Краткий очерк развития Аюрведы
История индийской медицины
Раса-традиция: тантрические тексты Аюрведы

К содержанию


 

Tрадиционные системы медицины

Вайдья Бхагаван Дас

Помимо аюрведы в Индии распространены и другие традиционные системы, такие как унани, сиддха, эмчи и другие. Все эти системы имеют много общего с аюрведой – как в теории, так и на практике, ведь в течение многих веков между ними происходил постоянный обмен опытом и знаниями.

Унани тибб

Родоначальниками этой школы медицины были, как следует из её названия, греческие философы и учёные. Впоследствии она распространилась и во многих арабских странах. В её основе лежат принципы и теории медицины античной Греции, развитые Гиппократом и Галеном. Свой вклад в её развитие вложили многие врачи различных национальностей и вероисповеданий. В 750 г. д. н. э., когда к власти в Арабской Империи пришли Аббасиды, в арабских странах наблюдался всплеск интереса к науке и учёности. Многие оригинальные медицинские тексты Индии и Греции были переведены известными учёными и мудрецами, приглашёнными со всех концов света. Вся эта работа проводилась под покровительством Халифа Арун-аль-Рашида и его сына Аль-Мамума в VIII и IX веках. Перевод и изучение индийских и греческих текстов привели к тому, что в Империи открылось довольно много бесплатных аптек, больниц, медицинских библиотек и колледжей. В X и XI веках работы по медицине были переведены на персидский язык такими известными и авторитетными учёными, как Аль-Рази (Разес) и Ибн Синха (980-1037), известный также как Авиценна. Научные познания последнего были чрезвычайно обширными и многосторонними. Его работа под названием “Аль-Канун” (“Канон”) посвящена основным принципам медицины. Разес и Авиценна по национальности были персами, но писали на арабском языке.

Когда города центральной Азии подверглись нападению Чингисхана и Тамерлана, многие врачи и учёные были вынуждены покинуть родные края и перебраться в соседние страны, например в Индию, чтобы продолжить свои научно-исследовательские изыскания. Столица Индии, Дели, управлялась в те времена султаном Алладином Кхилджи (1296-1321). В то время между Дели и Багдадом установились очень тесные и тёплые отношения, и многие известные арабские врачи нашли в Дели приют, в результате чего унани тибб стала достаточно популярной в Индии. Конечно индийская культура, традиции, климат и география отличаются от арабских, поэтому арабская унани претерпела целый ряд изменений, исправлений и модификаций.

Во время Великих Моголов, с XV по XVII века, по всей Индии открылось множество больниц и госпиталей унани-медицины, и многие доктора этой системы почитались по всей Индии наряду с аюрведическими врачами – за глубокие знания и успехи в лечебной практике. Несмотря на падение Могольской Империи, Индия не отказалась от унани тибб, от её врачей и теоретиков. Напротив, многие аюрведические врачи обогатили аюрведу опытом, почерпнутым у своих коллег по ремеслу.

В основе этой системы лежит древнегреческая теория четырёх темпераментов и четырёх основных элементов. Строение и состав физического тела, так же как и лекарств, основывается на 1) аркан (элементах); 2) мизадж (темпераментах); 3) акхлат (нравах, душевных настроях); 4) аза (органах); 5) арвах (жизненном духе или дыхании); 6) кува (энергии) и 7) афа-ал (действии)

Аркан (Элементы) Согласно унани тибб, существует четыре основных элемента – митти (земля), ааг (огонь), пани (вода) и хава (воздух). Как можно заметить, эта концепция перекликается с аюрведическим теорией пяти махабхут. Комбинация, или сочетание этих элементов – это органы тела (аза) и жизненная сила, дух (арвах). Органы и дух вместе создают энергию (кава), которая и является причиной различных физиологических процессов (афа-ал), происходящих в теле.

Мизадж (темперамент) Понятие темперамента очень важно в унани медицине, так как на его основе ставится диагноз, определяются подходящий метод лечения и лекарства, необходимые для устранения и профилактики той или иной болезни.

Акхлат (конституция, нрав) Подобно аюрведической концепции тридоша, в системе унани выделяется четыре конституции, регулирующие и определяющие функции человеческого организма, как то: балгам (флегма), кхун (кровь), сафра (жёлтая желчь) и сауда (чёрная желчь). Эти четыре конституции отражают главные свойства каждого из четырёх элементов. Они находятся в теле в определённой пропорции, и любое нарушение их равновесия приводит к возникновению болезней, разрушению организма и смерти. Их производство и обновление осуществляется в процессе пищеварения и метаболизма.

Все семь принципов унани медицины объединяются под названием “Умур-е-Табиа”.

Медицинская Система Сиддха

Сиддха” – это санскритское слово, означающее “совершенство”. Люди, достигшие духовного совершенства, также именуются Сиддхами. В древние времена в Южной Индии было много святых, достигших большого успеха в науках и искусстве. Культура Южной и Северной Индии, в которой родилась аюрведа, во многом переплетены между собой, поэтому довольно трудно провести границу между аюрведой и системой медицины, развитой святыми (Сиддхами) Южной Индии. Многие из основных принципов и теорий аюрведы и сиддхи совпадают, однако последняя внесла неоценимый вклад в развитие терапевтики и фармации.

Согласно индийской мифологии, впервые об этой системе поведал Бог Шива своей супруге Парвати, а она передала её Нанди (божественному быку), своему потомку. Все Сиддхи, или святые, узнали о сиддхе от него. Поэтому другое название этой школы медицины – шайва. Тамильская цивилизация всегда была уникальной и достаточно обособленной. По некоторым источникам её история насчитывает миллионы лет. Тамильский язык своим происхождением обязан святому Агастье, ему же приписывают и основание школы медицины сиддха. Его имя упоминается во многих Пуранах, написанных как на тамильском языке, так и на санскрите. Следующие Сиддхи являлись носителями знания об этой медицинской системе:

1. Нанди
2. Агастьяр
3. Тхирумулар
4. Пуннаккесар
5. Пуластхьяр
6. Пунайканнар
7. Идайккадар
8. Богар
9. Пуликай Исар
10. Карувурар
11. Конканавар
12. Каланги
13. Саттайнатхар
14. Ажуганни
15. Агаппай
16. Памбатти
17. Тхерайяр
18. Кундамлай

Имена Богар, Идайккадар и Тхерайяр сравнительно недавнего происхождения, эти Сиддхи, вероятно, жили в эпоху Средневековья и являются авторами таких трактатов по Сиддха медицине, как Саттаймуни, Йогимуни, Мачамуни, Какабусундар и других. Многие из этих работ дошли до нас и широко используются в современной Индии. Некоторые из них пользуются популярностью и среди аюрведических врачей.

Основные принципы

Такие основополагающие концепции, как тридоша, панча-махабхута и септа-дхату, в аюрведе и сиддхе совпадают. Однако между ними существуют значительные различия в классификации и использовании лекарств и лекарственных средств.

Сиддхи придерживаются философской системы Шайва сампрадайя, согласно которой вся Вселенная состоит из материи и энергии, которых Сиддхи называют соответственно Шивой и Шакти. Материя не существует без энергии, и наоборот. Материальная составляющая, в свою очередь, делится на пять частей – мунн, нир, тхи, вайю и акаша, что соответствует аюрведической теории о пяти элементах.

Оценивая значительный вклад, внесённый Сиддхами в сам предмет медицины и в фармацию, следует отметить одну отличительную особенность этой системы, нехарактерную для других медицинских школ. Любая медицинское направление имеет целью лечение и предотвращение заболеваний, сиддха же также заботиться и об обретении телом бессмертия.

Классификация лекарств

Помимо деления на растительные, животные, металлические и минеральные лекарства, Сиддхи также предлагают систематизировать их по следующим шести категорям:

1. Уппу (лаванам): Лекарства, растворяющиеся в воде и легко испаряющиеся при нагревании. К ним относятся быстрорастворимые неорганические соединения, которые либо декристаллизуются водой, либо превращаются в газ при воспламенении;

2. Пашанам: Лекарства, нерастворяющиеся в воде, но испаряющиеся при нагревании на огне – неорганические соединения, нерастворимые в воде, но разлагающиеся на составные элементы (газы) при сильном нагревании.

3. Упарашам: Вещества, которые не растворяются в воде, но испаряются при нагревании, химически сходные с предыдущей группой, но обладающие другим действием.

4. Лохам: Металлы и сплавы, не растворяющиеся в воде, но плавящиеся при нагревании и застывающие при охлаждении.

5. Расам: Вещества, которые при нагревании сублимируются, превращаясь в маленькие кристаллы или аморфные порошки – ртуть и сплавы и соединения, содержащие ртуть и мышьяк.

6. Гандхакам: Вещества, нерастворимые в воде и сгорающие в огне, например сера.

Из веществ, относящихся к двум последним категориям, врачи готовят средства, в корне отличающиеся от лекарств, сделанных с использованием компонентов из первых четырёх групп, которые, в отличие от последних, не горят и не испаряются при нагревании.

В Сиддхе металлы и их соединения также классифицируются, исходя из теории пяти махабхут:

Бхута

Металл

Пашанам

Притхви

Золото

Сульфид мышьяка

Аппу

Свинец

Вирам (хлорид серы, сулема)

Тхейю

Медь

Лингам (красный сульфид серы

Вайю

Железо

Веллай пашанам (белый мышьяк)

Акашам

Цинк

Ченди (сера)

При постановке диагноза основное внимание Сиддхи уделяют измерению и исследованию пульса, анализу мочи, обследованию глаз, языка, голоса, осязания и цвету кала.

Кальпа чикитса Отдельный раздел сиддха системы называется кайя-кальпа и посвящён достижению долголетия и полной свободы от болезней.

Эмчи, или система тибетской медицины

Эта система традиционной медицины распространена среди буддийского населения Ладакха, Лахула, Спити, Дарджилинга, Сиккима и некоторых других горных районов Северной Индии. В этих районах преобладают тибетская культура и традиции, и поэтому для лечения болезней применяется в основном тибетская медицина.

До распространения буддизма основной религией а Тибета был Бон, и жители применяли систему медицины, во многом подверженную влиянию основных концепций и практик аюрведы. После прихода буддизма это влияние только усилилось. В тибетской медицине придерживаются концепции панча-махабхут, тридоши и саптадхату. Также в ней употребляются многие аюрведические лекарства. Но помимо них используются и многие другие высокогорные растения.

Классификация знаний

Согласно тибетской традиции, все религиозные и светские тексты , имеющие общее название “Rig-gnas” (видья-стхана, или знание), делятся на десять категорий. Их них можно выделить пять основных предметов, или дисциплин:

Тибетское название

Санскритский эквивалент

Русский эквивалент

1. Bzo-rig-pa

Сильпа-шастра

Технологии

2. Gso-ba-rig-pa

Чикитса-шастра

Медицина

3. Sgra ’i-rig-pa

Шабда-шастра

Грамматика

4. Tshad-ma rig-pa

Прамана-шастра

Логика

5. Nan-don-rig-pa

Дхарма-шастра

Религия

Остальные пять называются второстепенными предметами:

Тибетское название

Санскритский эквивалент

Русский эквивалент

1. Snan-dnags

Кавья-шастра

Поэзия

2. Sdeb-sbyor

Чанда-шастра

Метрика

3. Mnon-brjod

Абхидхана-шастра

Лексика

4. Zlos-gar

Натья-шастра

Драматическое искусство

5. Rcis

Джьотиша-шастра

Астрология

Индо-тибетские связи

Дружба между Тибетом и Индией имеет глубокие корни. Некоторые историки утверждают, что первым правителем Тибета был индус, потомок царя Бимбисары. Официальный контакт между двумя странами установился ко времени правления царя Sron-btsang-gan-po. В это время в Тибет были приглашены многие известные учёные, среди которых были и врачи. Ещё крепче отношения между Индией и Тибетом стали в XI столетии, когда царь Ye-ses-‘od послал большую группу тибетских учёных монахов в Индию для изучения священных писаний, а также пригласил в Тибет индийских пандитов во главе с Атиса Дипанкарой. В период с XII по XIV века множество аюрведических текстов было переведено с санскрита на тибетский язык.

Ученик Падмасамбхавы Вайрочана пришёл в Индию, чтобы учиться медицине у двадцати пяти индийских учителей. А в десятом веке нашей эры в Индию попал Рин-чен-зампо, десять лет учился медицинскому делу, заплатил сто золотых монет пандиту Кашмири, и тот обучил его 120 главам Аштанга-хридайя самхиты с комментариями Чандрананданы. Во второй половине X века индийский пандит Дхарма Шривармна совместно с другими тибетскими мудрецами перевёл знаменитый комментарий Вагбхаты “Вайдурьякабхасья” к его собственному труду – Аштанга-хридайе.

Хотя аюрведа и оказала огромное влияние на традиционную тибетскую медицину, в некоторых областях Эмчи может дать своей прародительнице фору. Так, например, тибетская традиция разрезать мёртвое тело на куски и отдавать его на съедение хищникам дала тибетским врачам возможность детально изучить человеческую анатомию. Такая практика в аюрведе практически не использовалась. Методики измерения пульса и исследование мочи настолько усовершенствованы, что некоторые авторитеты считают, что аюрведа переняла эти техники обследования пациента у тибетских врачей! Базируясь на аюрведическом фундаменте, тибетская медицина сильно расширила спектр применяемых лекарственных средств, добавив к ним растительные и животные вещества тибетского происхождения. В Средние века практикующим врачам оказывалась значительная поддержка со стороны монастырей и правителей страны, что дало им возможность открыть большое количество медицинских школ с прекрасной репутацией и высоким уровнем преподавания по всему Тибету. В такие центры медицины, как Chog-po-ri и Men-chi-khang стекались ламы не только со всего Тибета, но также из Монголии, Бурятии, Японии и Китая. Нагарджуна, знаменитый мудрец, религиозный реформатор, алхимик и тантрист, почитается в Тибете, как никто другой, и его работы по медицине скрупулёзно переведены на тибетский и адаптированы для современной медицинской практики. Также написано достаточно много оригинальных работ по тибетской медицине.

 

[Краткий очерк развития Аюрведы] [История индийской медицины]

К содержанию

dhanvantari@bk.ru


Hosted by uCoz