Считается,
что Дханурведа (боевые искусства), Гандхарваведа (творчество и эстетика),
Стхапатья веда (архитектура) и Аюрведа (медицина) - это четыре упаведы,
или дополнения к Риг, Яджур, Сама и Атхарва Ведам соответственно.
Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены
медицинскими сюжетами, а такие полубоги как Рудра, Агни, Варуна, Индра
и Марути считались божественными целителями. Наиболее известными врачами
в Индии в те времена были Ашвины, которым Веды приписывают множество
выдающихся достижений: возвращение к жизни людей и святых, обеспечение
долголетия, лечение бесплодия, туберкулёза и других серьёзных заболеваний.
Описываются в них и сложнейшие операции, пересадка органов и протезирование.
Также можно найти изложение концепции трёх дош, учение о семи
дхату, пищеварении и обмене веществ, описания анатомии человека
и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных
бактерий и отмечается, что некоторые бактерии невозможно увидеть невооруженным
глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, освобождения
из под влияния злых духов, омолаживающей терапии, а также средств,
нормализующих половую функцию. Описываются там лекарственные растения
и их воздействие, а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся
для их лечения. В Ригведе описаны 67 лечебных трав, в Яджурведе -
81, в Атхарваведе - 290, описание свойств ещё 130-ти из них можно
найти в других брахманических текстах. Также практиковалось лечение
язв и других заболеваний с помощью пиявок.
Наука
и техника в Индии начали развиваться в эпоху цивилизации Долины Инда,
известной также как Хараппская культура. Расцвет этой цивилизации
приходился на 2500-1500 года до нашей эры, её центры были сосредоточены
в Северной и Западной Индии. Раскопки Хараппы и Мохенджо-даро позволяют
определённо утверждать, что цивилизация Долины Инда добилась значительных
успехов в вопросах гигиены и ведения домашнего хозяйства. Многие дома
были снабжены такими удобствами, как ванна, туалет, канализация, резервуарами
для чистой воды, внутренними дворами и спальнями.
Такой подход к городскому планированию показывает, что в те времена
в Индии, как нигде, заботились о санитарных условиях в городах. При
раскопках были также найдены некоторые лекарственные снадобья, такие
как шиладжату, лекарства от диабета, ревматизма и т.д., листья дерева
ним (Azardirachta indica) и рога оленя. Были найдены черепа со следами
операций на головном мозге. Всё это указывает на то, что медицина
в Индии находилась в те времена на высоком уровне развития.
В
послеведический период
аюрведа в Индии всегда занимала почётное место, так как в ней были
собраны описания как общего подхода к лечению, так и множества практических
терапевтических средств и методов. Хотя наиболее известные классические
тексты аюрведы - Чарака-самхита и Сушрута-самхита - сформировались
примерно к VII веку до нашей эры, идеи и методы, изложенные в них,
были, несомненно, известны задолго до этого времени. Теоретические
принципы этой науки жизни во многом основываются на таких школах философии,
как Санкхья (например, дравья-гуна-вигьяна - предмет медицины, или
концепция трёх дош и семи дхату), Йога и Вайшешика (теория пяти элементов,
составляющих тело, эволюция тела из Пуруша-пракрити).
В
период раннего средневековья появляется
ятрохимия (Раса-шастра) - лечение болезней гомеопатическими средствами.
В фармакопею аюрведы были введены ртуть и многие другие металлы и
минералы. Родоначальником ятрохимии считается Нагарджуна, который
при помощи обработанной ртути хотел избавить от страданий всю Вселенную.
Изобретение химических лекарств, используемых в небольшом количестве
и действующих практически мгновенно, привело к тому, что классические
методы лечения - использование клизмы, рвотных процедур и слабительных
средств - перестали использоваться и приобрели сомнительную славу.
В
10-том веке существовал очень интенсивный обмен научными и медицинскими
знаниями между арабским миром и Индией. Различные книги по Аюрведе
были переведены на арабский и затем включены в арабские тексты. Множество
знаменитых арабских врачей, такие как Разес или Авиценна, живших с
10 по 19 века, в совершенстве знали Аюрведу. В 13-том веке их труды
были переведены на латынь и стали стандартными медицинскими текстами
в Европе. Совершенно очевидно, что Аюрведа является родоначальницей
западной медицины. Во время Империи Моголов в 16 том веке в Индии
получила распространение мусульманская медицина Унани тиб, которая
основывается на Галеновской системе тканевой патологии. Многие положения
этой системы совпадают с Аюрведой. В Средние века Индия подвергалась
неоднократным посягательствам на свою свободу и независимость со стороны
иноземным завоевателей; мир и порядок, царившие в ней, были сильно
поколеблены. В науке наступило затишье. Все книги, написанные по Аюрведе
в этот период, - это в основном компиляции других источников, многие
же из оригинальных работ были уничтожены. Те же, что остались, комментировались
людьми, мало сведущими в медицине. Это привело к появлению ошибочных
интерполяций, некомпетентных исправлений и неправильных редакций аюрведических
текстов..
В то время, когда Индия была колонией Англией, было основано множество
школ чисто западной медицины. В 1912 - 1917 годах, когда был введен
закон о регистрации практикующих врачей, аюрведические врачи оказались
вне закона даже в самой Индии. И с 1947 года, когда Индия обрела независимость,
началось возрождение Аюрведы. Сейчас факультеты Аюрведы имеется в
150 университетах, а также работают более 100 аюрведических колледжа
по всей Индии. Как правило, при каждом университете или колледже имеется
своя клиника.