Комментарии |
|||||||
|
Единственным полностью сохранившимся и опубликованным
комментарием является Сарвангасундара
Арунадатты, сына Мриганкадатты . Считается, что он жил в Бенгалии
и был великим ученым не только в области учения Аюрведы, но и в грамматике,
просодии (фонетике слогосложения) и в других отраслях санскритского
литературоведения. Время жизни Арунадатты относят к началу двенадцатого
века нашей эры, поскольку его цитирует Хемадри (13-14 века нашей эры).
Сарвангасундара является весьма подробным комментарием, объясняющим
смысл стихов Аштангахридайи. Этот текст активно прибегает к помощи грамматики
для обоснования своих пояснений, использует цитаты из других текстов,
приводит аналоги (синонимы названий) упомянутых лекарственных средств,
а также дает общепринятые их наименования для большего удобства их идентификации.
Эти достоинства оправдывают "громкое" название трактата и отражают обширность
познаний автора этого текста. Весьма вероятно, что автор прибегал к
помощи более раннего комментария к Аштангахридайе, написанного Чандрананданой,
так как между этими текстами наблюдается некоторое сходство. Считается,
что Арунадатта создал также комментарий к Сушрутасамхите, который впрочем
до сих пор не обнаружен. Аюрведа Расаяна является трудом Хемадри, сына Камадевы. Он был брахманом, жившим в Махараштре и принадлежащем к роду Ватса-готра. Он был первым министром и советником (дхармадхикари) царя Махадевы (1260-1271) и его сына Рамачандры (1271-1309), правителями Девагири из рода Ядавов . Он являлся большим знатоком всех направлений древнего знания, в особенности дхарма-шастры. Он также был плодовитым писателем и написал около четырнадцати книг, наиболее значительной из которых является Чатурварга Чинтамани - огромная работа, посвященная дхарма-шастре и содержащая более тысячи страниц. Он был также покровителем учености и поддерживал многих ученых, таких как Кешава Пандита, Бопадева и других. Аюрведа расаяна - комментарий к Аштангахридайе - был написан после Чатурварга чинтамани и относится ко второй половине четырнадцатого столетия нашей эры. К сожалению, этот текст дошел до нас в неполном виде, сохранились только комментарии к сутрастхане, нидана стхане, к первым шести главам чикитса стханы и ко всем главам калпасиддхи стханы, и все они были опубликованы. Хемадри включил главы калпасиддхистханы в сутрастхану. При написании комментариев Хемадри ссылался на множество более ранних работ - таких авторов как Кхаранада, Вринда, Вангасена и т.д., но особенно на Аштангасанграху, а также на Чаракасамхиту и Сушрутасамхиту. Комментарий Хемадри претендует на то, что ему удалось рассеять сомнения по многим спорным вопросам, о которых прежние комментаторы не дали окончательного заключения . Падартха Чандрика - это название комментария, написанного Чандрананданой, сыном Равинанданы. Его родиной был Кашмир, и свой труд он написал по просьбе Сакунадевы, царя Кашмира. Жил он в десятом веке н. э . Падартха Чандрика является самым ранним из дошедших до нас комментариев к Аштангахридайя. Он сохранился полностью в рукописном виде. Лишь некоторые фрагменты из него были опубликованы в качестве примечаний к расширенному изданию, выпущенному Харишастри Парадкаром. Его тибетский перевод сохранился полностью и включен в свод Танджур. Считается, что Чандранандана был автором комментариев к Чаракасамхите и Сушрутасамхите, а также к нигханту, которая является приложением к Аштангахридайе. Хридайя бодхика (или Хридайя бодхини) - это труд Шридаса Пандиты, жившего в Керале. Он являлся учеником наставника по имени Васудева. Опубликована была только первая часть этого комментария (сутрастхана, шарирастхана и ниданастхана). Этот комментарий довольно краток и дает эквиваленты названий лекарственных средств на языке малаялам. Шридаса Пандита жил в начале четырнадцатого столетия. Нидана чинтамани - это комментарий к разделу ниданастхана Аштангахридайи, который написан ученым по имени Тодарамалла Канхапрабху, сыном Махавайдьи Беимдевы Прабху и Самамбики . Этот комментарий был опубликован в качестве примечаний к изданию Харишастри Парадкара. Время его жизни еще не установлено; наиболее вероятно предположение, что он жил в 14-15 веках н.э. Татвабодха является комментарием только к разделу Уттарастхана Аштангахридайи и написана Шивадасасеной, сыном Анантасены, который был придворным врачом Барбак-Шаха, султана Бенгалии (1457-1474). Этот комментарий предположительно был написан в 1500 году н.э. Он также опубликован. Помимо этого комментария, Шивадаса написал комментарии к Чаракасамхите (татва прадипике) и Чикитсанграхе Чакрапанидатты. Вагбхата мандана, написанная Бхаттой Нарахари, известным также как Нрисимха, не является комментарием к Аштангахридайе, но представляет собой краткий обзор, написанный с целью защитить учение Аштангахридайи от различных заблуждений и необоснованных утверждений. Вагбхата мандана представляет собой великолепную критическую статью и является единственной в своем роде в корпусе аюрведической литературы. д-р Шрикантха Мурти (перевод М. Момот, Ю. Сорокина) |
Наиболее известные комментарии на Аштанга Хридайя
Самхиту
|
|
Бхаттараха-ричандра - 7 век | |
Химадатта или Свахитамитрадатта - 8 век Джеджата - 8 век
|
|
Чандранандана - 10 век | Падартха Чандрика (частично опубликован) |
Вагбхата - 10 век (?) | Вайдурьяка Бхасья (в тибетской версии) |
Ишварасена - 10 век | не найден |
Инду - 12 век | Шашилекха или Индумати |
Арунадатта - 12 век | Сарванга сундара (опубликован) |
Хемадри - 13 век | Аюрведа расаяна |
Ашадхара - 13 век | Удьота или удьотхара (не найден) |
Вачаспати мишра - 13 век | |
Удайядитья или Пурандара | Манодайя |
Шридаса пандита - 14 век | Хридайя бодхика |
Тодарамалла Канха прабху - 14-15 век | Маноджна или Нидана чинтамани ) |
Дамодара - 14-15 века | Шанкета манджари |
Виттала пандита - | название неизвестно |
Шрикантха | Алпабуддхи прабодхана |
Бхатта нарахари 15 век | Аштанга хридайя Дипика |
Хатаканха | 15 век |
Бхаттасривардхамана 15 век (?) | Сародхара |
Васудева | Анвайямала |
Ясоданандан Саркар | Прадипа |
Кришнасена Маллик 15-16 века (?) | Вагбхатартха каумуди |
Шанкара 15-16 века (?) | Лалита |
Раманатха ганака | Аштангахридайя Тика (не опубликован) |
Парамешвара - 16 век | Вакьяпрадипика |
Вишвешвара пандита | Виджнеяртха Пракасика (не опубликован) |
Нарайяна йогиндра | Аштангахридайя Тика |
Шивадаса Сен - 16 век | Татвабодха Балабодхини |
16 век | Балапрабодхика (не опубликован) |
16 век | Сугата тика (не найден) |
16 век | Брихат патхья |
16 век | Дравиди тика (не найден) |
16 век | Каиралити тика (опубликован) |
Рамануджачарья | Андхра тика (не опубликован) |