к началу



ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


 
Качества врача
Качества трактата
Обучение
Язык трактатов

 к содержанию

 

Существует предание о прародине древних ариев, находившейся на территории нынешней Арктики. Оно подтверждается рядом научных исследований, которые показывают, что когда-то на территории Крайнего Севера были иные климатические условия. Учёные предполагают, что около 28-36 тысячелетий тому назад из-за отклонения оси Земли, вызванного изменением гравитационных сил Солнечной системы, произошли глобальные перемены климата, сопровождавшиеся сильнейшими стихийными бедствиями на Планете. Гибель гипотетической Арктиды повлекла массовую миграцию народов в направлении нынешнего экватора. Один из путей расселения проходил через Скандинавию, Валдайскую возвышенность и истоки Волги. Другая ветвь ариев сначала расселилась в районе Среднего и Южного Урала, а затем постепенно сместилась на Ближний Восток. Они создали Авестийскую культуру, преемниками которой стали персы и другие народы, населявшие эти места. Ещё одна ветвь достигла Юго-Восточной Азии, где арии постепенно смешались с дравидами, коренными обитателями этих мест, и создали могущественное богоцентрическое общество Бхарата-Варша со столицей Хастинапур, разрушенной впоследствии монголами. Современная столица Индии Дели построена на её развалинах.

Арии создали удивительную общественную систему варнашрама-дхарма, согласно которой все люди, в зависимости от способностей и образа жизни, разделялись на четыре социальные категории (варны) и четыре духовные категории (ашрамы). Общество, но аналогии, сравнивалось с телом человека: брахманы считались головой общества, кшатрии - его руками, вайшьи - его желудком, а шудры - ногами.

“Брахманы, - как писал Сарвепалли Радхакришнан, - это не жречество, давшее обет поддерживать застывшие доктрины, а интеллектуальна аристократия, которой доверено формирование возвышенной жизни народа”. Они были учителями, врачами, астрологами, учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать лишь тот человек, для которого процесс познавания, развития и синтеза знаний был превыше любых других объектов материального мира. У него должен был быть от природы хорошо развитый интеллект, превосходная память, открытое и доброе сердце. Честность, терпение, смирение, служение, чистота тела и мыслей были его качествами.

Другой класс общества - кшатрии, были покровителями учёных брахманов, прирождёнными лидерами, руководителями и воинами. Такие люди должны были иметь сильное желание управлять. Однако, в отличие от современных руководителей, занимающихся, как правило, эксплуатацией людей, кшатрий должен был в первую очередь заботиться о благе своих подданных. Он должен был хорошо знать нужды людей и нести ответственность за всё общество. Благородство, мужество, огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым - вот качества кшатрия. Они были прирождёнными воинами. Они должны были защищать граждан от внешних врагов и преступников.

Вайшьи составляли торгово-промышленный класс. В их задачу входило развитие материальной основы, необходимой для земной жизни. Они контролировали финансовую систему общества, занимались сельским хозяйством, строительством, производством предметов обихода и торговлей. Эти люди по природе своей любили материальный достаток. В те времена вайшьи использовали только достойные методы и презирали мошенничество и обман.

Четвёртый социальный класс - шудры. Они являлись прирожденными ремесленниками и вкладывали в свое дело всю душу. О таких людях принято сейчас говорить, что у них золотые руки.

В системе варнашрама-дхарма было развито внимание к положению любого человека. Никто не относился к некоему привилегированному классу. Каждый действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии не были завистливы, никогда не пытались изменить свое социальное положение и считали это бессмысленным. Варнашрама-дхарма являлась богоцентрической социальной системой, позволяющей каждому человеку, выполняя свой долг, двигаться по пути духовной эволюции. Для этого общество было разделено на четыре ашрама – четыре ступени жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньяса.

Обычно через несколько месяцев после рождения ребенка родители приглашали опытного брахмана, который по астрологическим таблицам и знакам на теле ребенка составлял гороскоп, раскрывающий основной потенциал этой личности и её кармические задачи. Родителям указывалась принадлежность его к той или иной варне, рекомендуемый род занятий и предрасположенность к определенным болезням.

По достижении пяти лет ребенка отдавали в специальную школу – гурукулу – обычно находящуюся при монастыре, где в течение 20 лет он постигал науку своей варны. Существовали отдельные школы для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Образование включало в себя развитие философско-религиозного мировоззрения, этическое воспитание, обучение духовным практикам и приобретение навыков будущей профессии. Этот период жизни назывался брахмачари. Ученик подчинялся жесткой дисциплине школы, ему запрещалось иметь отношения с противоположным полом и покидать стены монастыря в одиночестве.

После получения образования человек переходил на следующую ступень своей жизни – грихастха-ашрам. Обычно он женился и переходил к выполнению своих социальных обязанностей в соответствии со своей варной. Когда он достигал преклонного возраста и у него рождались внуки, он становился ванапрастхой. Это означало, что он мог, с согласия жены, прекратить работать и заняться духовными практиками, изучением священных писаний и размышлениями о сути бытия.

Когда человек чувствовал приближение смерти, он принимал статус саньяси. Покидая дом, он отправлялся в святые места, в лес или в горы, для того, чтобы полностью сконцентрироваться на духовной практике и в полном сознании подготовить уход из этого мира. В это время он отказывался от материальной помощи родственников и принимал только пожертвования от других людей, переходя из одного места в другое. Это было необходимо для развития отречения от объектов материального мира. Он также мог передать свои знания и опыт другим людям, становясь странствующим проповедником. Арии очень уважительно относились к саньясинам и не отказывали им в крове и пище.

Таким образом, система варнашрама-дхарма предоставляла каждому человеку возможность постичь основы жизни посредством четырёх составляющих: комы, артхи, дхармы и мокши. Посредством камы каждому предоставлялась возможность постичь любовь, проходя все формы её проявления: от самой низшей - чувственного, животного удовлетворения, до самой высокой - возвышенной любви к Богу. Посредством артхи каждому предоставлялась возможность постичь пользу, выгоду, также проходя все формы её проявления, начиная от самой низкой - выгоды только для себя, до самой возвышенной - пользы для Общего Блага. Дхарма означает выполнение своего социального долга, в соответствии со своей варной, и религиозного долга - в соответствии со своим ашрамом. Мокша означает выполнение кармических и духовных задач нынешнего воплощения для перехода на следующую ступень духовной эволюции.

Аюрведа является неотъемлемой составляющей ведической культуры и основывается: на философской системе Санкхья, где описываются во всех деталях строение материального мира и его законы, на Джьотиша-шастре, включающей в себя астрономию, био-косморитмологию, астрологию, и на ведической натуропатии (естественных методах профилактики и лечения заболеваний).

Ведическая астрология проявляет связь человека (микрокосма) с окружающим миром (макрокосмом). “Как внизу, так и наверху”. Современные учёные нередко скептически относятся к этому разделу знания, доказывая, что дальние планеты и звёзды не могут оказывать на человека физическое влияние. Но астрология рассматривает небесные тела как астрохимические объекты природы, влияющие как на атмосферу Земли, так и на всё, что на ней находится. Это влияние рассматривается в другом разделе Аюрведы - Джьотиша-шастре или биокосморитмологии.

Ведическая натуропатия описывает различные свойства продуктов питания, лекарственных растений и минералов, применительно к возрасту, полу, тину конституции человека, месту проживания, предрасположенностей к тем или иным болезням, суточным и сезонным ритмам. В одном из аюрведических канонов говорится: “Всё что окружает нас, - всё является лекарством, нужно только распознать его и правильно использовать”.

Аюрведа является достаточно гибкой системой. Она даёт алгоритмы, которые можно применять в любом местe и во все времена. Об этом гласит ведический принцип передачи знания: деша-кала-патра (“место-время-обстоятельство”). Это означает, что знание не следует переносить механически. Его необходимо адаптировать к определённым географическим, климатическим, культурным и социальным условиям.

И.И. Ветров

Полный текст статьи >>>

 

[Качества врача] [Обучение] [Язык трактатов] [Ведическая культура]

 

К содержанию
К содержанию

 

© Подготовка и перевод материалов - Юлия Сорокина и центр "Дханвантари". 2001.
Любое копирование и использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт

 

 

 

 

Hosted by uCoz