Комментарии


 

Вагбхата
Чжуд Ши
Обермиллер
Чжуд Ши о лекаре

Индия и Тибет


к истории создания Аштанга-ХридайиАштангахридайя имеет славу трактата, к которому написано комментариев больше, чем к любому другому аюрведическиму тексту . Несмотря на то, что их известно около тридцати, наиболее значительные из них утрачены, сохранились частично или остаются в рукописном виде в библиотеках Индии и других стран. Лишь шесть из них опубликованы, причем только один полностью, а остальные - частично.

Единственным полностью сохранившимся и опубликованным комментарием является Сарвангасундара Арунадатты, сына Мриганкадатты . Считается, что он жил в Бенгалии и был великим ученым не только в области учения Аюрведы, но и в грамматике, просодии (фонетике слогосложения) и в других отраслях санскритского литературоведения. Время жизни Арунадатты относят к началу двенадцатого века нашей эры, поскольку его цитирует Хемадри (13-14 века нашей эры). Сарвангасундара является весьма подробным комментарием, объясняющим смысл стихов Аштангахридайи. Этот текст активно прибегает к помощи грамматики для обоснования своих пояснений, использует цитаты из других текстов, приводит аналоги (синонимы названий) упомянутых лекарственных средств, а также дает общепринятые их наименования для большего удобства их идентификации. Эти достоинства оправдывают "громкое" название трактата и отражают обширность познаний автора этого текста. Весьма вероятно, что автор прибегал к помощи более раннего комментария к Аштангахридайе, написанного Чандрананданой, так как между этими текстами наблюдается некоторое сходство. Считается, что Арунадатта создал также комментарий к Сушрутасамхите, который впрочем до сих пор не обнаружен.

Аюрведа Расаяна является трудом Хемадри, сына Камадевы. Он был брахманом, жившим в Махараштре и принадлежащем к роду Ватса-готра. Он был первым министром и советником (дхармадхикари) царя Махадевы (1260-1271) и его сына Рамачандры (1271-1309), правителями Девагири из рода Ядавов . Он являлся большим знатоком всех направлений древнего знания, в особенности дхарма-шастры. Он также был плодовитым писателем и написал около четырнадцати книг, наиболее значительной из которых является Чатурварга Чинтамани - огромная работа, посвященная дхарма-шастре и содержащая более тысячи страниц. Он был также покровителем учености и поддерживал многих ученых, таких как Кешава Пандита, Бопадева и других. Аюрведа расаяна - комментарий к Аштангахридайе - был написан после Чатурварга чинтамани и относится ко второй половине четырнадцатого столетия нашей эры. К сожалению, этот текст дошел до нас в неполном виде, сохранились только комментарии к сутрастхане, нидана стхане, к первым шести главам чикитса стханы и ко всем главам калпасиддхи стханы, и все они были опубликованы. Хемадри включил главы калпасиддхистханы в сутрастхану. При написании комментариев Хемадри ссылался на множество более ранних работ - таких авторов как Кхаранада, Вринда, Вангасена и т.д., но особенно на Аштангасанграху, а также на Чаракасамхиту и Сушрутасамхиту. Комментарий Хемадри претендует на то, что ему удалось рассеять сомнения по многим спорным вопросам, о которых прежние комментаторы не дали окончательного заключения .

Падартха Чандрика - это название комментария, написанного Чандрананданой, сыном Равинанданы. Его родиной был Кашмир, и свой труд он написал по просьбе Сакунадевы, царя Кашмира. Жил он в десятом веке н. э . Падартха Чандрика является самым ранним из дошедших до нас комментариев к Аштангахридайя. Он сохранился полностью в рукописном виде. Лишь некоторые фрагменты из него были опубликованы в качестве примечаний к расширенному изданию, выпущенному Харишастри Парадкаром. Его тибетский перевод сохранился полностью и включен в свод Танджур. Считается, что Чандранандана был автором комментариев к Чаракасамхите и Сушрутасамхите, а также к нигханту, которая является приложением к Аштангахридайе.

Хридайя бодхика (или Хридайя бодхини) - это труд Шридаса Пандиты, жившего в Керале. Он являлся учеником наставника по имени Васудева. Опубликована была только первая часть этого комментария (сутрастхана, шарирастхана и ниданастхана). Этот комментарий довольно краток и дает эквиваленты названий лекарственных средств на языке малаялам. Шридаса Пандита жил в начале четырнадцатого столетия.

Нидана чинтамани - это комментарий к разделу ниданастхана Аштангахридайи, который написан ученым по имени Тодарамалла Канхапрабху, сыном Махавайдьи Беимдевы Прабху и Самамбики . Этот комментарий был опубликован в качестве примечаний к изданию Харишастри Парадкара. Время его жизни еще не установлено; наиболее вероятно предположение, что он жил в 14-15 веках н.э.

Татвабодха является комментарием только к разделу Уттарастхана Аштангахридайи и написана Шивадасасеной, сыном Анантасены, который был придворным врачом Барбак-Шаха, султана Бенгалии (1457-1474). Этот комментарий предположительно был написан в 1500 году н.э. Он также опубликован. Помимо этого комментария, Шивадаса написал комментарии к Чаракасамхите (татва прадипике) и Чикитсанграхе Чакрапанидатты.

Вагбхата мандана, написанная Бхаттой Нарахари, известным также как Нрисимха, не является комментарием к Аштангахридайе, но представляет собой краткий обзор, написанный с целью защитить учение Аштангахридайи от различных заблуждений и необоснованных утверждений. Вагбхата мандана представляет собой великолепную критическую статью и является единственной в своем роде в корпусе аюрведической литературы.

д-р Шрикантха Мурти (перевод М. Момот, Ю. Сорокина)

 
Наиболее известные комментарии на Аштанга Хридайя Самхиту
Бхаттараха-ричандра - 7 век  

Химадатта или Свахитамитрадатта - 8 век

Джеджата - 8 век

 

 
Чандранандана - 10 век Падартха Чандрика (частично опубликован)
Вагбхата - 10 век (?) Вайдурьяка Бхасья (в тибетской версии)
Ишварасена - 10 век не найден 
Инду - 12 век   Шашилекха или Индумати 
Арунадатта - 12 век   Сарванга сундара (опубликован) 
Хемадри - 13 век   Аюрведа расаяна 
Ашадхара - 13 век   Удьота или удьотхара (не найден) 
Вачаспати мишра - 13 век  
Удайядитья или Пурандара Манодайя
Шридаса пандита - 14 век Хридайя бодхика
Тодарамалла Канха прабху - 14-15 век Маноджна или Нидана чинтамани )
Дамодара - 14-15 века Шанкета манджари
Виттала пандита - название неизвестно
Шрикантха Алпабуддхи прабодхана
Бхатта нарахари 15 век Аштанга хридайя Дипика
Хатаканха 15 век
Бхаттасривардхамана 15 век (?) Сародхара
Васудева Анвайямала
Ясоданандан Саркар Прадипа
Кришнасена Маллик 15-16 века (?) Вагбхатартха каумуди
Шанкара 15-16 века (?) Лалита
Раманатха ганака Аштангахридайя Тика (не опубликован)
Парамешвара - 16 век Вакьяпрадипика
Вишвешвара пандита Виджнеяртха Пракасика (не опубликован)
Нарайяна йогиндра Аштангахридайя Тика
Шивадаса Сен - 16 век Татвабодха Балабодхини
16 век Балапрабодхика (не опубликован)
16 век Сугата тика (не найден)
16 век Брихат патхья
16 век Дравиди тика (не найден)
16 век Каиралити тика (опубликован)
Рамануджачарья Андхра тика (не опубликован)

 

[Вагбхата] [Обермиллер] [Чжуд Ши][Чжуд Ши о лекаре] [Индия и Тибет]

К содержанию
К содержанию

 

© Подготовка и перевод материалов - Юлия Сорокина и центр "Дханвантари". 2001-2013.
Любое копирование и использование материалов - с обязательной ссылкой на авторов и на этот сайт

 

 

Союз образовательных сайтов

 

Hosted by uCoz