До
1500 года до нашей эры все сведения об Аюрведе можно найти лишь в Атхарваведе
и других Ведах. Отдельные труды по медицине, принадлежащие как буддистской,
так и индуистской традиции, датируются
очень ранним периодом, но сложение канонов, научных трудов по медицине
относится уже к периоду от 1500 года до н.э. до 11-12 веков н.э., когда
были записаны основные тексты - Агнивеша тантра, Чарака самхита, Сушрута
самхита, Кашьяпа самхита и другие. Описывая целостную систему аюрведического
знания, они являются учебниками для практикующих врачей и наставлением
для желающих сохранить здоровье и долголетие.
Сохранилось
очень мало этих текстов, также мало сведений сохранилось об их авторах.
Многое было утрачено с течением времени, многое было уничтожено во времена
мусульманского правления в Индии. О значительном количестве медицинских
текстов можно судить лишь по рукописям и книгам, сохранившимся в сводах
буддийских священных текстов “Канчжур”
и “Танчжур”, представляющих собой тщательные переводы с санскритских
источников на тибетский язык трактатов индийских ученых-буддистов (Нагарджуны,
Асанги, Васубандху, Бхававивеки и других), а также трактаты индийских
ученых по медицине, грамматике, поэтике, астрологии и иконописи.
Самыми
важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов
- Чарака Самхита, Сушрута Самхита, Аштанга
Хридайя Самхита, Шарнгадхара Самхита, Мадхава Нидана Самхита, Бхава
Пракаша Самхита, Харита Самхита, Кашьяпа Самхита и Бхела Самхита.
Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным
трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны,
Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским
династиям. Некоторые из этих текстов сохранились целиком, некоторые
- только частично.