САНКХЬЯ-ЙОГА
Фрагмент
из "Санкхья-карики" Ишваракришны позволяет дать некоторое представление
об онтологической схеме санкхьяиков. Ишваракришна, живший в V в., считается
автором первого канонического текста данной даршаны. На основе семидесятистишья
"Санкхья-карика" возникла богатейшая коментаторская литература, офoрмившая
философию классической санкхьи. Первод с санскрита В.К.Шохина. Карики
9-12 даны не сплошным переводом, а с приложением соответствующих истолкований
комментаторов - Гаудапады (Г) и Вачаспати Мишры (В), что позволяет представить
классическую санкхью в исторической динамике.
"Санкхья-карика"
Ввиду непроиэводимости не-сущего, подборки материала,
невозникновения всего [из всего], возможности произвести [только] возможное,
[наличия] бытия причины [у следствия] следствие [пред] существует (9).
(Г) Так что, эти следствия начиная с Великого существуют
[уже] в Пракрити или нет? Это сомнение - из-за расхождения школ. Ведь
согласно системе санкхьи следствие существует [уже в причине], тогда
как согласно буддистам и прочим не существует. Если существует, то не
может быть несуществующим, а если не существует, не может быть существующим.
Такова альтернатива. На это сказано: "Ввиду непроиэводимости не-сущего
и т.д.".
Ввиду непроизводимости не-сущего: не-сущее - то, что
не существует; [поскольку] несуществующее не производится, следствие
существует [уже в причине]. В этом мире нет [случая], чтобы производилось
несуществующее, как, например, сезамовое масло из песка. А потому, ввиду
того что производится [только ранее] существовавшее, проявленное [еще]
до своей реализации [должно присутствовать] в Прадхане. Отсюда следствие
существует [в причине].
Далее, ввиду подборки материала: материал - причина, ввиду его подборки
[следствие предсуществует]. [Когда] в этом мире кто-то хочет что-то
получить, то подбирает соответствующий материал: желающий творога -
молоко, не воду. Отсюда следствие существует [в причине].
Также ввиду невозникновения всего [из всего]: все из
всего не возникает, например, золото из серебра, травы, пыли или песка.
Потому, ввиду того что все не возникает из всего, следствие существует
[в причине].
Также ввиду возможности произвести [только] возможное.
В этом мире способный производить - горшечник или соответствующие средства,
такие как глина, колесо, тряпки и. т. д., производят только существующее
- горшок из глины. Отсюда следствие существует в причине.
Также ввиду [наличия] бытия причины [у следствия] следствие
[пред]существует. Чем характеризуется причина, тем - и следствие, как
ячмень, [что] от ячменя, или рис, [что] от риса. Если бы следствие не
существовало [в причине], то рис [можно было бы получить] от кодрав.
Но так не бывает. Отсюда следствие существует [в причине].
Так, по [этим] пяти причинам "мигрирующие" Великий и прочие [начала]
существуют [уже] в Прадхане. Потому может возникнуть [только уже] сущее,
не не-сущее.
(В) Из следствия можно заключить только о [существовании] причины,
[еще не об их соотношении]. И здесь расхождение школ. Иные говорят:
"Сущее возникает из не-сущего", другие:
"Из единого Сущего порождение следствий - видимость, не реальность",
третьи: "Не-сущее возникает из сущего", а старцы [санкхьи]: "Сущее возникает
из сущего".
Первые три точки зрения не позволяют принять Прадхану.
Однако мир, состоящий из звука и прочих [объектов чувств], которые по
своей природе трансформируются и различаются [способностью вызывать]
удовольствие, страдание и апатию, [заставляет признать, что] причина
- Прадхана, то, что имеет природу саттвы, раджаса и тамаса. Но если
сущее возникает из не-сущего, то как [его] причина, описываемая, [как
у буддистов, в терминах] несуществования, могла бы содержать [качества]
звука и т.д. или формы удовольствия и т.д. ввиду невозможности единства
сущего и не-сущего? Если миропроявление в виде звука и т.д. лишь видимость
единого сущего, [как у ведантистов], тогда снова не получится возникновения
сущего из сущего. Ведь "недвойственное" не содержит в себе возможности
миропроявления, и [само] представление о [возможности] миропроявления
того, что не проявлено, [будет] не чем иным, как Брахманом-познанием.
Что же касается тех последователей Канабхакши и Акшачараны, [у которых]
из сущей причины возникает не-сущее, то и у них ввиду невозможности
единства сущего и не-сущего причина не имеет природы следствия, а значит,
и по их системе нельзя обосновать Прадхану [как причину мира]. Потому
в целях обоснования Прадханы [составитель карик]
прежде всего выдвигает тезис о существовании следствия (в причине):
"Ввиду непроизводимости не-сущего и т.д.".
Следствие [пред]существует - [еще] до действия причины.
И это не выяснение [уже и так] ясного, [как] возражают [нам] найяики.
Хотя ростки, горшки и т.д. наблюдаются возникшими сразу после гибели
семени, глины и т.д., все же причинность [принадлежит] не тому, что
погибает, [как считают буддисты], но сущему в виде таких составных частей,
как семена и т.д. Если же сущее возникает из несущего, то, ввиду того
что [последнее] "легкодоступно", неизбежен вывод о возникновении следствия
из чего угодно. Это мы уже излагали в "Ньяя-варттика-татпарь-ятике"
Поскольку же восприятие мира не может быть определено и в качестве иллюзорного,
[как полагают ведантисты], ибо нет препятствия [считать его реальным],
остается только система Канабхакши и Акшачараны. В связи с ней и утверждается:
следствие [пред]существует.
Теперь указывается основание [этого] вывода: ввиду
непроизводимости не-сущего. Если бы следствие было не-сущим до действия
причины, его существование было бы неосуществимым, ведь И тысячи умельцев
не сделают синее желтым. Если возразить: "У горшка могут быть два качества
- существование и несуществование", то ведь при отсутствии носителя
качеств у него не будет [и самих] качеств, потому у него может быть
[качеством] только Существование, но не не-существование. Каким образом
горшок может быть не-сущим посредством несуществования, [которое с ним]
и не связано и не составляет его бытия? Потому следствие [должно быть]
сущим и до действия причины, как и после него. Потому остается только
реализация его, [уже] сущего, через действие. Реализация сущего наблюдаема
[везде], как в случае с сезамовым маслом, когда давят сезам, с рисом,
когда бьют рис, молоком, когда доят корову. Но того, чтобы производилось
не-сущее, нет. И в самом деле, нигде не видели, чтобы несущее реализовалось
или возникло [из небьггия].
И отсюда еще следствие существует и до действия причины: ввиду подборки
материала. Материал - причины, их подборка - связь со следствием. Значит,
[следствие предсуществует] ввиду его связи с материалом. Это означает,
что причина может произвести следствие, будучи связана с последним,
связи же с несущим следствием не бывает, потому [следствие должно пред
] существовать.
(Оппонент). Пусть так. Но почему причины не могут произвести следствие
и не связанное (с ними)? Тогда могло бы возникнуть (следствие) и не-сущее
(до действия причины).
Ответ: ввиду невозникновения всего [из всего]. При возможности порождения
[следствия], не связанного [с причинами], все порожденные следствия
- благодаря "безразличию" бессвязности возникли бы из всего. Но такого
нет. Потому только связанное [с чем-то] порождается тем, с чем оно связано.
Говорили старцы санкхьи:
При несуществовании [следствия у него] нет связи с причинами, "привязанными"
к существованию Желающий возникновения несвязанного не найдет порядка.
[Оппонент]. Пусть так. Но даже если [следствие и] не связано [со своей
причиной], последняя произведет именно то, на что способна. Способность
же познается из наблюдения над следствием. И тогда не будет беспорядка.
Ответ: ввиду возможности произвести [только] возможное. Эта способность,
пребывающая в "способной" причине, распространяется на все или только
на возможное? Если на все, то [ваш] порядок [снова] будет беспорядком.
Если на возможное, объясните, как [сказанное распространяется] на то
возможное, которое не-сущее? Если вы возразите: "Особая способность
[сама] будет такой, от которой [будет произведено] определенное [следствие],
а не любое", то мы спросим: "Хорошо, господин, [но сама] особая способность
[эта] будет связана со следствием или нет?" Если будет, то не будет
связи [сущего] с не-сущим, а значит, следствие [снова должно быть] сущим
[до своей реализации], а если не будет, [то вновь возникает] тот же
беспорядок. Потому правильно было
сказано, [что следствие предсуществует] ввиду возможности производить
[только] возможное [быть произведенным].
И отсюда еще следствие [пред]существует: ввиду [наличия] бытия причины
[у следствия], т.е. ввиду того, что следствие сострит из того же, что
и причина. Ведь следствие не отлично от причины, а причина - сущее,
как же тогда следствие, от нее не отличное, будет не-сущим? Аргументы
же, обосновывающие неот-личность [следствия] от причины, следующие.
1) Ткань от ниток не отличается,
ввиду того что [является] состоянием ниток; что в этом мире отличается
от чего-то [другого], не является состоянием последнего, как [в случае]
с коровой и лошадью;
но ткань-состояние ниток; следовательно, (она) не есть нечто, (от них)
отличное.
2) Ткань и нитки не суть разные вещи; ввиду того что [между ними] отношение
"включаемого" и "включающего";
при наличии между вещами различия между ними нет отношения "включающего"
и "включаемого", как в случае с горшком и тканью; но между нитками и
тканью отношение "включающего" и "включаемого";
следовательно, [они] не суть разные вещи.
3) И отсюда еще нет различности между нитками и тканью;
ввиду отсутствия [между ними] контакта и промежутка;
при различности же вещей наблюдается контакт, как в случае с блюдом
и бадарой, или промежуток, как в случае с Гималаями и Виндхьями;
здесь же нет ни контакта, ни промежутка, следовательно, нет различности;
4) И отсюда еще ткань не отлична от ниток,
ввиду того что не наблюдается различие в весе; когда в этом мире что-то
от чего-то отличается, наблюдается различие в весе: как вес
украшения в две палы превышает вес украшения в одну палу; но вес ткани
не отличается от веса ниток; следовательно, ткань [от ниток] не отлична.
Все эти обоснования отсутствия отличия [следствия от причины] "отрицательные".
По установлении, таким образом, отсутствия различия
ткань - это только определенным образом распределенные нитки, а не нечто,
от ниток отличное. И соответствующие представления о действии и [его]
прекращении, а также различия в словоупотреблении, в практическом назначении
и в структуре не могут обосновать абсолютное различие. Ввиду того что
у одной и той же [вещи] выявляются и затеняются те или иные аспекты,
эти [различия нашей доктрине] не противоречат. Как и члены черепахи,
вошедшие в тело черепахи, затеняются, а выходя [из него], обнаруживаются,
а не возникают и не гибнут. Равным образом, когда такие различные следствия
одних [и тех же] глины и золота [в виде] горшка, короны и т.д. "выходят",
обнаруживаются, говорят, что (они) возникают. Но нет возникновения не-сущего
или уничтожения сущего. Господин Кришнадвайпаяна сказал: "Неизвестно
бытие не-сущего или нe-бытие сущего". Как черепаха не отлична от своих
сжимающихся и разжимающихся членов, так и горшки, короны и т.д. не отличны
от глины, золота и т.д. Если же придираться к словоупотреблению "ткань
в нитках", [то оно] подобно [словоупотреблению] "тилаки в лесу" - так
следует считать. Не обусловливает различности и различие по предназначению,
ввиду того что можно наблюдать многие предназначения одного и того же,
как, например, один и тот же огонь и сжигает и варит. И "распределенность"
в предназначении не основание [для констатации] различия в вещах, ввиду
наблюдаемости этого различия в соответствии [только] с соединенностью
и разъединен-ностью [составных компонентов]. Например, проводники
- дорогах по отдельности указывают дорогу, но не несут паланкина, соединившись
же, несут паланкин. Также хотя нитки по отдельности и не одевают, соединившись,
- когда в них выявляется бытие ткани, - будут одевать.
(Оппонент). Хорошо, но [само это] проявление ткани до действия причины
[уже] сущее или не-сущее? Если не-сущее, то приходим к возникновению
не-сущего. Если же сущее, то зачем [тогда и] действие причины? Ведь
нельзя видеть смысла в действии причин, если [следствие уже] сущее [и
без них]. При допущении же другого проявления [для этого проявления]
не избежать регресса в бесконечность. Потому [утверждение, что это]
нитки действуют как содержащие в себе проявление ткани, - утверждение
пустое. [Ответ]. А теперь, [уже исходя из вашего мнения], что возникает
не-сущее, каково [само] это возникновение не-сущего - сущее или не-сущее?
Если сущее, то зачем тогда и у вас действие причин? Если же не-сущее,
[то требуется] новое возникновение, следовательно, и у вас регресс в
бесконечность. Если же вы скажете: "Возникновение - не что иное, как
ткань, и как раз и есть [сама] ткань", тогда сказать "Ткань" будет то
же, что сказать "Возникновение". А потому, сказав "Ткань", уже можно
не говорить "Возникает", иначе будет тавтология. Нельзя будет сказать
[о ткани] и "Уничтожается" - ввиду того, что возникновение и уничтожение
по отношению к одному и тому же несовместимы.
Потому это возникновение ткани, будь оно [даже, по вашему мнению],
присущим своей причине или присущим существованию [как таковому], в
любом случае [само] не возникает, но только причины будут задействованы
для этой цели. Следовательно, правильно [наше мнение, что] причины нерелевантны
по отношению к выявлению сущих [уже] ткани и т.д. И нет связи причин
с формой ткани, ввиду того что в этой форме нет действенности, а причины
связаны с действием, иначе в них не было бы причинности.
Из этого видно, что учение о следствии как сущем еще до действия причины
всесторонне обосновано.
То, что имеет причину, невечно, невездесуще, мобильно, множественно,
имеет опору, свертываемо (является выводным знаком), состоит из частей,
зависимо - проявленное, противоположное - Непроявленное (10).
(Г) Было сказано, что [проявленное] отлично от Пракрита и сходно с
ней. Как это? На это сказано: "То, что имеет причину, и т.д.". То, что
имеет причину, и т.д., или проявленное, - следствия начиная с Великого.
То, что имеет причину, - то, у чего есть причина.
Upadana, hetu, кагала, nimitta - это синонимы. У проявленного есть
причина - Прадхана, потому [все] проявленное вплоть до материальных
элементов имеет причину. Начало Интеллект имеет причину благодаря Прадхане.
Эготизм - благодаря Интеллекту, 5 танматр и 11 индрий - благодаря Эготизму,
пространство благодаря танматре звука, ветер - благодаря танматре осязаемости,
огонь - благодаря танматре формы, вода - благодаря танматре вкуса, земля
- благодаря танматре запаха. Так [все] проявленное вплоть до материальных
элементов имеет причину.
"Далее, невечно - поскольку возникает из другого, подобно тому как
горшок возникает из глины и невечен.
Также невездесуще - не находится везде - таков смысл. Если Прадхана
и Пуруша находятся везде, то с проявленным [дело обстоит] по-другому.
Далее, мобильно - трансмигрирует во время трансмиграции:
трансмигрирует с тонким телом, которое соединено с 13 "инструментами",
потому и мобильно.
Далее, множественно - [включает] Интеллект, Эготизм, 5 танматр, 11
индрий и 5 материальных элементов.
Далее, имеет опору - опирается на свою причину: Интеллект опирается
на Прадхану, Эготизм - на Интеллект, 11 индрий и 5 танматр - на Эготизм,
5 материальных элементов - на 5 танматр.
Также свертываемо - подвержено растворению. В период космического растворения
5 материальных элементов растворяются в танмартрах, те вместе с 11 индриями
- в Эготизме, тот - в Интеллекте, он же в Прадхане.
Также состоит из частей: части - это звук, осязаемость, вкус, форма,
запах, с ними [существует проявленное].
Также зависимо - не властно над собой. Так Интеллект подчинен Прадхане,
Эготизм - Интеллекту, танматры и индрии - Эготизму, материальное элементы
- танматрам. Так объяснено, как проявленное зависимо, подчинено другому.
Теперь рассмотрим [все сказанное] в связи с Непроявленным: противоположное
- Непроявленное: Непроявленное [описывается через характеристики], противоположные
тем, что были названы.
О проявленном было сказано как об имеющем причину, но нет того, что
было бы выше Непроявленного, следовательно, Прадха-на [ни из чего] не
возникает и, значит, не имеет причины. Также проявленное невечно - Непроявленное
вечно, так как [ни из чего] не возникает [или] не возникает, подобно
элементам, из чего-либо, а потому вечно. Также проявленное невездесуще,
а Прадхана вездесуща, ибо присутствует везде. Проявленное мобильно -
Непроявленное немобильно - именно из-за того, что вездесуще. Проявленное
также множественно - Непроявленное едино, ибо является причиной (Прадхана
- единая причина трех миров), а потому единична. Проявленное также имеет
опору - Непроявленное не имеет опоры, так как не является следствием,
ведь нет того, что было бы выше Прадханы, следствием чего она могла
бы быть. Проявленное также свертываемо - Непроявленное несвертываемо,
поскольку вечно: Великий и другие [начала] в период космического растворения
вливаются друг в друга, с Прад-ханой же этого не происходит, следовательно,
она несвертываема Проявленное также состоит из частей - Непроявленное
не состоит из частей, ведь нет в Прадхане звука, осязаемости, вкуса,
формы и запаха. Проявленное также зависимо - Непроявленное независимо,
властно над собою.
(В) Теперь, обосновав [положение] о [пред Существовании следствия,
благоприятное для обоснования Прадханы [как причины мира], Ишваракришна
говорит, дабы продемонстрировать свойства обосновываемой [здесь] Прадханы,
о сходствах и различиях проявленного и Непроявленного, [познание которых]
способствует достижению различительного знания: "То, что имеет причину,
и т.д".
То, что имеет причину, - проявленное: причина - это основание, его
имеющее (есть проявленное). Что же является причиной чего (конкретно),
о том будет сказано ниже.
Невечно - гибнущее, в смысле сокрывающееся.
Невездесуще - не охватывающее всех трансформаций. Ведь следствие "пронизано"
причиной - не причина следствием. Интеллект и прочие [начала] "не пронизывают"
Прадханы, потому [они] и "непронизывающие".
Мобильно - подвижно. Ведь Интеллект и прочие [начала], оставляя одно
тело за другим, соединяются с новым - такова их подвижность. Подвижность
же тел, земли и т.д. общеизвестна.
Множественно - ввиду распределенное Интеллекта и т.д. [в соотнесении]
с Пурушами, тогда как земля и т.д. множественны в соотнесении с телами,
горшками и т.д.
Имеет опору - [подразумевается, что] следствия, начиная с Интеллекта,
опираются на свои причины. Хотя Интеллект и прочие [начала в конечном
счете] неотличны [от своей первопричины], желающий отметить между ними
относительное различие [может констатировать здесь] соотношение опирающегося
и опоры, как [в случае, когда говорят: "В лесу тилаки"].
[Является] выводным знаком - [подразумевается знаком] Прадханы. Каким
образом эти Интеллект и т.д. составляют выводной знак Прадханы, будет
сказано ниже. Прадхана же не является выводным знаком самой себя, будучи
таковым по отношению к Пуруше - таков смысл.
Состоит из частей - поскольку часть [здесь] - сочленение, член, взаимосоединение,
смещение, контакт. Контакт же - это соединение до того разъединенного.
То, что существует посредством него, [и есть] состоящее из частей. Как
земля и прочие [материальные элементы] соединяются друг с другом, так
и все прочее. Но у Прадханы нет контакта с Интеллектом и прочими [началами
проявленного], так как [последние] из нее [же и] состоят. Нет контакта
также и у саттвы, раджаса и тамаса, ввиду того что они [никогда и] не
были разъединены.
Зависимо - [подразумевается] Интеллект и прочие [начала проявленного].
Интеллект, чтобы породить свое следствие Эготизм, нуждается в "наполнении"
от Пракрита иначе, будучи "истощен", не сможет его произвести - это
установлено. То же самое [имеет место] при произведении следствий у
Эготизма и прочих [начал проявленного]. Следовательно, чтобы выполнить
свои функции, все [они] нуждаются в "наполнении" от Пракрита. Потому
[начала] проявленного являются зависимыми, нуждаются в высшей Пракрита
для произведения [своих] следствий.
Противоположное проявленному-Непроявленное. (Оно) не имеет причины,
вечно, вездесуще, немобильно (даже если у Непроявленного и имеется деятельность,
характеризуемая как самопревращение, это неподвижность); единично, не
имеет опоры, не является выводным знаком [чего-либо], не состоит из
частей и не зависимо. Трехгунное, неотличное, объект, общее, лишенное
сознания, порождающее - проявленное, также Прадхана; противоположное
им, [но] также и [сходное] - Пуруша (11).
(Г) Так было сказано о различии проявленного и Непрояв-ленного. [Теперь],
говорится о сходстве [между ними]. Об этом сказано: "Трехгунное и т.д.".
Трехгунное-проявленное- это [то], в чем три гуны: саттва, раджас и
тамас.
Неотличное-проявленное - [это то], у чего нет отличия. Нельзя сказать:
"То - проявленное, а то - гуны", как можно было бы [различить]: "То
- корова, а то - лошадь", Что гуны, то проявленное, а что проявленное,
то гуны.
Также объект-проявленное - то, что "вкушается", -таков смысл, ввиду
того что является объектом для каждого Пуруши.
Также общепроявленное - ввиду того что общее для всех [субъектов] подобно
куртизанке.
Лишенное сознания-проявленное - не ощущает радости, страдания и уныния
- таков смысл.
Также порождающее-проявленное - так от Интеллекта порождается Эготизм,
от него- 5 танматр и 11 индрий, от тан-матр - 5 материальных элементов.
Так сказано о свойствах проявленного вплоть до обладания способностью
порождения. С ними сходно [по своим свойствам] и Непроявленное, [ибо]
сказано: как проявленное, "также Прадхана". Так, проявленное трехгунно,
но трехгунно также и Непроявленное, чьи следствия, начиная с Великого,
трехгунны. В этом мире какова природа причины, таковы и следствия, например,
ткань из черных ниток также черная. Далее, проявленное не отлично, но
и Прадхана также не отлична от гун. Нельзя сказать:
"Одно - гуны, другое-- Прадхана", так как Прадхана не отлична от них.
Далее, проявленное - объект, но также и Прадхана, будучи объектом для
каждого Пуруши. Далее, проявленное общее, но также и Прадхана, будучи
общей для каждого [Пуруши]. Далее, проявленное лишено сознания, но также
и Прадхана не ощущает радости, страдания и уныния. Из чего это следует?
В этом мире из лишенной сознания глины возникает и лишенный сознания
горшок. Наконец, проявленное порождающее, но также и Прадхаиа, поскольку
из нее возникает Интеллект. Так объяснено в связи с Прадханой.
Теперь будет объяснено, каким образом противоположное им, [но] также
и [сходное] - Пуруша.
Противоположное им - этим проявленному и Непроявлен-ному -Пуруша. Так,
и проявленное, и Непроявленное трехгунны - Пуруша негунен. И проявленное,
и Непроявленное не отличны [от гун] - Пуруша отличен [от них]. И проявленное,
и непроявленное суть объекты - Пуруша не объект. И проявленное, и Непроявленное
всеобщие - Пуруша не всеобщий. И проявленное, и Непроявленное лишены
сознания - Пуруша наделен сознанием: Пуруша осознает, воспринимает радость,
страдание и уныние, а потому есть сознание. И проявленное, и Непроявленное
обладают свойством порождения - Пуруша Не обладает свойством порождения,
ведь не порождается ничего Пурушей. Потому сказано: "Противоположное
им - Пуруша".
Что же касается "[но] также и [сходное] - Пуруша", то когда в предыдущем
стихе [объяснялось], что Прадхана не имеет причины и т.д., [сказанное
относилось] и к Пуруше, например, когда [говорилось, что] имеющее причину,
невечное и т.д. --проявленное, а противоположное тому -- Непроявленное.
Так, проявленное имеет причину - Непроявленное не имеет причины, но
нет причины и у Пуруши, ввиду того что он [ни из чего] не воз-никает.
Проявленное невечно - Прадхана вечна, но вечен и Пуруша. Проявленное
невездесуще - Прадхана вездесуща, но вездесущ и Пуруша, ввиду [своего]
всеприсутствия. Проявленное мобильно - Непроявленное немобильно, но
немобилен и Пуруша, ввиду именнЬ [этого] всеприсутствия. Проявленное
множественно - Непроявленное, но единичен и Пуруша. Проявленное имеет
опору Непроявленное не имеет опоры, но не имеет опоры и Пуруша. Проявленное
свертываемо - Прадхана несвертываема, но несвертываем и Пуруша: ни в
чем не растворяется. Проявленное состоит из частей - Непроявленное не
состоит из частей, но не состоит из частей и Пуруша, ведь нет в Пуруше
таких частей, как звук и т.д. Далее, проявленное зависимо- Непроявленное
независимо, независим и Пуруша, [так как] распоряжается собой - таков
смысл.
(В) В предыдущем пассаже было сказано о различности проявленного и
Непроявленного. Теперь говорится об их (взаимо)сходстве и отличии (от
них) Пуруши: "Трехгунное и т.д.".
Трехгунное - то, у чего три свойства: радость, страдание и апатия.
Этим отвергается мнение других [философов, согласно которым] радость
и т.д. суть свойства Атмана.
Неотличное - как Прадхана не отлична от самой себя, так и Великий и
прочие [начала] не отличны от Прадханы, ибо состоят из нее. Или неотличность
здесь - "сотрудничество". Ведь ничто по отдельности не достаточно для
[осуществления своего] дела, но только совместно [с чем-то другим].
А [чем-то] одним ничего произведено быть не может.
Тем же, кто утверждает, что сознание, и ничто другое, выступает в виде
блаженства, апатии, уныния, звука и .т.д. и нет [объекта], отличного
[от этого сознания], коего [они] были бы свойствами, [составитель карик]
возражает: объект. Объект -это то, что воспринимается как [нечто] внешнее
по отношению к сознанию. Отсюда же [оно] и общее, - всеобщее, подобно
горшку, воспринимаемое многими Пурушами. Ведь если бы эти [радость и
т.д.] были [только]'формами сознания, то ввиду индивидуальности сознании
в виде флюктуаций менталитета они также не могли бы быть общими. Ведь
сознание [одного индивида] не воспринимается другим ввиду невоспринимаемости
чужого интеллекта - это имеется в виду. Только [наша точка зрения позволяет]
объяснить, почему многие [мужчины] могут вспоминать взгляд одной кокетки.
В противном случае это было бы невозможно - таков смысл.
Лишенное сознания - ведь Прадхана, интеллект и все прочие [начала мира]
лишены сознания, [ибо] неверно, что сознание [принадлежит] Интеллекту,
как считают "учители погибели".
Порождающее - то, у чего имеется свойство в виде [способности] порождения.
Должно было бы стоять prasavadharma, [но используется аффикс -in] в
значении [аффикса]-та1, чтобы выразить вечную связь [всех названных
начал] с этим свойством. [Обладающее им] никогда не "отклоняется" от
сходных и отличных [от себя] превращений таков смысл.
"Также Прадхана" - так сказанное о проявленном применяется к Прадхане.
Об отличии [же] Пуруши от того и другого сказано: "Противоположное...
Пуруша".
(Возражение). Пусть так. Отсутствие причины, вечность и т.д. объединяют
Пурушу с Прадханой, тогда как множественность - с проявленным. Как же
тогда сказано: "Противоположное... Пуруша"?
Ответ: "(но) также и (сходное)". Слово "и" в значении "также": хотя
отсуствие причины и прочее относятся к сходствам, отсутствие трехгунности
и прочее - к отличиям Пуруши от других начал] таков смысл.
Имеющие природу приятного-неприятного-оцепенения, назначение активизации-ограничения
взаимодоминирующие, опирающиеся, порождающие, соединяющиеся и сосуществующие
(и функционирование во взаимной доминации-юре-порождении-соединении)
- гуны (12).
(Г) Это сходство Непроявленного и Пуруши было представлено [уже] в
предыдущем стихе. В настоящем стихе: "Трехгунно, пличное и т.д." объясняется
сходство проявленного и Прадханы отличие [от них] Пуруши.
Как было сказано, проявленное и Непроявленное - трех-гнны. Каковы же
те гуны? С целью раскрытия их природы сказано: "Имеющие природу приятного..."
Гуны - саттва, раджас, тамас - имеют природу приятного, природу неприятного
и природу апатии - таков смысл. При этом саттва имеет природу приятного:
приятное - радость, такую имеет природу. Раджас имеет природу неприятного:
неприятное - страдание. Тамас имеет природу оцепенения: оцепенение -
апатия.
Также имеющие назначение освещения-активизации-ограничения. Слово "назначение"
следует понимать как "способность": саттва имеет назначение освещения,
способна к освещению - таков смысл, раджас - назначение активизации,
тамас - назначение ограничения способен [вызывать] остановку [деятельности]
- таков смысл. Значит, гуны ведут себя так, [чтобы вызывать] освещение,
действие и остановку [действия].
[Гуны] также взаимодоминирующие, опирающиеся, порождающие, соединяющиеся
и сосуществующие - те, о которых говорится как о доминирующих друг над
другом, опирающихся друг на друга, порождающих друг друга, соединяющихся
друг с другом и сосуществующих. Взаимодоминирующие - преодолевающие
друг друга, "выступающие" со [своими проявлениями] приятности, неприятности
и т.д. Так, когда верх берет саттва, тогда, подавляя раджас и тамас,
она "проступает" со своим качеством в виде приятности и освещения; когда
раджас - тогда, [подавляя] саттву и тамас, ["проступает] со [своим]
качеством в виде неприятности и активности; когда тамас - тогда, [подавляя]
саттву и раджас, ["проступает"] со [своим качеством] в виде апатии и
припятствия. Гуны также взаимоопирающиеся, подобно атомам диады. Взаимопорождающие
- подобно тому, как глина поррождает горшок. Также соединяющиеся, как
мужчина и женщина соединяются друг с другом, так и гуны. Сказано ведь:
Пара раджасу - саттва, пара саттве - раджас. Обоим - саттве и раджасу
- парой зовется тамас.
[Они, таким образом], друг к другу "льнут" - таков смысл. И сосуществующие
- существующие [только] друг с другом. Было сказано: "Гуны вращаются
в гунах". Например, красивая и добронравная женщина - источник радости
для всех, но она же для соперниц - источник страдания, и она же вызывает
во влюбленных [в нее] помрачение; так, саттва является источником существования
раджаса и тамаса. Или царь, усердный в защите подданных и наказании
злых, у добрых порождает радость, у злых - страдание и уныние; так,
раджас порождает бытие саттвы и тамаса. Но также и тамас порождает тем
[самым], что составляет его природу в виде препятствия, бытие саттвы
и раджаса. Так, облака, затягивая небо, дают миру радость, посредством
дождя побуждают к работе пахарей и омрачают разлученных [влюбленных].
Так сосуществуют три гуны.
(В) (Вопрос. [Итак]), было сказано "Трехгунное..." Но что это за три
гуны и какова их характеристика? Ответ: "Имеющие природу Гуны - это
то, что [существует] для другого. "Саттва легкая и освещающая..." -
arm саттва и другие будут определены [ниже] в последовательности. Настоящее
[же определение] нужно понимать через соответствие приятному и прочему
[в определенном порядке] - в связи со следующей [карикой] или с пунктами
системы.
Вот смысл сказанного. Приятное - радость, имеющее природу приятного
- гуна саттва; неприятное - страдание, имеющее природу неприятного -
гуна раджас; оцепенение - уныние, имеющее природу оцепенения - гуна
тамас. Слово "природа" адресовано тем, кто полагает, что приятное не
преступает границы отсутствия страдания, а страдание - не что иное,
как отсутствие приятного. Радость и прочее - не взаимонебытие, но [положительное]
бытие ввиду того что слово "природа" означает [положительное] бытие.
Те [явления], у которых природа, [положительное] бытие приятного, суть
имеющие природу приятного. Сходным образом и остальные. [Положительно-]бытийный
характер этих [гун] констатируется и посоедством (прямого) наблюдения.
А если бы они по природе составляли [только] взаимоотрицания, то в [ситуации]
порочного круга при "падении" одной "пали" бы сразу и обе другие.
Сказав об их собственной природе, [составитель карик] говорит и [об
их] задаче: имеющие назначение освещения-активностиограничения. Здесь
также последовательно [указана каждая гуна]. Раджас повсеместно активизировал
бы [своей] активностью легкую саттву, если бы тамас не ограничивал [его
своей] тяжестью, а ограничиваемый тамасом, [раджас] активизирует [саттву]
лишь в отдельных случаях - вот в чем ограничительное назначение тамаса.
Сказав о задаче [гун, составитель карик] сказал и о действии: "функционирующие
во взаимной доминации-опоре-порождениисоединении". Функция - это действие,
и она [в данном сложном слове] соотносится с каждым [компонентом]. Имеющие
функцию взаимодоминации - каждая из этих [гун], "восходящая" по причине
стоящей [перед ней] задачи, доминирует над двумя другими. Так, саттва
Доминируя над раджасом и тамасом, принимает собственную функцию умиротворения,
также раджас, доминируя над саттвой и тамасом, - "устрашения", а тамас,
доминируя над саттвой и раджасом, - омрачения. Имеющие функцию взаимоопоры
- хотя здесь "опора" не вмещается [в реляцию] вместилища-вместимого,
все же если что-то в [осуществлении] своей функции зависит от другого,
то это [второе будет] его опорой. Так, саттва, опираясь на активность
и ограничение, помогает, [в свою очередь], раджасу и тамасу [своим]
освещением; раджас, опираясь на освещение и ограничение, [помогает]
двум другим активностью; тамас, опираясь на освещение и активность,
[помогает] двум другим посредством ограничения. Имеющие функцию взаимопорождения
- каждая [гуна] порождает другую. Порождение же - трансформация, в случае
с Гунами форма [при этом] сохраняется. Потому [здесь и] нет [отношения]
причинности ввиду отсутствия причины как чего-то иного [по отношению
к другому], нет и невечности ввиду отсутствия растворенности в другом
начале. Имеющие функцию взаимосоединения - взаимосопутствующие, поскольку
действуют неотделимо [друг от друга]. "И" в значении кумулятивности.
И вот что говорит традиция:
И не было их начала, контакта или разъединения.