|
О
тесной связи философии, ведического уклада жизни и высокой этики ведического
врача можно найти множество строк в Чарака, Сушрута и Бхела Самхитах.
Медицинские труды подчеркивали, что цель человеческого существования
- прервать круг перерождений и достичь единения с Высшей Реальностью
или Богом. "От нереального веди меня к реальному, от темноты веди
меня к свету, от смерти веди меня к бессмертию", - говорит одна
из самых известных молитв в Упанишадах. Были известны методы достижения
цели, и было принято считать, что хотя не все достигнут цели, но все
должны прилагать усилия. Высокие этические нормы аюрведического целителя
лежали в русле этой цели. Наставнику и ученику напоминали, что профессия
существует прежде всего для блага пациента. Основной целью было не собственное
благосостояние, но забота о больном.
Качества, которыми
должен обладать хороший врач
Родившиеся
в благородной семье, начитанные, обладающие практическим опытом, искусные
в своём деле, честные и бескорыстные, способные определить болезнь по
её внешним проявлениям, чьи рецепты и операции безукоризненны, всегда
владеющие собой, располагающие необходимым оборудованием, отличным здоровьем
и присутствием духа – врачи, обладающие всеми этими качествами, по праву
называются дарующими жизнь и уничтожающими болезни. Они прекрасно знают
анатомию и физиологию всего человеческого тела, законы, по которым оно
рождается и развивается, а также и законы происхождения и эволюции Вселенной.
У них не возникает сомнений в отношении причины болезни, знаков и симптомов,
предвещающих заболевание, а также признаков проявившихся болезней и
методов их лечения – болезней легко излечимых, трудноизлечимых, излечимых
лишь на время и неизлечимых.
Они должны быть сведущи в следующих областях:
- Три принципа науки
жизни (этиология, симптоматология и лечение, профилактика заболеваний);
- Основные принципы
медицины, их развитие и усовершенствование;
- Три источника происхождения
лекарств;
- Тридцать пять видов
корневищ и плодов, четыре типа жира, пять типов соли, восемь типов
вина, восемь типов молока и шесть лекарств, чьи кора и млечный сок
обладают лечебными свойствами;
- Различные типы
лекарств, употребляющихся в панча-карма терапии (пять очистительных
техник);
- Двадцать восемь типов
зерна;
- Тридцать два типа
порошков и мазей;
- Шестьсот типов
слабительных средств;
- Пятьсот типов отваров;
- Факторы, ответственные
за поддержание здоровья, включающие диету, режим, место жительства,
передвижения, сон, отдых, количество, глазные капли, курение, ингаляции,
умащение, мытьё, не-подавление естественных потребностей, подавление
подсознательных порывов, физические упражнения и правильное использование
органов чувств;
- Четыре аспекта
и шестнадцать факторов терапии;
- Определение природы
болезни;
- Три цели жизни;
- Различное действие
вайю;
- Четыре типа умасливающих
веществ, приготовленных в соответствии с двадцатью четырьмя способами
с использованием лекарств с различными вкусами, комбинаций которых
всего шестьдесят четыре;
- Различные способы
приготовления лекарств и растворов для лечения с применением масел
и припарок и техник по очищению желудка и кишечника;
- Болезни головы;
- Болезни, вызванные
комбинированием и смешиванием дош;
- Заболевания типа карбункула
и абсцесса;
- Три вида отёков
и другие болезни, связанные с опухолями и припухлостями различных
частей тела;
- Сорок восемь типов
болезней;
- Сто сорок болезней,
вызванных расстройством одной из дош (нанатмаджа);
- Причины, признаки,
симптомы и методы лечения больных, страдающих от ожирения или истощения;
- Полезные и вредные
виды сна, бессонница, дневной сон, повышенное время сна, причины и
методы лечения;
- Шесть основных терапевтических
средств (например, согревающая терапия и т.д.);
- Причины, симптомы
и лечение болезней, связанных с недостатком или переизбытком питательных
веществ;
- Болезни, связанные
с ослаблением крови, такие как интоксикация, обмороки и головокружение,
их этиология, симптомы и методы лечения – лекарства и режимы;
- Правила диеты,
польза и вред, приносимые различными продуктами питания в разных условиях;
- Диеты и режимы,
наилучшие в своей “весовой категории”;
- Сорок типов спиртосодержащих
лекарств;
- Определение дравьи
(состава), гуны (качеств, свойств), кармана (действия),
вкуса (раса) и остаточного вкуса (випака) лекарства;
- Несовместимые продукты
питания;
- Двенадцать категорий
пищевых продуктов и напитков и их свойства;
- Свойства послеобеденных
напитков;
- Девять факторов,
которые нужно учитывать при определении качества пищи;
- Процессы пищеварения
и обмена веществ;
- Хорошее и плохое
воздействие полезной и неполезной пищи;
- Болезни, вызванные
ослаблением элементов тканей, и их лечение
- Десять спасительных
средств.
Также они знакомы со
всеми восьмью отделами Аюрведы (науки жизни), и знают диапазон применения
каждого их них. Они обладают способностью быстро схватывать идею любого
текста, применять свои знания на практике – для лечения болезней – и,
после определения природы и причины болезни, её стадии и необходимых
для её лечения средств, быстро и эффективно приводить дхату (элементы
таней организма) в их нормальное состояние.
Хороший врач должен быть
наделён недюжинными памятью и интеллектом, а также теоретическими и
практическими знаниями. В них должны быть глубоко развиты сердечность
и симпатия по отношению ко всем живым существам. Обладающие этими качествами
врачи действительно способны спасти больному жизнь и вылечить его от
любой болезни.
Характеристики
фальшивых врачей
Как говорил Чарака, лже-врачи
и самозванцы – это те, кто использует свои “способности врачевать” только
для обеспечения себе средств к существованию. Как только они слышат,
что кто-нибудь заболел, то тут же оказываются поблизости и делают всё
возможное для того, чтобы на них обратили внимание. Если же больному
уже оказывают помощь, то они стараются обязательно найти какой-нибудь
промах или просчёт, допущенный своим конкурентом. Они перетягивают на
свою сторону друзей и родственников больного, не гнушаясь обмана, клеветы
и злословия. Также они заявляют, что нуждаются лишь в формальном вознаграждении.
После того, как доверие пациента завоёвано, они многократно его осматривают,
пытаясь скрыть своё невежество и непонимание сути дела. Если они оказываются
неспособными вылечить или хотя бы смягчить болезнь, то заявляют, что
пациенту не хватает необходимых средств, ухода и присутствия духа. Как
только больной умирает, их уже и след простыл – они уже на пути к другому
доверчивому больному. В компании обычных людей они прославляют себя
и свои способности и таланты, нередко сами себе противореча. Если же
они чувствуют, что их слушает человек, обладающий мудростью, то тут
же замолкают и – только их и видели. Если только им попадётся рецепт
какого-нибудь средства, они, нимало не колеблясь, используют его направо
и налево, нисколько не заботясь о том, уместно оно в данном конкретном
случае, или нет. Они не любят, когда им задают вопросы, и сами никогда
ни о чем не спрашивают других. Каждый вопрос приводит их к состоянию
смятения. Никто ничего не знает об их учителе, учениках, коллегах и
даже оппонентах.
Такие псевдоврачи ловят доверчивых больных, так же как птицелов – птиц
в свои сети. Они не обладают ни теоретическими, ни практическими знаниями,
не знают, когда нужно давать какое лекарство и в каком количестве. Они
напоминают посланников смерти на Земле, поэтому нужно стараться избегать
их.
Псевдоврачами
считают тех, которые мнят себя врачами только оттого, что у них есть
аптечка с лекарствами и несколько книжек по медицине, которые притворяются
и выдают себя за знаменитых докторов. Они вообще ничего не знают о медицине.
Это просто обманщики и самозванцы.
К
лже-врачам относят тех, кто приписывает
себе богатство, славу и обширные знания, хотя ими и не обладают. Таких
врачей называют притворщиками, врачами-симулянтами.
Некоторые
из наставлений ученику при церемонии посвящения:
Хороший врач должен лечить
безвозмездно, используя собственные лекарства, всех браминов, духовных
наставников, нищих, друзей, отшельников, соседей, сирот и людей, что
пришли издалека так, словно они - его друзья. Если он желает достичь
успеха в лечениии и награды небес в дальнейшем, он должен всегда стремиться
стать лучшим из всех живущих существ. Он должен с чистым сердцем стремиться
оберегать тех, кто болен. Речь его должна быть чистой, мягкой, незапятнанной,
полной справедливости, не способной причинить другим боль, правдивой,
несущей благо, должным образом взвешенной и предусмотрительной. Даже
обладая достаточными знаниями, он не должен ими хвалиться. Избегая гнева,
жадности, тщеславия, гордости, зависти, грубости, обмана, лжи, безделья,
он должен сторониться любого предосудительного поведения.
Даже мысленно врач не
должен возжелать жены другого человека или покуситься на чье-то имущество.
Входить в дом пациента нужно лишь с приглашением кого-то из домочадцев,
в сопровождении кого-либо из мужчин семьи, прикрыв лицо и склонив голову.
Необходимо быть внимательным и сохранять ясный ум. Все, что он говорит,
должно быть направлено только во благо пациента и к его выздоровлению
и не касаться ничего иного. Нельзя разглашать ничего из увиденного в
доме пациента. Даже если врачу ясно, что жизнь пациента подходит к концу,
он не должен говорить об этом, если видит, что это может потрясти больного
или его близких.
Чарака рекомендовал
врачам советоваться друг с другом, поскольку такое обсуждение усиливает
тягу к знаниям, улучшает речь, разрешает нeясные вопросы, удаляет сомнения
и подтверждает убеждения. Дружеское общение мудрых и опытных людей,
искренне делящихся сложными вопросами, полезно всем. Даже если во время
обсуждения будут высказаны ошибочные мнения, никто не должен никого
осуждать, никто не должен радоваться чужим промахам и никто не должен
извращать взгляды другого.
В буддийской традиции
этика врача также считалась существенной для достижения конечной цели.
Четыре благородные истин - тот идеал, который должен был вдохновлять
врача. Будда говорил, что мы - результат наших мыслей, - если человек
говорит или действует из злого умысла, следует боль точно так же, как
следует телега за волом. Ненависть никогда не прекращается ненавистью.
Ненависть укрощается любовью - это вечный закон. В "Бодхичарьяварата"
Шантидевы выражено кредо врачей: "В награду за свой труд я хотел
бы стать тем рогом, что высосет печали всех живых существ. Я хотел бы
стать бальзамом для больного, целителем и слугой до тех пор, пока болезнь
не отступит навсегда... " Об этике врача таже подробно говорит тибетский
трактат "Чжуд Ши".
|
Для
умного человека весь мир - наставник. Для неразумного человека мир - враг.
Поэтому умный человек, наблюдая все, что происходит вокруг, должен учиться
даже у недруга, если эти уроки достойны одобрения.
Если врач не способен войти в сердце пациента со светом мудрости и любви,
то даже глубокие познания не помогут ему исцелить пациента.
Больной
доверяет врачу свою жизнь иной раз больше, чем своим родителям или детям,
поэтому о каждом пациенте он должен заботиться так, словно тот является
членом его семьи. Следуя этим принципам, врач принесет благо живущим существам,
достигнет славы в этом мире и уготовит для себя достойное место на небесах
после смерти
"Всех
превосходит тот, кто лечит из сострадания к всем существам, а не во имя
выгоды или вознаграждения" "Те же, кто ради прибыли превращают
медицину в торговлю, получает горсть пыли, теряя груду золота"
"Никакое благо, нравственное или материальное, не сравнится со врачом,
который разрывает петлю смерти при опасных болезнях, возвращает к жизни
того, кто уже уходил в обитель смерти, ибо нет большего дара, чем дар
жизни ".
"Тот, кто лечит из сострадания ко всем существам, исполняет свое высшее
предназначение на земле. Тот получает высшее счастье. "
"Чарака
Самхита"
Тибетский
трактат "Чжуд Ши" так говорит о
качествах и поведении врача
|