Существуют
два пути духовной эволюции - нивритти-марга (путь монашества
и служения) и правритти-марга (срединный путь постепенного развития
духовного сознания и связи с Богом). В первом случае человек ставит
во главу угла "мокшу" (достижение духовного освобождения). Принимая
отреченный образ жизни, он покидает семью и общество. Он исполняет тяжелые
аскезы и обеты для обуздания своих чувств и ума. В этом случае он должен
удалиться в уединенное место (монастырь или горы), где ничто мирское
не будет отвлекать его от подвижничества и медитации. Он должен принять
целибат (полностью отказаться от половых отношений), отвернуть продукты
насилия (мясо, рыбу, яйца), избегать любых наркотические средств (алкоголя,
табака, чая, кофе и им подобных), оставить
все материальные амбиции (желания богатства, славы, могущества, власти),
сильно ограничить себя в продолжительности сна и количестве пищи. Он
должен жить только за счет пожертвований и довольствоваться дарами природы
(если он живет в лесу или в горах). Подобный путь духовного развития
может привести к быстрому эволюционному скачку, и человек может в течение
одной жизни достигнуть освобождения от материальной зависимости и вернуться
к Богу. Однако нивритти-марга таит в себе немало опасностей,
особенно в Кали-югу, эпоху, которую вот уже пять тысячелетий
переживает наша цивилизация. В одном из самых прославленных арийских
писаний, Бхагавад Гите, Господь говорит Арджуне: “Среди многих тысяч
людей лишь один стремится к совершенству, среди многих тысяч тех, кто
устремлен, едва ли один достигает Меня”. Поэтому Аюрведа рекомендует
правритти-маргу как более постепенный, но и более надежный путь
духовной эволюции. В этом случае человек жизнь за жизнью очищает себя,
поднимаясь с одной ступени на другую. Он может в разумных пределах получать
мирские наслаждения (кома), трудиться на благо своей семьи и
общества, в котором он живет (артха), следовать своей дхарме
(выполнять кармическую программу, данную ему свыше, используя различные
методы религии и йоги). Изучать священные писания для понимания своей
истинной природы. Посещать святые места и общаться с садху (святыми)
и праведниками. Постепенно развивать любовь к Богу и ко всем живым существам.
Такой путь подобен медленному восхождению на вершину. Остановки на этом
пути не приводят к каким-либо значительным потерям. "Тонкое” тело человека
(психика) не разрушается во время смерти, поэтому все реализованное
(опытное) знание, все развившиеся способности, все его духовные достижения
будут ему подспорьем в следующем рождении.
В
соответствии с философией Санкхья, следующий путем правритти-марга
должен быть открытым для всего мира. Любая личность, природа или жизненное
событие могут стать причиной прозрения или приобретения определенного
духовного опыта для человека, готового увидеть в этом перст Всевышнего.