Исходный
пункт метафизики санкхья - учение о наличии следствия в причине.
Следствие и причина понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное)
одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричин и к теории
эволюции - инволюции в объяснении мира. Санкхья исходит из признания
двух первичных реальностей - пракрити (материальная первопричина)
и пуруша ("Я", дух, сознание). При соприкосновении пуруши
с пракрити исконное равновесие гун нарушается; в недрах пракрити
начинается волнение, гуны дифференцируются, чтобы, соединяясь
в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов.
Первый продукт
развития - махат, то есть великое, основа всего материального.
Он же - буддхи, тонкая субстанция всех умственных процессов,
интеллект, сознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает
второй продукт эволюции аханкара ("Я"). В зависимости от преобладания
той или иной гуны или аханкары возникают пять органов восприятия, пять
органов действия, манас, пять тонких элементов (танматры, т.е. потенции
звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают
пять материальных элементов - акаша (эфир), воздух, огонь, вода,
земля. Все эти начала образуют сложную цепь, в которой пракрити - причина
всего, кроме пуруши; махат, аханкара и танматры - следствия
одних начал и причина других; чувства и материальные элементы - только
следствия. Особое место в процессе эволюции занимает джива - "Я"; предполагающее
связь чувств с определенным телом и потому подверженное страданиям,
лежащим в основе всякого телесного бытия. Освобождение от страданий
достигается через возвращение к собственному "Я" из его видимого смешения
с "не-Я"; (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности, разъединение
пуруши и пракрити, приводящее к прекращению эволюционной игры, к выходу
из сансары. "Я" становится бесстрастным по отношению к внешнему миру
и, следовательно,
свободным.
Пуруша - это
истинное Я, обитатель тела. Этот дух представляет собой чистое сознание,
в учении Патанджали - Наблюдатель (драштри). Это концепция наблюдения,
не связанного ни с субъектом, ни с объектом, или скорее такого, которое
обычно считается субъективным, и неизбежно обнаруживается в основе объективного
мира, хотя не имеет формы и не является материальным.
ПРАКРИТИ
Буквально: "претворенная". Материальная, или проявленная сторона Вселенной.
Пракрити означает субстрат объективной реальности. Этимология слова
указывает негативную, недеятельную, то есть субстанциональную, или материальную
(в самом широком смысле) природу всего сущего; "пра" означает "пре-",
"крити" — "сотворенное", но это означает не сотворение форм, а создание
принципов материальности, основным из которых является инертность, которая,
впрочем, активна в процессе перехода от прошлого к настоящему. Таким
образом, в настоящем она представляет разуму status quo (и статичность,
и динамичность), что позволяет ему действовать и реализовывать различные
варианты будущего. Пракрити обладает тремя качествами (гунами): тамас
(инерция покоя, или материя), раджас (инерция движения, или энергия)
и саттва (возможность образования, отзыв на разумную деятельность,
то есть формирующая и комбинирующая Гармония, закон природы, ее пластичное
свойство сохранения форм). Пракрити как принцип, абстрактная форма,
входящая во взаимоотношения с разумом, становится прадханой, фундаментальной
пластичной материальностью.