В понятиях санкхья, после
соприкосновения первичной материи пракрити с "Я"- пурушей возникает
махат - первый продукт эволюции, в психологическом плане выступающий
как буддхи. Понятие исходит от БУДХ - бодрствовать, пробуждать, познавать;
это общее обозначение познавательных способностей. Когда в пракрити
преобладает светлая гуна саттва, буддхи выявляет как самого себя, так
и мир объектов, характеризуясь добродетелью, отрешенностью, познанием.
При преобладании гуны тамаса буддхи характеризуется несовершенством,
пороком, привязанностью, неведением. Буддхи доставляет пуруше результаты
чувственного восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие.
Тем самым буддхи становится формой пуруши и представляется разумным,
хотя у буддхи как порождения пракрити вообще нет сознания. В санкхье
буддхи трактуется и как вечный и как не вечный; как проявляющий свои
функции и как не проявляющий их. Буддхи не может быть воспринят самим
собой, так как сознание не воспринимается сознанием и, следовательно,
не может выступать как собственный объект: буддхи воспринимается только
через "Я".
Манас - ум в
самом широком смысле этого слова, включающий все ментальные проявления,
психологическая функция, руководящая действием индрий - органов познания
и органов действия. "Вожделение, решение, вера, сомнение, стойкость,
стыдливость, страх, познание - все это манас", - говорится в ранних
Упанишадах. Чувства не знают друг о друге, их координирует манас, который
не может непосредственно общаться с внешним миром. Он осмысливает то,
что поставляют ему чувства, а через него - и буддхи. Манас, в отличие
от атмана и пуруши, принадлежит телу и, как правило, гибнет с гибелью
тела.
Джива - "живой".
Живое существо, душа. Дживе присущи сознание, вечность, способность
к деятельности. Потенциально джива обладает нравственным содержанием,
знанием, верой, неограниченной энергией и бесконечным блаженством. Джива
может находиться в двух состояниях бытия - совершенном и несовершенном.
В состоянии несовершенного бытия джива соединена с материей, образующей
тело, и занята неадекватной деятельностью. В этом состоянии деятельность
дживы выражается в вибрации образующих ее частиц, благодаря которой
материя, находящаяся в теле дживы, поглощается. При этом непрерывно
принимается новая материя, под влиянием ее джива перерождается, теряет
совю силу и повергается в состояние страдания. В состоянии совершенного
бытия джива, занимаясь адекватной деятельностью, освобождается от материи,
начинает обладать потенциальными качествами и благодаря этому освобождается
от страданий. Джива находится в своеобразном иерархическом состоянии,
на нижних ступенях которого располагаются дживы в форме неорганических
веществ и растений, далее - дживы в форме животных, людей, богов, на
верхней ступени - освобожденные дживы (совершенно свободные от материи).