Общим
правилом написания научных трактатов было наличие “коренного” текста,
содержащего основные правила, положения или афоризмы, большей частью
в форме коротких стихов, рассчитанных для быстрого запоминания наизусть.
На эти основные правила затем составлялись подробные комментарии и субкомментарии.
Таков порядок в индийской математике, грамматических трудах, в теории
поэзии и в различных философских системах; таким же является и основное
сочинение Вагбхаты.
По
правилам стихосложения самые старые части научных трактатов написаны
16-слоговой двойной шлокой. Такие двойные шлоки распадаются на четыре
8-слоговые полустроки, не требующие обязательной симметрии в ритмическом
смысле. Каждое двустишие обычно содержит законченную мысль, при этом
первая строка обычно является законченной частью предложения (высказывания).
Ритм санскритской поэзии построен на долготе, краткости и количестве
слогов, образующих музыкальный такт. Шлока фиксирует количество слогов,
но не фиксирует ударений, что делает санскритский стих близким к силлабическому
стихосложению, связанному с определенным распевом. Размеры шлок близки
иррациональному спондею или дактилическому анапесту греков. До некоторой
степени санскритская шлока близка к русскому былинному размеру или польскому
13-сложному стиху. Лишь позднейшие индийские поэты выработали правила
фиксированного ударения, приближающий санскритский стих к метрическому.
Стихами, близкими к метрическим, написаны "Сушрута Самхита"
и "Аштангахридайя Самхита", в то время как "Чарака"
изложена как старым санскритским стихом, так и метрическим стихом и
прозой.