СУШРУТА САМХИТА

Чарака самхита

Аюрведические каноны

Письменные источники Аюрведы




Сушрута самхита - второй по значимости трактат Брихат Трайи - посвящен шалакья - или хирургии. Представляющий традицию Дханвантари сампрадайи, он также является письменным выражением передававшегося из поколения в поколение божественного знания. Представляя теорию и практику хирургии, он является неиссякаемым источником аюрведических афоризмов, поскольку наиболее распространенные цитаты о здоровье почерпнуты, как правило, именно из Сушрута Самхиты. Как и Чарака самхита, трактат написан стихами и прозой, при этом поэзия в нем преобладает. В конце 8-го столетия н. э. Сушрута Самхита была переведена на арабский язык под названием Китаб-Ша-Шун-аттинди или Kитаб-и-Сусурд. Сушрута Самхита - единственный дошедший до нас завершенный труд по практической хирургии. Другие труды, написанные его учениками или последователями, утеряны или плохо сохранились.

Имя Сушруты было одинаково хорошо известно в Камбодже и в Индокитае, как в Аравии, так и на Западе. Сушрута известен как непревзойденный хирург, усовершенствовавший методики совершения операций и многие инструменты.

Кто был Сушрута, когда и где он жил и работал - ответы на эти вопросы лежат в области предположений. В Индии, где сама жизнь считается иллюзией, жизни королей или простых людей считались не очень значительными, а любые истории жизни и биографии рассматривались как признак необоснованного тщеславия. Жизни святых и царей иногда становились темами национальных эпосов, но они были предназначены скорее для изложения доктрин некоторых этических и метафизических школ, чем для фиксации какого-то конкретного события. Махабхарата упоминает Сушруту как сына Вишвамитры, королевского мудреца, что совпадает с его собственными словами в Сушрута Самхите. Своим наставником он называет Диводасу Дханвантари, согласно его версии получившим аюрведические знания непосредственно от Индры. Известно, что он обучал своих учеников с помощью муляжей, которыми служили специально сделанные манекены, части тела людей и мертвых животных. Его главными достижениями, однако, были операции в области пластической хирургии, операции на глазах и внутренних органах.

Время написания Сушрута Самхиты также невозможно определить с точностью. Доподлинно известно, что редактором труда Сушруты был Нагарджуна, живший в четвертом столетии до н.э. Мнения исследователей разделяются - одни считают, что Сушрута жил за два века до рождения Будды, другие - что он был его современником. Самые первые комментарии на этот трактат, написанные Джеджатой и Гайадаса, не дошли до наших дней. Доступны "Бханумати Чакрадатта" и "Нибандхасамграха Даллана" 11-го и 12-го вв. соответственно.

В Индии ведического периода, как и в Древнем Египте, соблюдался принцип разделения труда - существовало несколько специальностей врачей. Во времена Сушруты были рогахара (терапевты), шальяхара (хирурги), вишахара (специалисты по лечению отравлений), критьяхара (изгоняющие злых духов) и бхиша-атхарваны (исцеляющие с помощью магических заклинаний. Из разрозненных в Ведах и Брахманах знаний о травах, силах природы и заклинаний Сушрута составил такой труд, который и поныне восхищает весь мир.

В Индии, как во всех других странах, целительные заклинания предшествовали медицине. Главными лекарями были священнослужители, и поэтому бхиша-атхарваны обществом ставились выше хирургов. На первые арийские поселения в часто нападали аборигены страны, и в этих сражениях хирурги должны были часто посещать поля сражений, помогая как военачальникам, так и воинам. Некоторые операции и протезирование ампутированных органов железными протезами звучат почти невероятно. Но хотя в помощи хирургов нуждались часто, им редко позволяли входить в брахманское общество. В мирное время хирургов, которые больше не требовались на полях сражений, занимались преимущественно лечением раненых животных. Их призывали на место несчастных случаев или звали к женам богатых князей во время трудных родов. Но бхиша-атхарваны, умевшие заговорить лихорадку и приготовить любовные зелья, все равно ценились выше хирургов.

Трактат Сушруты начинается с раздела Сутрастхана, посвященного общим вопросам - сути медицинской науки, обучению и качествам врача, правилам врачевания, теории дош, фармакопеи, описанию хрургических инструментов и прочему. Объясняются влияние различных времен года на растения и людей. Второй раздел - Нидана стхана - посвящен патологии, третий - Шарирастхана - анатомии и эмбриологии, четвертый (Чикитсастхана)- терапии, пятый (калпастхана) посвящен токсикологии. Последняя часть образует Уттарастхану - дополнительную книгу по терапии различных болезней.

Сушрута самхита представляет систематический метод практического обучения хирургов, компилируя методы и средства, разрозненные по обширному кругу ведической литературы. Практическая хирургия требует хорошего знания практической анатомии. Приносимые в жертву животные предоставляли превосходный материал для разработки сравнительной анатомии. Именно Сушрута первым классифицировал все хирургические операции, разделив их на пять видов, и сгруппировал их под названиями ахарья (извлечения твердых тел), бхедья (иссечение), чхедья (разрезание), эшья (исследование), лекхья (скарификация), сивья (наложение швов), ведхи (пунктирование) и висраванья (выведение жидкости). Сушрута распознает сто двадцать пять различных инструментов, имитирующих по форме (и по названию) части тел зверей и птиц (см. 26 главу сутрастханы Аштанга хридая самхиты), и разрешает хирургу изобретать новые инструменты для нужд каждого отдельного случая. Квалификации и оборудование хирурга - фактически те же самые, что применяются в наши дни. Перед хирургической операцией пациенту рекомендовался отдых, комната, в которой должна проводится операция, должна была быть окурена дымом белой горчицы, листьями нимба и смолой эвкалипта для обеззараживания. Также антисептическими средствами обрабатывались и инструменты. Операции на глазах, акушерские и другие операции совершались только очень опытными хирургами и с особыми предосторожностями. Сушрута проводил пластические операции, первым успешно применяя пересадку кожи с соседних с поврежденным участков. Ему приписывают также и операции по удалению катаракты, которые были неизвестны хирургам Древней Греции и Египта. Производились также операции кесарева сечения, требующиеся в тех случаях, когда припарки и окуривания были недостаточными для естественного родоразрешения. Его предписания о послеродовом уходе, кормлении и заботе о ребенке соответствуют современным европейским разработкам.

Во время обучения хирурги тренировались на искусственных объектах, походящих на пораженные болезнью органы, используя плоды растений, мешки, наполненные водой, мочевые пузыри мертвых. Искусству кровопускания обучались на сосудах мертвых животных и на стеблях водной лилии; искусству извлечения твердых тел - на панаса (Artocarpus Integrifolia) и плоде шахнали (Bombox Malabaricum, перевязки - на макетах, катетеризации - на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном водой. Обучение практической анатомии, тем не менее, во времена Сушруты сталкивалось с немалыми трудностями, так как отсутствие кремации и вскрытие трупа индусы воспринимали как препятствие очищению души в погребальном огне и ее дальнейшему воплощению.

Как и все индийские философы, Сушрута задается вопросом, что есть человек, где находится его индивидуальность, для чего он рождается, живет и умирает. Он увязывает существование человека со вселенскими законами. Жизнь связана с теми невидимыми фактами, которые составляют его предыдущее и будущее существование. Мы видим только среднюю связь в цепочке существований, которую мы и называем жизнью, но не замечаем предшествующих или последующих, невидимых для нас связей.

Сушрута предъявляет высочайшие требования к дисциплине и этике молодых врачей, призванных блюсти чистоту тела и ума. Во время инициации ученика торжественно призывают отринуть чувственность и гнев, жадность к деньгам, гордость, тщеславие, недовольство, эгоизм, праздность,обман и т.д. Врач должен лечить всех нуждающихся так, как он лечил бы своих родных, отказывая лишь охотникам, птицеловам и закоренелым грешникам. Особенно подчеркивалось, что врач не должен приступать к практике, не усвоив одинаково практические и теоретические знания.

Из обряда посвящения ученика

Использованы: предисловие к Сушрута Самхите (К.Л. Бхишагратха), тексты Сушрута Самхиты и материалы Интернет. Подготовка - Юлия Сорокина.

Чарака Самхитав начало разделаСушрута

К содержанию

к содержанию

© Подготовка и переводы материалов - Юлия Сорокина. 2001-2013.
Уважаемые господа, копирование не возбраняется, но любое использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт, с договоренностью по адресу
dhanvantari@bk.ru


Сайт о Сушрута самхите

Сайт о Чараке

Hosted by uCoz