Существует
предание о прародине древних ариев, находившейся на территории нынешней
Арктики. Оно подтверждается рядом научных исследований, которые показывают,
что когда-то на территории Крайнего Севера были иные климатические условия.
Учёные предполагают, что около 28-36 тысячелетий тому назад из-за отклонения
оси Земли, вызванного изменением гравитационных сил Солнечной системы,
произошли глобальные перемены климата, сопровождавшиеся сильнейшими
стихийными бедствиями на Планете. Гибель гипотетической Арктиды повлекла
массовую миграцию народов в направлении нынешнего экватора. Один из
путей расселения проходил через Скандинавию, Валдайскую возвышенность
и истоки Волги. Другая ветвь ариев сначала расселилась в районе Среднего
и Южного Урала, а затем постепенно сместилась на Ближний Восток. Они
создали Авестийскую культуру, преемниками которой стали персы и другие
народы, населявшие эти места. Ещё одна ветвь достигла Юго-Восточной
Азии, где арии постепенно смешались с дравидами, коренными обитателями
этих мест, и создали могущественное богоцентрическое общество Бхарата-Варша
со столицей Хастинапур, разрушенной впоследствии монголами. Современная
столица Индии Дели построена на её развалинах.
Арии
создали удивительную общественную систему варнашрама-дхарма,
согласно которой все люди, в зависимости от способностей и образа жизни,
разделялись на четыре социальные категории (варны) и четыре духовные
категории (ашрамы). Общество, но аналогии, сравнивалось с телом
человека: брахманы считались головой общества, кшатрии - его руками,
вайшьи - его желудком, а шудры - ногами.
“Брахманы,
- как писал Сарвепалли Радхакришнан, - это не жречество, давшее обет
поддерживать застывшие доктрины, а интеллектуальна аристократия, которой
доверено формирование возвышенной жизни народа”. Они были учителями,
врачами, астрологами, учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать
лишь тот человек, для которого процесс познавания, развития и синтеза
знаний был превыше любых других объектов материального мира. У него
должен был быть от природы хорошо развитый интеллект, превосходная память,
открытое и доброе сердце. Честность, терпение, смирение, служение, чистота
тела и мыслей были его качествами.
Другой
класс общества - кшатрии, были покровителями учёных брахманов,
прирождёнными лидерами, руководителями и воинами. Такие люди должны
были иметь сильное желание управлять. Однако, в отличие от современных
руководителей, занимающихся, как правило, эксплуатацией людей, кшатрий
должен был в первую очередь заботиться о благе своих подданных. Он должен
был хорошо знать нужды людей и нести ответственность за всё общество.
Благородство, мужество, огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым
- вот качества кшатрия. Они были прирождёнными воинами. Они должны были
защищать граждан от внешних врагов и преступников.
Вайшьи
составляли торгово-промышленный класс. В их задачу входило развитие
материальной основы, необходимой для земной жизни. Они контролировали
финансовую систему общества, занимались сельским хозяйством, строительством,
производством предметов обихода и торговлей. Эти люди по природе своей
любили материальный достаток. В те времена вайшьи использовали только
достойные методы и презирали мошенничество и обман.
Четвёртый
социальный класс - шудры. Они являлись прирожденными ремесленниками
и вкладывали в свое дело всю душу. О таких людях принято сейчас говорить,
что у них золотые руки.
В
системе варнашрама-дхарма было развито внимание к положению любого
человека. Никто не относился к некоему привилегированному классу. Каждый
действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии
не были завистливы, никогда не пытались изменить свое социальное положение
и считали это бессмысленным. Варнашрама-дхарма являлась богоцентрической
социальной системой, позволяющей каждому человеку, выполняя свой долг,
двигаться по пути духовной эволюции. Для этого общество было разделено
на четыре ашрама – четыре ступени жизни: брахмачарья, грихастха,
ванапрастха и саньяса.
Обычно
через несколько месяцев после рождения ребенка родители приглашали опытного
брахмана, который по астрологическим таблицам и знакам на теле ребенка
составлял гороскоп, раскрывающий основной потенциал этой личности и
её кармические задачи. Родителям указывалась принадлежность его к той
или иной варне, рекомендуемый род занятий и предрасположенность к определенным
болезням.
По
достижении пяти лет ребенка отдавали в специальную школу – гурукулу
– обычно находящуюся при монастыре, где в течение 20 лет он постигал
науку своей варны. Существовали отдельные школы для брахманов, кшатриев,
вайшьев и шудр. Образование включало в себя развитие философско-религиозного
мировоззрения, этическое воспитание, обучение духовным практикам и приобретение
навыков будущей профессии. Этот период жизни назывался брахмачари.
Ученик подчинялся жесткой дисциплине школы, ему запрещалось иметь отношения
с противоположным полом и покидать стены монастыря в одиночестве.
После
получения образования человек переходил на следующую ступень своей жизни
– грихастха-ашрам. Обычно он женился и переходил к выполнению
своих социальных обязанностей в соответствии со своей варной. Когда
он достигал преклонного возраста и у него рождались внуки, он становился
ванапрастхой. Это означало, что он мог, с согласия жены, прекратить
работать и заняться духовными практиками, изучением священных писаний
и размышлениями о сути бытия.
Когда
человек чувствовал приближение смерти, он принимал статус саньяси.
Покидая дом, он отправлялся в святые места, в лес или в горы, для того,
чтобы полностью сконцентрироваться на духовной практике и в полном сознании
подготовить уход из этого мира. В это время он отказывался от материальной
помощи родственников и принимал только пожертвования от других людей,
переходя из одного места в другое. Это было необходимо для развития
отречения от объектов материального мира. Он также мог передать свои
знания и опыт другим людям, становясь странствующим проповедником. Арии
очень уважительно относились к саньясинам и не отказывали им в крове
и пище.
Таким
образом, система варнашрама-дхарма предоставляла каждому человеку
возможность постичь основы жизни посредством четырёх составляющих: комы,
артхи, дхармы и мокши. Посредством камы каждому предоставлялась
возможность постичь любовь, проходя все формы её проявления: от самой
низшей - чувственного, животного удовлетворения, до самой высокой -
возвышенной любви к Богу. Посредством артхи каждому предоставлялась
возможность постичь пользу, выгоду, также проходя все формы её проявления,
начиная от самой низкой - выгоды только для себя, до самой возвышенной
- пользы для Общего Блага. Дхарма означает выполнение своего
социального долга, в соответствии со своей варной, и религиозного долга
- в соответствии со своим ашрамом. Мокша означает выполнение
кармических и духовных задач нынешнего воплощения для перехода на следующую
ступень духовной эволюции.
Аюрведа
является неотъемлемой составляющей ведической культуры и основывается:
на философской системе Санкхья, где описываются
во всех деталях строение материального мира и его законы, на Джьотиша-шастре,
включающей в себя астрономию, био-косморитмологию, астрологию, и на
ведической натуропатии (естественных методах профилактики и лечения
заболеваний).
Ведическая
астрология проявляет связь человека (микрокосма) с окружающим миром
(макрокосмом). “Как внизу, так и наверху”. Современные учёные нередко
скептически относятся к этому разделу знания, доказывая, что дальние
планеты и звёзды не могут оказывать на человека физическое влияние.
Но астрология рассматривает небесные тела как астрохимические объекты
природы, влияющие как на атмосферу Земли, так и на всё, что на ней находится.
Это влияние рассматривается в другом разделе Аюрведы - Джьотиша-шастре
или биокосморитмологии.
Ведическая
натуропатия описывает различные свойства продуктов питания, лекарственных
растений и минералов, применительно к возрасту, полу, тину конституции
человека, месту проживания, предрасположенностей к тем или иным болезням,
суточным и сезонным ритмам. В одном из аюрведических канонов говорится:
“Всё что окружает нас, - всё является лекарством, нужно только распознать
его и правильно использовать”.
Аюрведа
является достаточно гибкой системой. Она даёт алгоритмы, которые можно
применять в любом местe и во все времена. Об этом гласит ведический
принцип передачи знания: деша-кала-патра (“место-время-обстоятельство”).
Это означает, что знание не следует переносить механически. Его необходимо
адаптировать к определённым географическим, климатическим, культурным
и социальным условиям.
И.И.
Ветров
Полный
текст статьи >>>