[5] Затем,
увидев, что священный огонь поднялся высоко и обряд свершен, учитель
должен наставить ученика следующим образом: "Ты должен отвергнуть похоть,
гнев, жадность, невежество, тщеславие, эгоизм, зависть, грубость, скупость,
лживость, вероломство, лень и все, что может очернить имя честного человека.
В надлежащее время ты должен подрезать ногти и остричь волосы, возложив
их на священную ткань, и окрасить брови в желтый цвет. Ты должен вести
праведную жизнь, свойственную затворникам и исполненную почтительности
в отношении учителя. Что бы ты ни делал - спал, отдыхал, принимал пищу
или учился - ты должен находиться под моим руководством. Ты должен делать
все для того, чтобы я был доволен тобой, иначе ты впадешь в грех, и
твое обучение не принесет ни плодов, ни желаемого знания, ни славы.
Если же я, с другой стороны, при всем твоем старании и прилежании, не
смогу дать тебе нужных знаний, я также впаду в грех, буду считать свои
знания бесполезными и потеряю право их выказывать. Используя все свое
знание и умение, ты должен помогать брахманам, старшим, наставникам
и друзьям, нищим, праведникам, отшельникам, беспомощным и тем, кто приходит
издалека так же, как и тем, кто живет рядом, своим родным и близким
(со всем свои знанием и дарованием), оказывая им помощь (никогда не
требуя никакого вознаграждения или оплаты), и за это Бог вознаградит
тебя. Ты не должен лечить охотников, птицеловов, закоренелых грешников
или тех, кто разрушает свою жизнь. Действуя так, ты найдешь друзей,
славу, милость Бога, благосостояние и все, что ты желаешь в жизни, а
твое знание и умения будут пользоваться доброй славой среди людей".
Сушрута Самхита,
Сутрастхана, глава 2
(перевод Ю. Сорокиной)