении, в практическом назначении и в структуре не могут обосновать абсолютное различие. Ввиду того что у одной и той же [вещи] выявляются и затеняются те или иные аспекты, эти [различия нашей доктрине] не противоречат. Как и члены черепахи, вошедшие в тело черепахи, затеняются, а выходя [из него], обнаруживаются, а не возникают и не гибнут. Равным образом, когда такие различные следствия одних [и тех же] глины и золота [в виде] горшка, короны и т.д. "выходят", обнаруживаются, говорят, что (они) возникают. Но нет возникновения не-сущего или уничтожения сущего. Господин Кришнадвайпаяна сказал: "Неизвестно бытие не-сущего или нe-бытие сущего". Как черепаха не отлична от своих сжимающихся и разжимающихся членов, так и горшки, короны и т.д. не отличны от глины, золота и т.д. Если же придираться к словоупотреблению "ткань в нитках", [то оно] подобно [словоупотреблению] "тилаки в лесу" - так следует считать. Не обусловливает различности и различие по предназначению, ввиду того что можно наблюдать многие предназначения одного и того же, как, например, один и тот же огонь и сжигает и варит. И "распределенность" в предназначении не основание [для констатации] различия в вещах, ввиду наблюдаемости этого различия в соответствии [только] с соединенностью и разъединен-ностью [составных компонентов]. Например, проводники

- дорогах по отдельности указывают дорогу, но не несут паланкина, соединившись же, несут паланкин. Также хотя нитки по отдельности и не одевают, соединившись, - когда в них выявляется бытие ткани, - будут одевать.

(Оппонент). Хорошо, но [само это] проявление ткани до действия причины [уже] сущее или не-сущее? Если не-сущее, то приходим к возникновению не-сущего. Если же сущее, то зачем [тогда и] действие причины? Ведь нельзя видеть смысла в действии причин, если [следствие уже] сущее [и без них]. При допущении же другого проявления [для этого проявления] не избежать регресса в бесконечность. Потому [утверждение, что это] нитки действуют как содержащие в себе проявление ткани, - утверждение пустое. [Ответ]. А теперь, [уже исходя из вашего мнения], что возникает не-сущее, каково [само] это возникновение не-сущего - сущее или не-сущее? Если сущее, то зачем тогда и у вас действие причин? Если же не-сущее, [то требуется] новое возникновение, следовательно, и у вас регресс в бесконечность. Если же вы скажете: "Возникновение - не что иное, как ткань, и как раз и есть [сама] ткань", тогда сказать "Ткань" будет то же, что сказать "Возникновение". А потому, сказав "Ткань", уже можно не говорить "Возникает", иначе будет тавтология. Нельзя будет сказать [о ткани] и "Уничтожается" - ввиду того, что возникновение и уничтожение по отношению к одному и тому же несовместимы.

Потому это возникновение ткани, будь оно [даже, по вашему мнению], присущим своей причине или присущим существованию [как таковому], в любом случае [само] не возникает, но только причины будут задействованы для этой цели. Следовательно, правильно [наше мнение, что] причины нерелевантны по отношению к выявлению сущих [уже] ткани и т.д. И нет связи причин с формой ткани, ввиду того что в этой форме нет действенности, а причины связаны с действием, иначе в них не было бы причинности.

Из этого видно, что учение о следствии как сущем еще до действия причины всесторонне обосновано.

То, что имеет причину, невечно, невездесуще, мобильно, множественно, имеет опору, свертываемо (является выводным знаком), состоит из частей, зависимо - проявленное, противоположное - Непроявленное (10).

(Г) Было сказано, что [проявленное] отлично от Пракрита и сходно с ней. Как это? На это сказано: "То, что имеет причину, и т.д.". То, что имеет причину, и т.д., или проявленное, - следствия начиная с Великого.

То, что имеет причину, - то, у чего есть причина.

Upadana, hetu, кагала, nimitta - это синонимы. У проявленного есть причина - Прадхана, потому [все] проявленное вплоть до материальных элементов имеет причину. Начало Интеллект имеет причину благодаря Прадхане. Эготизм - благодаря Интеллекту, 5 танматр и 11 индрий - благодаря Эготизму, пространство благодаря танматре звука, ветер - благодаря танматре осязаемости, огонь - благодаря танматре формы, вода - благодаря танматре вкуса, земля - благодаря танматре запаха. Так [все] проявленное вплоть до материальных элементов имеет причину.

"Далее, невечно - поскольку возникает из другого, подобно тому как горшок возникает из глины и невечен.

Также невездесуще - не находится везде - таков смысл. Если Прадхана и Пуруша находятся везде, то с проявленным [дело обстоит] по-другому. Далее, мобильно - трансмигрирует во время трансмиграции:

трансмигрирует с тонким телом, которое соединено с 13 "инструментами", потому и мобильно.

Далее, множественно - [включает] Интеллект, Эготизм, 5 танматр, 11 индрий и 5 материальных элементов.

Далее, имеет опору - опирается на свою причину: Интеллект опирается на Прадхану, Эготизм - на Интеллект, 11 индрий и 5 танматр - на Эготизм, 5 материальных элементов - на 5 танматр.

Также свертываемо - подвержено растворению. В период космического растворения 5 материальных элементов растворяются в танмартрах, те вместе с 11 индриями - в Эготизме, тот - в Интеллекте, он же в Прадхане.

Также состоит из частей: части - это звук, осязаемость, вкус, форма, запах, с ними [существует проявленное].

Также зависимо - не властно над собой. Так Интеллект подчинен Прадхане, Эготизм - Интеллекту, танматры и индрии - Эготизму, материальное элементы - танматрам. Так объяснено, как проявленное зависимо, подчинено другому.

Теперь рассмотрим [все сказанное] в связи с Непроявленным: противоположное - Непроявленное: Непроявленное [описывается через характеристики], противоположные тем, что были названы.

О проявленном было сказано как об имеющем причину, но нет того, что было бы выше Непроявленного, следовательно, Прадха-на [ни из чего] не возникает и, значит, не имеет причины. Также проявленное невечно - Непроявленное вечно, так как [ни из чего] не возникает [или] не возникает, подобно элементам, из чего-либо, а потому вечно. Также проявленное невездесуще, а Прадхана вездесуща, ибо присутствует везде. Проявленное мобильно - Непроявленное немобильно - именно из-за того, что вездесуще. Проявленное также множественно - Непроявленное едино, ибо является причиной (Прадхана - единая причина трех миров), а потому единична. Проявленное также имеет опору - Непроявленное не имеет опоры, так как не является следствием, ведь нет того, что было бы выше Прадханы, следствием чего она могла бы быть. Проявленное также свертываемо - Непроявленное несвертываемо, поскольку вечно: Великий и другие [начала] в период космического растворения вливаются друг в друга, с Прад-ханой же этого не происходит, следовательно, она несвертываема Проявленное также состоит из частей - Непроявленное не состоит из частей, ведь нет в Прадхане звука, осязаемости, вкуса, формы и запаха. Проявленное также зависимо - Непроявленное независимо, властно над собою.

(В) Теперь, обосновав [положение] о [пред Существовании следствия, благоприятное для обоснования Прадханы [как причины мира], Ишваракришна говорит, дабы продемонстрировать свойства обосновываемой [здесь] Прадханы, о сходствах и различиях проявленного и Непроявленного, [познание которых] способствует достижению различительного знания: "То, что имеет причину, и т.д".

То, что имеет причину, - проявленное: причина - это основание, его имеющее (есть проявленное). Что же является причиной чего (конкретно), о том будет сказано ниже.

Невечно - гибнущее, в смысле сокрывающееся.

Невездесуще - не охватывающее всех трансформаций. Ведь следствие "пронизано" причиной - не причина следствием. Интеллект и прочие [начала] "не пронизывают" Прадханы, потому [они] и "непронизывающие".

Мобильно - подвижно. Ведь Интеллект и прочие [начала], оставляя одно тело за другим, соединяются с новым - такова их подвижность. Подвижность же тел, земли и т.д. общеизвестна.

Множественно - ввиду распределенное Интеллекта и т.д. [в соотнесении] с Пурушами, тогда как земля и т.д. множественны в соотнесении с телами, горшками и т.д.

Имеет опору - [подразумевается, что] следствия, начиная с Интеллекта, опираются на свои причины. Хотя Интеллект и прочие [начала в конечном счете] неотличны [от своей первопричины], желающий отметить между ними относительное различие [может констатировать здесь] соотношение опирающегося и опоры, как [в случае, когда говорят: "В лесу тилаки"].

[Является] выводным знаком - [подразумевается знаком] Прадханы. Каким образом эти Интеллект и т.д. составляют выводной знак Прадханы, будет сказано ниже. Прадхана же не является выводным знаком самой себя, будучи таковым по отношению к Пуруше - таков смысл.

Состоит из частей - поскольку часть [здесь] - сочленение, член, взаимосоединение, смещение, контакт. Контакт же - это соединение до того разъединенного. То, что существует посредством него, [и есть] состоящее из частей. Как земля и прочие [материальные элементы] соединяются друг с другом, так и все прочее. Но у Прадханы нет контакта с Интеллектом и прочими [началами проявленного], так как [последние] из нее [же и] состоят. Нет контакта также и у саттвы, раджаса и тамаса, ввиду того что они [никогда и] не были разъединены.

Зависимо - [подразумевается] Интеллект и прочие [начала проявленного]. Интеллект, чтобы породить свое следствие Эготизм, нуждается в "наполнении" от Пракрита иначе, будучи "истощен", не сможет его произвести - это установлено. То же самое [имеет место] при произведении следствий у Эготизма и прочих [начал проявленного]. Следовательно, чтобы выполнить свои функции, все [они] нуждаются в "наполнении" от Пракрита. Потому [начала] проявленного являются зависимыми, нуждаются в высшей Пракрита для произведения [своих] следствий.

Противоположное проявленному-Непроявленное. (Оно) не имеет причины, вечно, вездесуще, немобильно (даже если у Непроявленного и имеется деятельность, характеризуемая как самопревращение, это неподвижность); единично, не имеет опоры, не является выводным знаком [чего-либо], не состоит из частей и не зависимо. Трехгунное, неотличное, объект, общее, лишенное сознания, порождающее - проявленное, также Прадхана; противоположное им, [но] также и [сходное] - Пуруша (11).

(Г) Так было сказано о различии проявленного и Непрояв-ленного. [Теперь], говорится о сходстве [между ними]. Об этом сказано: "Трехгунное и т.д.".

Трехгунное-проявленное- это [то], в чем три гуны: саттва, раджас и тамас.

Неотличное-проявленное - [это то], у чего нет отличия. Нельзя сказать: "То - проявленное, а то - гуны", как можно было бы [различить]: "То - корова, а то - лошадь", Что гуны, то проявленное, а что проявленное, то гуны.

Также объект-проявленное - то, что "вкушается", -таков смысл, ввиду того что является объектом для каждого Пуруши.

Также общепроявленное - ввиду того что общее для всех [субъектов] подобно куртизанке.

Лишенное сознания-проявленное - не ощущает радости, страдания и уныния - таков смысл.

Также порождающее-проявленное - так от Интеллекта порождается Эготизм, от него- 5 танматр и 11 индрий, от тан-матр - 5 материальных элементов.

Так сказано о свойствах проявленного вплоть до обладания способностью порождения. С ними сходно [по своим свойствам] и Непроявленное, [ибо] сказано: как проявленное, "также Прадхана". Так, проявленное трехгунно, но трехгунно также и Непроявленное, чьи следствия, начиная с Великого, трехгунны. В этом мире какова природа причины, таковы и следствия, например, ткань из черных ниток также черная. Далее, проявленное не отлично, но и Прадхана также не отлична от гун. Нельзя сказать:

"Одно - гуны, другое-- Прадхана", так как Прадхана не отлична от них. Далее, проявленное - объект, но также и Прадхана, будучи объектом для каждого Пуруши. Далее, проявленное общее, но также и Прадхана, будучи общей для каждого [Пуруши]. Далее, проявленное лишено сознания, но также и Прадхана не ощущает радости, страдания и уныния. Из чего это следует? В этом мире из лишенной сознания глины возникает и лишенный сознания горшок. Наконец, проявленное порождающее, но также и Прадхаиа, поскольку из нее возникает Интеллект. Так объяснено в связи с Прадханой.

Теперь будет объяснено, каким образом противоположное им, [но] также и [сходное] - Пуруша.

Противоположное им - этим проявленному и Непроявлен-ному -Пуруша. Так, и проявленное, и Непроявленное трехгунны - Пуруша негунен. И проявленное, и Непроявленное не отличны [от гун] - Пуруша отличен [от них]. И проявленное, и непроявленное суть объекты - Пуруша не объект. И проявленное, и Непроявленное всеобщие - Пуруша не всеобщий. И проявленное, и Непроявленное лишены сознания - Пуруша наделен сознанием: Пуруша осознает, воспринимает радость, страдание и уныние, а потому есть сознание. И проявленное, и Непроявленное обладают свойством порождения - Пуруша Не обладает свойством порождения, ведь не порождается ничего Пурушей. Потому сказано: "Противоположное им - Пуруша".

Что же касается "[но] также и [сходное] - Пуруша", то когда в предыдущем стихе [объяснялось], что Прадхана не имеет причины и т.д., [сказанное относилось] и к Пуруше, например, когда [говорилось, что] имеющее причину, невечное и т.д. --проявленное, а противоположное тому -- Непроявленное. Так, проявленное имеет причину - Непроявленное не имеет причины, но нет причины и у Пуруши, ввиду того что он [ни из чего] не воз-никает. Проявленное невечно - Прадхана вечна, но вечен и Пуруша. Проявленное невездесуще - Прадхана вездесуща, но вездесущ и Пуруша, ввиду [своего] всеприсутствия. Проявленное мобильно - Непроявленное немобильно, но немобилен и Пуруша, ввиду именнЬ [этого] всеприсутствия. Проявленное множественно - Непроявленное, но единичен и Пуруша. Проявленное имеет опору Непроявленное не имеет опоры, но не имеет опоры и Пуруша. Проявленное свертываемо - Прадхана несвертываема, но несвертываем и Пуруша: ни в чем не растворяется. Проявленное состоит из частей - Непроявленное не состоит из частей, но не состоит из частей и Пуруша, ведь нет в Пуруше таких частей, как звук и т.д. Далее, проявленное зависимо- Непроявленное независимо, независим и Пуруша, [так как] распоряжается собой - таков смысл.

(В) В предыдущем пассаже было сказано о различности проявленного и Непроявленного. Теперь говорится об их (взаимо)сходстве и отличии (от них) Пуруши: "Трехгунное и т.д.".

Трехгунное - то, у чего три свойства: радость, страдание и апатия. Этим отвергается мнение других [философов, согласно которым] радость и т.д. суть свойства Атмана.

Неотличное - как Прадхана не отлична от самой себя, так и Великий и прочие [начала] не отличны от Прадханы, ибо состоят из нее. Или неотличность здесь - "сотрудничество". Ведь ничто по отдельности не достаточно для [осуществления своего] дела, но только совместно [с чем-то другим]. А [чем-то] одним ничего произведено быть не может.

Тем же, кто утверждает, что сознание, и ничто другое, выступает в виде блаженства, апатии, уныния, звука и .т.д. и нет [объекта], отличного [от этого сознания], коего [они] были бы свойствами, [составитель карик] возражает: объект. Объект -это то, что воспринимается как [нечто] внешнее по отношению к сознанию. Отсюда же [оно] и общее, - всеобщее, подобно горшку, воспринимаемое многими Пурушами. Ведь если бы эти [радость и т.д.] были [только]'формами сознания, то ввиду индивидуальности сознании в виде флюктуаций менталитета они также не могли бы быть общими. Ведь сознание [одного индивида] не воспринимается другим ввиду невоспринимаемости чужого интеллекта - это имеется в виду. Только [наша точка зрения позволяет] объяснить, почему многие [мужчины] могут вспоминать взгляд одной кокетки. В противном случае это было бы невозможно - таков смысл.

Лишенное сознания - ведь Прадхана, интеллект и все прочие [начала мира] лишены сознания, [ибо] неверно, что сознание [принадлежит] Интеллекту, как считают "учители погибели".

Порождающее - то, у чего имеется свойство в виде [способности] порождения. Должно было бы стоять prasavadharma, [но используется аффикс -in] в значении [аффикса]-та1, чтобы выразить вечную связь [всех названных начал] с этим свойством. [Обладающее им] никогда не "отклоняется" от сходных и отличных [от себя] превращений таков смысл.

"Также Прадхана" - так сказанное о проявленном применяется к Прадхане. Об отличии [же] Пуруши от того и другого сказано: "Противоположное... Пуруша".

(Возражение). Пусть так. Отсутствие причины, вечность и т.д. объединяют Пурушу с Прадханой, тогда как множественность - с проявленным. Как же тогда сказано: "Противоположное... Пуруша"?

Ответ: "(но) также и (сходное)". Слово "и" в значении "также": хотя отсуствие причины и прочее относятся к сходствам, отсутствие трехгунности и прочее - к отличиям Пуруши от других начал] таков смысл.

Имеющие природу приятного-неприятного-оцепенения, назначение активизации-ограничения взаимодоминирующие, опирающиеся, порождающие, соединяющиеся и сосуществующие (и функционирование во взаимной доминации-юре-порождении-соединении) - гуны (12).

(Г) Это сходство Непроявленного и Пуруши было представлено [уже] в предыдущем стихе. В настоящем стихе: "Трехгунно, пличное и т.д." объясняется сходство проявленного и Прадханы отличие [от них] Пуруши.

Как было сказано, проявленное и Непроявленное - трех-гнны. Каковы же те гуны? С целью раскрытия их природы сказано: "Имеющие природу приятного..."

Гуны - саттва, раджас, тамас - имеют природу приятного, природу неприятного и природу апатии - таков смысл. При этом саттва имеет природу приятного: приятное - радость, такую имеет природу. Раджас имеет природу неприятного: неприятное - страдание. Тамас имеет природу оцепенения: оцепенение - апатия.

Также имеющие назначение освещения-активизации-ограничения. Слово "назначение" следует понимать как "способность": саттва имеет назначение освещения, способна к освещению - таков смысл, раджас - назначение активизации, тамас - назначение ограничения способен [вызывать] остановку [деятельности] - таков смысл. Значит, гуны ведут себя так, [чтобы вызывать] освещение, действие и остановку [действия].

[Гуны] также взаимодоминирующие, опирающиеся, порождающие, соединяющиеся и сосуществующие - те, о которых говорится как о доминирующих друг над другом, опирающихся друг на друга, порождающих друг друга, соединяющихся друг с другом и сосуществующих. Взаимодоминирующие - преодолевающие друг друга, "выступающие" со [своими проявлениями] приятности, неприятности и т.д. Так, когда верх берет саттва, тогда, подавляя раджас и тамас, она "проступает" со своим качеством в виде приятности и освещения; когда раджас - тогда, [подавляя] саттву и тамас, ["проступает] со [своим] качеством в виде неприятности и активности; когда тамас - тогда, [подавляя] саттву и раджас, ["проступает"] со [своим качеством] в виде апатии и припятствия. Гуны также взаимоопирающиеся, подобно атомам диады. Взаимопорождающие - подобно тому, как глина поррождает горшок. Также соединяющиеся, как мужчина и женщина соединяются друг с другом, так и гуны. Сказано ведь:

Пара раджасу - саттва, пара саттве - раджас. Обоим - саттве и раджасу - парой зовется тамас.

[Они, таким образом], друг к другу "льнут" - таков смысл. И сосуществующие - существующие [только] друг с другом. Было сказано: "Гуны вращаются в гунах". Например, красивая и добронравная женщина - источник радости для всех, но она же для соперниц - источник страдания, и она же вызывает во влюбленных [в нее] помрачение; так, саттва является источником существования раджаса и тамаса. Или царь, усердный в защите подданных и наказании злых, у добрых порождает радость, у злых - страдание и уныние; так, раджас порождает бытие саттвы и тамаса. Но также и тамас порождает тем [самым], что составляет его природу в виде препятствия, бытие саттвы и раджаса. Так, облака, затягивая небо, дают миру радость, посредством дождя побуждают к работе пахарей и омрачают разлученных [влюбленных]. Так сосуществуют три гуны.

(В) (Вопрос. [Итак]), было сказано "Трехгунное..." Но что это за три гуны и какова их характеристика? Ответ: "Имеющие природу Гуны - это то, что [существует] для другого. "Саттва легкая и освещающая..." - arm саттва и другие будут определены [ниже] в последовательности. Настоящее [же определение] нужно понимать через соответствие приятному и прочему [в определенном порядке] - в связи со следующей [карикой] или с пунктами системы.

Вот смысл сказанного. Приятное - радость, имеющее природу приятного - гуна саттва; неприятное - страдание, имеющее природу неприятного - гуна раджас; оцепенение - уныние, имеющее природу оцепенения - гуна тамас. Слово "природа" адресовано тем, кто полагает, что приятное не преступает границы отсутствия страдания, а страдание - не что иное, как отсутствие приятного. Радость и прочее - не взаимонебытие, но [положительное] бытие ввиду того что слово "природа" означает [положительное] бытие. Те [явления], у которых природа, [положительное] бытие приятного, суть имеющие природу приятного. Сходным образом и остальные. [Положительно-]бытийный характер этих [гун] констатируется и посоедством (прямого) наблюдения. А если бы они по природе составляли [только] взаимоотрицания, то в [ситуации] порочного круга при "падении" одной "пали" бы сразу и обе другие.

Сказав об их собственной природе, [составитель карик] говорит и [об их] задаче: имеющие назначение освещения-активностиограничения. Здесь также последовательно [указана каждая гуна]. Раджас повсеместно активизировал бы [своей] активностью легкую саттву, если бы тамас не ограничивал [его своей] тяжестью, а ограничиваемый тамасом, [раджас] активизирует [саттву] лишь в отдельных случаях - вот в чем ограничительное назначение тамаса. Сказав о задаче [гун, составитель карик] сказал и о действии: "функционирующие во взаимной доминации-опоре-порождениисоединении". Функция - это действие, и она [в данном сложном слове] соотносится с каждым [компонентом]. Имеющие функцию взаимодоминации - каждая из этих [гун], "восходящая" по причине стоящей [перед ней] задачи, доминирует над двумя другими. Так, саттва Доминируя над раджасом и тамасом, принимает собственную функцию умиротворения, также раджас, доминируя над саттвой и тамасом, - "устрашения", а тамас, доминируя над саттвой и раджасом, - омрачения. Имеющие функцию взаимоопоры - хотя здесь "опора" не вмещается [в реляцию] вместилища-вместимого, все же если что-то в [осуществлении] своей функции зависит от другого, то это [второе будет] его опорой. Так, саттва, опираясь на активность и ограничение, помогает, [в свою очередь], раджасу и тамасу [своим] освещением; раджас, опираясь на освещение и ограничение, [помогает] двум другим активностью; тамас, опираясь на освещение и активность, [помогает] двум другим посредством ограничения. Имеющие функцию взаимопорождения - каждая [гуна] порождает другую. Порождение же - трансформация, в случае с Гунами форма [при этом] сохраняется. Потому [здесь и] нет [отношения] причинности ввиду отсутствия причины как чего-то иного [по отношению к другому], нет и невечности ввиду отсутствия растворенности в другом начале. Имеющие функцию взаимосоединения - взаимосопутствующие, поскольку действуют неотделимо [друг от друга]. "И" в значении кумулятивности. И вот что говорит традиция:

Все [гуны] - взаимосоединяющиеся, вездесущие:

[ Пара раджасу - саттва, пара саттве - раджас,

А тамас зовется парой и саттвы и раджаса,

И не было их начала, контакта или разъединения.

 

Классические тексты

К содержанию
К содержанию

 

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
Hosted by uCoz